Ольга Кротова
Конспект занятия по речевому развитию «Космос» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ОД «Речевое развитие» по теме "Космос" в
подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
Цель: формирование речевых умений и навыков на материале по лексической теме «Космос».
Коррекционно-образовательные задачи.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Космос“ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
• Формировать представлений о космосе, освоении космоса людьми.
• Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос» : космос, ракета, солнце, звезды, космонавт, инопланетянин, иллюминатор, созвездие, комбинезон, космодром, звездолёт, звездочёт.
• Совершенствовать грамматический строй речи (употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме, образовывать однокоренные слова, образовывать сложные слова, согласовывать существительные с прилагательными, существительные с числительными).
• Упражнять в образовании новых слов.
• Развитие связной речи.
Коррекционно-развивающие задачи.
• Развивать навыки речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, ориентировки в пространстве, мышления, воображения, общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи.
• Создать хорошее настроение.
• Воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей; желание и умение работать в коллективе.
• Воспитывать у детей интерес к исследованию и познанию, бережное отношение к окружающему нас миру.
• Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.
Оборудование: конверты по количеству детей, в которые вложены буквы разной величины, образующие слово "Космос"; портрет Ю. А. Гагарина, шесть предметных картинок: ракета, космонавт, звезды, солнце, планеты, скафандр; картины космической тематики для оформления группового помещения (звездное небо, космонавт в скафандре, планеты, запуск ракеты, планеты, спутник, созвездие, комета); мягкий мяч, смайлики – настроения (грустное, весёлое).
Предварительная работа: беседа с воспитателем на тему "Космос", о первых космонавтах, о празднике "День космонавтики", рассматривание иллюстраций в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
Ход НОД
1. Вступительный этап:
1. Коррекционная игра «Здравствуйте»
- Здравствуйте, девочки! Педагог приветственно машет рукой
- Здравствуйте! Девочки приветствуют педагога
- Здравствуйте, мальчики! Педагог приветствует мальчиков
- Здравствуйте! Мальчики приветствуют педагога
- Солнышко, здравствуй! Все поднимают руки вверх
- Здравствуй, здравствуй! Скрещивают прямые руки над
головой
День такой прекрасный. Протягивают прямые руки вперед
Здравствуй, здравствуй! Хлопают в ладоши
Воспитатель: Действительно, день сегодня прекрасный и не совсем обычный
- Какое сейчас время года? (Весна)
- Какой сейчас месяц? (Сейчас месяц апрель)
- Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля? (Вся страна отмечает день Космонавтики)
Воспитатель: Молодцы! А теперь, садитесь на свои места.
2. Основной этап:
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на ваши столы, у каждого из вас есть красивый конверт. Откройте конверты и посмотрите, что там? (Буквы)
Воспитатель: Правильно, буквы! Обратите внимание, что все буквы разной величины. Расположите буквы по порядку от самой большой к самой маленькой и когда вы прочитаете получившееся слово, то узнаете, о чем мы будем сегодня говорить. (О космосе)
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня будем говорить о космосе. А что такое космос, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, вы уже очень много знаете о космосе! Космос - это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля.
Игра "Открой портрет"
На магнитной доске закреплен портрет Ю. А. Гагарина, который закрыт 6 предметными картинками: ракета, космонавт, звезды, солнце, планеты, скафандр.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру "Открой портрет"!
Посмотрите внимательно на доску, портрет закрыт картинками, чтобы снять каждую картинку нужно подобрать к ней слова-признаки (какой? какая? какие) и тогда, мы узнаем, кто же изображен на потрете.
Воспитатель: Что изображено в правом верхнем углу? (Ракета)
Воспитатель: Ракета, какая? (Быстрая, красивая, космическая).
(Воспитатель снимает картинку закрывающую часть портрета).
Воспитатель: Молодцы! Что изображено в нижнем левом углу? (Солнце)
Воспитатель: Солнце, какое? (Яркое, горячее, лучистое)
(Воспитатель снимает картинку)
Воспитатель: Очень хорошо, не догадались еще, кто изображен на портрете?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте еще откроем картинки. Что изображено в нижнем правом углу? (Звезды)
Воспитатель: Звезды, какие? (Далекие, мерцающие, красивые).
(убирается картинка)
Воспитатель: Давайте теперь подберем слова - признаки к слову "Планеты"
(Неизвестная, большая, обитаемая).
(убирается картинка)
Воспитатель: Очень хорошо, у нас осталась самая большая картинка, кто на ней изображен? (Космонавт)
Воспитатель: Каким должен быть космонавт? Подберите слова - признаки к слову космонавт (сильный, отважный, здоровый, знающий, умный, мужественный, выносливый, крепкий, находчивый, и т. д.
(Воспитатель убирает последнюю картинку, закрывающую потрет Ю. А. Гагарина)
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, кто этот человек? (ответы детей)
Воспитатель: Это потрет Ю. А. Гагарина. Этот человек первый побывал в космосе. 12 апреля 1961 года впервые совершил полет в космос на космическом корабле-спутнике "Восток-1". В память об этом событии каждый год 12 апреля отмечается праздник "День космонавтики"!
Стихотворение по схеме
В космической ракете,
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог!
Поет об этом песни
Весенняя капель.
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель. (В Степанов).
Игра «Деление слов на слоги»
Картинки которые открыли (планеты, солнце, космонавт, скафандр, звезды,ракета).
Физкультминутка "Астрономическая считалка"
Воспитатель: Что-то мы с вами засиделись, давайте отдохнем! Встаньте рядом со своим местом и задвиньте стульчики, чтобы они вам не мешали.
На Луне жил звездочет, (складываем руки так чтобы получился телескоп, смотрим в него)
Он планетам вел учет ("считаем" указательным пальцем правой руки)
Меркурий – раз, (описываем круг руками)
Венера – два-с, (хлопаем в ладоши)
Три – Земля, (приседаем)
четыре – Марс. (встаем)
Пять – Юпитер, (наклон вправо)
шесть – Сатурн, (наклон влево)
Семь – Уран, (наклон вперед)
восьмой – Нептун, (наклон назад)
Девять – дальше всех – Плутон (прыжок на месте)
Кто не видит – выйди вон. (развести руки в стороны).
Воспитатель: молодцы! (дети садятся на свои места)
Упражнение «Построй ракету»
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать космонавтами? А, на чём космонавт летит в космос? (Ракете). У вас на столах есть счётные палочки. Давайте построим с вами ракету, на которой каждый из вас полетит в космос. (Схема ракеты висит на доске).
Воспитатель: Молодцы, ребята все построили ракеты, а теперь мы с вами полетим на этих ракетах в космическое путешествие. А что мы с вами обязательно оденем при полёте в космос? (Скафандр.)
Вы готовы? Отсчёт (10,9,8,7,6,5,4,3.2,1) – старт
Звук взлетающей ракеты
Воспитатель: Наши ракеты дружно взлетели и долетели до Луны.
А здесь нас встречает кто? (Лунтик)
- Он немного растерян… Нужно помочь ему выполнить задания. Поможем? (Да)
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель даёт детям инструкцию к игре.
В солнечный день на Земле светло, а в космосе ….(темно)
Летом на солнце горячо, а в космосе ….(холодно)
На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе …. (медленно)
На Земле работать легко, а в космосе ….(тяжело)
Земля – наша родная планета, а другие планеты….(чужие)
Игра «Образуй новое слово»
Воспитатель объясняет инструкцию к игре.
- Лунтик предлагает вам придумать новые слова.
Летает к звездам - … звездолёт.
По Луне ходит – …. луноход.
Звезды падают – …. звездопад.
Те, кто живет на Земле - …. Земляне.
Те, кто живет на Марсе - …. Марсиане.
Существа с иных планет - …. инопланетяне.
Сесть на Землю - …. приземлиться.
Сесть на Луну - … прилунится.
Игра «Сосчитай до 5» (игра с мячом)
Воспитатель объясняет инструкцию в игре.
- Лунтик совсем не умеет считать, он просит помощи у вас. Сосчитайте космические объекты :
Одна ракета, две ракеты, пять ракет (Планета, звезда, космонавт, комета, созвездие)
Упражнение "Семейка слов"
Воспитатель: Лунтик, написал, что в космосе очень много звезд. Давайте подберём родственные слова к слову "звезда".
Как можно назвать звезду ласково? (Звездочка)
Воспитатель: Правильно! Если на небе много звезд, то, оно какое? (Звёздное)
Воспитатель: Молодцы! Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова "звезда" : (Звездолёт)
Воспитатель: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово! Человек, который считает звезды это. Вспоминайте считалочку (Звездочёт).
Воспитатель: Умники! А как называется явление, когда звезды "падают" с неба? (Звездопад)
Воспитатель: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе? (Созвездие).
Воспитатель: Молодцы! Вот видите, как много родственных слов мы с вами нашли к слову "звезда". Давайте еще раз вспомним все слова: звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
Воспитатель: Ребята, мы с вами помогли Лунтику, и выполнили все его задания. А теперь нам пора возвращаться на нашу планету. Как она называется? (Земля)
3. Заключительный этап
Релаксация.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте немного пофантазируем! Давайте, сядем ровно на стульчики, и закроем глаза, руки опустим вниз.
Представьте, что вы космонавты космического корабля, который возвращается из космического путешествия с Луны, и в большой иллюминатор вы видите далекие звезды и чудесные планеты, давайте полюбуемся ими.
Звучит музыка «Зодиак» «Космическая»
А теперь мы открываем глаза, и видим, что мы с вами приземлились на нашей планете, как красива наша Планета! Наш полет в Космос завершен! Вы сегодня были сильными, ловкими, как настоящие космонавты! И открыли для себя мир Космоса. А какое настроение было у вас в космическом путешествии, вы покажете с помощью смайликов. (Дети выбирают смайлики в соответствии с настроением).
Я думаю, вы готовы пополнить отряд юных космонавтов. Растите,
тренируйтесь. Ведь далекие планеты ждут вас!
Медленно встаем. Молодцы! Я предлагаю вам в свободное время нарисовать то, что вы увидели во время этого путешествия.