Роман Кузичев
Конспект занятия по станковой композиции в 4 классе ДШИ по теме «Пейзажная графика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по станковой композиции в 4 классе ДШИ по теме «Пейзажная графика».
«Я люблю землю, на которой живу, каждую ее травинку - и эту любовь хочу передать в своих работах» народный художник России С. М. Никиреев.
Цель : Знакомство с линогравюрой.
Темочки:
- ДШИ. Детская школа искусств
- ИЗО в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Темочки
Задачи: развитие графических навыков в работе над подготовительным рисунком, формирование умений при выполнении линогравюры, соблюдение правил безопасного обращения с инструментом.
Зрительный ряд: презентация «Пейзажная графика в творчестве русских и советских художников.»
Материалы: бум. А4, пр. кар., ластик, копировальная бумага, линолеум, резцы, листы фанеры 30х40см, небольшое зеркало.
Ребята, в младшей группе вы рисовали в технике монотипии, делали отпечатки на стекле. Сегодня мы с вами продолжим изучать графические техники. (Демонстрация слайда с рисунками сосен Ивана Шишкина.) Находясь в Германии на обучении, русский художник очаровал немецкую молодежь своим виртуозным талантом рисовальщика. У художника замечательно получались работы тушью. Это сложная, но интересная графическая техника. Исправить рисунок тушью нет никакой возможности, поэтому надо хорошо компоновать и обладать точным движением руки и развитым глазомером.
В начале 20 века художница из Петербурга Анна Остроумова-Лебедева создала замечательные графические листы в технике цветной ксилографии, посвященные любимому городу. На них она изобразила знаменитые постройки: Биржу, Адмиралтейство, скульптуры в Летнем саду, корабли, мосты и многое другое (Слайд «Адмиралтейство под снегом»1901г.) У художницы получалось точным и выразительным силуэтным пятном строить изображение городской архитектуры и других объектов.
Одной из самых «честных» графических техник, по выражению моего учителя В. А. Платицина, является карандаш. Посмотрите, как обычным простым карандашом нарисована лодка на пейзаже известного графика Петра Митурича и выполнены пейзажные зарисовки художника Петра Кончаловского в древнем Новгороде.
В Москве жил и работал замечательный мастер гравер Иван Павлов. В 1919г. вышла книга с его гравюрами «Уходящая Москва», в которой художник оставил нам облик старых улиц, церквей Москвы (в 1918г. столица из Петрограда переехала в Москву). На этом слайде вы можете видеть «Церковный домик на Остоженке».
Гурий Захаров, Андрей Ушин, Станислав Никиреев и многие другие советские мастера гравюры приняли эстафету от старшего поколения графиков. Посмотрите на лист Захарова "Ватин переулок", как выразительно и интересно передана архитектура любимой художником Москвы 60-х годов. В простых мотивах художник находит красоту- ребенок катится с горки на санках, бабушка переходит, опираясь на клюку дорогу. И даже такая малая деталь, как табличка с названием склада становится частью композиции. А посмотрите, как художник наносит точно и ровно штрихи штихелем, специальным резцом для линогравюры. При печати изображение в листе перевернется, так на основе Гурий Захаров расположил бабушку, людей и дома с правой стороны, чтобы на оттиске все это отобразилось с левой, как он и задумал в композиции.
Для печати применяют черную типографскую краску.
фото Кузичева Р "Клише. "Гриб" Вера М. 11 лет. Линолеум, резец.
Самые простые печати можно вырезать из картофелины, пенопласта. Китайские мастера – графики, которые рисуют тушью на кальке горные пейзажи ставят в конце работы свои печати из камня красной краской -авторский знак. Вот такая интересная техника эта гравюра.
А на этом слайде вы можете посмотреть на мастерство художника, который родился в г. Мичуринске, а художественное образование получил в Москве в мастерской известного художника Е. Кибрика. Жил художник в подмосковном Подольске. Много путешествовал по разным странам и континентам. Из поездок кроме впечатлений и рисунков, привозил коробки с редкими бабочками и жуками. На своих офортах Станислава Никиреева художник вместо автографа гравировал бабочку. Техника офорта весьма сложная. Здесь много тонких деталей. Эта, пожалуй, самая трудоемкая техника в эстампе, она связана с травлением металлической доски кислотой, поэтому в детском творчестве не применяется. Месяцы, а иногда и годы работы уходят над одним листом. Например лист «Фросин двор» создавался на протяжении трех лет! Имя художника занесено в книгу рекордов Гиннеса - на одном квадратном сантиметре, С. Никиреев уместил, сложно поверить- 78 деталей. Пока это рекорд!
Практическая работа.
А сейчас мы с вами будем выполнять рисунок для линогравюры. Тема рисунка "Пейзаж". Рисовать мы будем на листе 15х20 см,
фото Кузичева Р. "Пейзаж с горами" Ярослава Ю. 11 лет бум. ,пр. кар.
затем переведем изображение на линолеум при помощи копировальной бумаги
фото Кузичева Р. "Цветок " Александра З. 11 лет, линолеум, авторучка
и будем острыми резцами по дереву вырезать, то что в вашем рисунке будет светлым, а то,что должно остаться черным, мы не трогаем.
фото Кузичева Р.
Первый этап работы "Горы " Ярослава Ю.
Поэтому в нашем рисунке мы должны определиться с количеством светлого и темного, причем светлое надо заштриховать, чтобы вы видели, что вам надо вырезать. Для рисунка можно применить зеркало, чтобы понять, что в итоге у нас получится. Если мы мало вырежем линолеума, то изображение будет темным и некрасивым. Чем больше режет художник основу, тем светлее потом получится оттиск. Поэтому, чтобы получилось красивое и выразительное черно-белое изображение необходимо правильно распределить уже в эскизе количество светлых и темных штрихов.
1. Выполнение подготовительного рисунка.
2. Перенос изображения с рисунка на основу (линолеум) при помощи копировальной бумаги.
Ребята вы взяли в руки гибкий синтетический материал - линолеум. Промышленное производство линолеума началось с 1864г. в Великобритании. Сейчас этот рулонный материал широко применяется в отделке жилого дома. Художники в начале прошлого века обратили внимание на возможности материала в эстампе и стали активно его использовать. В начале, художники резали и печатали на одной доске черной краской, позднее появляется цветная линогравюра, стали применять три-четыре цвета, а, следовательно, увеличили количество досок. Спросите почему основу называют досками? Гравюра начиналась с деревянных досок. Ксилография-(«ксилос» от греческого- дерево и «графия»- пишу, рисую) гравюра на дереве. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение в ксилографии отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения.
Для начала необходимо научиться держать правильно в руке резец и усвоить простые правила безопасного обращения с инструментом.
3. Демонстрация педагогом приемов работы резцом. Работа резцом на прямых и округлых участках.
4. Самостоятельная проба детьми приемов резания на линолеуме.
-движение резцом по прямой от себя. Ведущей рукой держим крепко резец и ведем его прямо в направлении от себя, другой рукой придерживаем доску. Рука при этом должна находиться в безопасном месте.
фото Кузичева Р "Надо быть внимательным. За работой. "
-движение по округлой форме резцом наиболее сложное, требует хорошей координации. Лист линолеума лучше поворачивать, а резец держать прямо.
5. Самостоятельная работа на основном формате.
-начинаем снизу справа, придерживающая рука находится слева сверху, режем фон полукруглой стамеской.
-выполняем выборку вокруг объектов изображения: куста, дерева, цветка и т. д.
6. Линолеум тонкий, поэтому режем серую верхнюю часть толщиной 1мм., нижний светлый слой оставляем нетронутым. Если случайно мы прорезали линолеум не в том месте, исправить уже не получится, поэтому важно резать последовательно и не спеша.
7. Мелкой стамеской или ножом режем тонкие штрихи-волоски. Не забываем, что вырезанное будет светлым, а оставленное-темным. Поэтому думаем о результате, прежде чем коснуться штихелем линолеума.
8. Выполняем печать. Для этого накатываем на доску валиком черную густую краску, берем лист, прикладываем к доске и проводим косточкой, не пропуская ни каких выпуклостей. Слегка приподнимаем уголок и смотрим, если плохо что-то отпечаталось, то повторяем действия еще раз.
фото Кузичева Р. готовый оттиск "Гриб" Вера М. 11 лет Линогравюра.
фото Кузичева Р. готовый оттиск "Горы" Ярослава Ю. 11 лет. Линогравюра.
Рефлексия.
Вопросы. Какую графическую технику мы сегодня с вами освоили?
Назовите имена советских художников-графиков?
Спасибо за внимание.