Гульсира Абдуллина
Конспект занятия «Былины — кладезь народной мудрости»
Былины – кладезь народной мудрости.
Цель:
Дать преставление о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении; вызвать интерес к русскому народному творчеству; обогащать словарный запас: Древняя Русь, русичи, былины, богатыри, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия „Былины — кладезь народной мудрости“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Иллюстрации к былинам «На заставе Богатырском», Илья Муромец и Соловей – разбойник, репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Ход занятия:
- Сегодня мы с вами начнем удивительное путешествие, которое я уверена, запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои с которыми вы сегодня встретитесь в наших путешествиях будут сопровождать вас всю жизнь. Мы начинаем путешествие по русским былинам.
- А что же такое былина? Вы знаете? (ответы)
- Я тоже не смогу ответить вам точно. Это сказка и быль одновременно, и песня и стихотворение и просто рассказ. В былине нас ждут самые невероятные встречи и приключения.
- Вы слышали о русском богатыри Илье Муромце? Знаете ли непобедимого Соловья – Разбойника? А богатыря Добрыню Никитича? Он освободил из плена красавицу Забаву Путятичну. Видите сколько много удивительных историй – встреч нас ожидает впереди.
- Как вы думаете, кто же придумал эти удивительные истории? (ответы)
- Правильно, у них нет автора, их сочинил русский народ. Сочинили их в древние времена, когда наша Родина – Россия называлась Русь. Тогда не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили и увидели, и поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, потому былины дощли до нас через многие многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаем, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.
- Сейчас мы рассмотрим картины и очутимся в Древней Руси. На картине Илья Муромец со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, они несут караульную службу на заставе. Богатыри красивые, ладные, крупные. А отличаются они тем, что разного происхождения, нравом и поведением.
Добрыня Никитич – знатного происхождения, из рода князей. Он статен и высок, грамотен, обучен. И в бою смел, и слово ценное «скажет». Он в битве победил змея – Горыныча и освободил из плена много людей, а среди них и племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
Алеша Попович – сын попа. Самый молодой из трех богатырей. Он отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не хватало побеждал смекалкой. Он спас на пиру жену Анастасию. Но всех их объединяет одно – в трудную минуту готовы помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей гибелью.
- Я прочту вам былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (чтение былины)
- Как назывался город и село, где родился Илья Муромец? (город Муром, село Карачарово)
- Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (отнялись ноги резвые, и парень крепыш ходить перестал)
- Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления? (к родителям в поле за благословением, нести богатырскую службу).
- Как называлось место, где он встретил Соловья – разбойника? (Черная Грязь, у реки Смородинки)
- Как Илья Муромец победил его? (стрельбой из лука).
- Куда направился Илья Муромец после победы над Соловьем – разбойником? (Киев град к князю Владимиру)
Знакомство с пословицами о силе и храбрости (дети читают).
- Храбрый побеждает, а трус погибает.
- Смелость города берет.
- Кто смел, тот и цел.
Итог занятия :
- Какое путешествие мы начали на занятии?
- Что такое былина?
- Кто изображен на картине В. М. Васнецова «Богатыри»
- О ком мы прочитали былину?
- Молодцы, вы были внимательны и активны. Получайте медали с изображением богатырей.
Физминутка.
Дружно встали – раз, два, три
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще через левое плечо
Буквой Л расставим ноги
Точно в танце руки в боки
Наклонились вправо – влево
Получается на славу.