Синявина Елена Геннадьевна
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе (ОО «Познание»)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по РЭМП для детей подготовительной к школе группы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с составными частями задачи, учить умению составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 через создание специальных условий.
Публикация «Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе (ОО „Познание“)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Закреплять знание цифр, математических знаков, букв через дидактическую игру, и применять их при решении задач.
- Способствовать формированию умения графически моделировать рисунок, используя цифры и стрелки-указатели движения.
- Систематизировать и расширять знания о школе.
Развивающие задачи :
- Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных задач, непроизвольного внимания при помощи игрового приёма.
- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
- Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в парах.
- Формировать позитивную мотивацию к обучению в школе через конкретную ситуацию.
Предварительная работа :
- Рассматривание альбома «Школа- это так важно»
- Беседы с детьми на тему «Скоро в школу».
- Загадывание загадок о цифрах, математических знаках, школьных принадлежностях.
- Чтение стихотворений о школе, об учениках.
- Беседа с детьми «У меня зазвонил телефон».
- Упражнение детей в разговоре по телефону, с целью
совершенствования диалогической формы речи.
- Проведение графических диктантов с детьми.
- Сгибание цифр и математических знаков из проволоки, выкладывание примеров из проволочных цифр и знаков.
Оборудование:
- Портфель со школьными принадлежностями.
(с одной стороны с грустным выражением лица, а с другой - с весёлым)
- Тетради с заданиями (на каждого ребёнка)
- Пеналы с цифрами и математическими знаками.
- Проволока разной длины (на каждого ребёнка).
- Сигнальные карточки.
- Телефон.
Методические приё мы:
Словесные: Объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы, предвосхищающая оценка.
Наглядные: рассматривание школьных принадлежностей,
сравнение с образцом.
Практические: сгибание из проволоки, исключение лишних знаков, графический диктант по заранее подготовленному условию, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Игровые: создание игровой ситуации.
Индивидуальная работа:
- С Кириллом- при выполнении графического диктанта, при самостоятельном решении задачи.
- С Настей и Васей- при сгибании цифр и математических знаков из проволоки.
- С Викой Х- при выделении букв из ряда цифр и знаков, при выполнении графического диктанта.
Ход занятия:
- Ребята, пройдет совсем немного времени, и вы станете школьниками.
Когда это случится?
- Сейчас, в детском саду, мы с вами много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад.
Скажите, чем детский сад отличается от школы:
- В детском саду дети спят, а в школе?
- В детском саду обед, няня приносит в группу, а в школе?
- В детский сад дети ходят с сумочками, а может и без них, а в школу обязательно?
- В детском саду оценки не ставят, а в школе?
- Молодцы, ребята, я рада, что вы так много знаете о школе.
К нам в детский сад пришел необычный гость.
А что это за гость, вы узнаете, если отгадаете загадку.
- У девчонки, у мальчишки,
В нём лежат тетради, книжки,
Ручка, кисточка, альбом,
Нет лишь куклам места в нём!
- Конечно же, это школьный портфель!
(показываю детям школьный портфель с нарисованным на нём грустным лицом)
Вот он! Ой, что же это такое?
Как вы думаете, какое настроение у нашего гостя?
- Уважаемый портфель, почему вы такой печальный?
(портфель «шепчет» не ухо воспитателю)
Все понятно, с портфелем случилась беда.
Он не может найти своего хозяина.
Ребята, как вы думаете, можно ли в такой трудной ситуации оставить его одного?
- Я предлагаю позвонить директору нашей школы. Вы согласны?
Вы знаете, как её зовут?
- Кто сможет поговорить по телефону со Светланой Юрьевной.
- Не забудьте поздороваться, объяснить, что случилось, спросить, не потерял ли кто- нибудь из учеников нашей школы портфель и поблагодарить.
(Звонок директору)
- Ребята, а пока мы ждём хозяина портфеля, давайте поднимем настроение нашему гостю и расскажем ему и покажем, что мы уже совсем готовы стать школьниками.
Уважаемый портфель, можно тебя открыть?
(открываю портфель)
Ребята, послушайте загадку про то, что я первым достану из портфеля.
Я то в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Что такое я?
-У вас на столах тоже есть тетради, возьмите их. Посмотрите, что написано на странице тетради?
Слушаем внимательно задание. Ручкой зачеркните цифры и математические знаки.
(дети выполняют задание)
- Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием.
Что осталось незачёркнутым?
Из оставшихся букв мы попробуем прочитать слово. Будьте внимательны.
Алёша, прочитай, пожалуйста, все буквы по порядку.
- Кто сможет сложитьиз этих букв слово и прочитать его?
- Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием. Особенно я рада за Аню. Она самостоятельно смогла прочитать трудное слово.
- Сегодня, мы с вами будем учиться, составлять и решать задачи. А портфель посмотрит, как это у нас получится.
Алёша, поставь, пожалуйста, на этот стол слева 4 матрёшки.
А ты, Аня, принеси ещё одну матрёшку и поставь её справа.
(дети выполняют задание)
Ребята, что сделали Алёша и Аня?
- Рассказ про то, что сделали Алёша и Аня- это условие нашей задачи.
Послушайте ещё раз условие задачи:
Алёша поставил на стол 4 матрёшки, Аня принесла ещё 1 матрёшку.
Саша, повтори условие задачи.
- Как вы думаете, о чём можно спросить в этой задаче?
- Правильно, это и будет вопрос нашей задачи.
Антон, повтори вопрос задачи.
- Вопрос всегда стоит в задаче после условия.
- Как вы думаете, больше или меньше стало матрёшек после того, как Аня принесла ещё одну.
- Значит, какой математический знак + или – мы будем использовать при решении задачи?
-Что нужно сделать, чтобы решить задачу.
- Так сколько всего стало матрёшек?
- Это и будет ответ нашей задачи.
Артём, повтори ответ задачи.
- Итак, мы с вами составили задачу и ответили на её вопрос, значит, мы решили задачу!
- Кто из вас хочет составить свою задачу?
Дети, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить условие и вопрос задачи.
- Ребята, кто сможет повторить ещё раз условие этой задачи.
- Какой вопрос у этой задачи?
- Молодец, Никита, интересную задачу придумал и ребята правильно нашли условие и вопрос.
- Как мы будем решать эту задачу?
- А ту цифру, которая получится при решении, сделайте из проволоки путём сгибания (дети сгибают цифру).
- Алёша, какую цифру ты сделал?
- Поднимите свои цифры. Молодцы, ответ у всех получился правильный.
- Антон, скажи нам ответ задачи.
- Ребята, постарайтесь составить такую задачу, чтобы при решении использовать действие вычитание. Придумайте условие задачи.
- Молодец, Алеша, правильно придумал условие задачи.
Кто сможет, поставить вопрос к задаче.
- Внимание, ребята, слушайте задание: Сейчас вы будете работать в парах, а наш гость посмотрит, как вы умеете договариваться и дружно работать. Выложите решение этой задачи из проволочных цифр и математических знаков на столе. Будьте внимательны в выборе математического знака.
(дети выкладывают решение задачи в парах).
(инд. работа: Кирилл, если машина уехала, их стало больше или меньше? Значит, какой математический знак, будем использовать при решении задачи).
- Прочитайте решение задачи, которое вы выложили.
-Если вы согласны с таким решением, поднимите зелёный сигнал, если нет- красный.
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо придумывали и решали задачи. Очень рада за Никиту. Он самый первый придумал задачу, в которой мы выделили условие и вопрос. Хочу похвалить Васю, за то, что он правильно решил задачу и сложил цифру 4 из проволоки.
Посмотрите, ребята, даже портфель заулыбался, он тоже рад вашим успехам.
(звенит колокольчик)
- Ребята в школе звонок зовет учеников на урок и на перемену.
А, что ученики делают на перемене?
- И мы с вами немного отдохнём.
Мы работаем руками,
Мы летим под облаками,
Руки вниз и руки вверх,
Мы летим быстрее всех (машут руками, как крыльями).
Чтобы ноги не болели,
1- присели, 2- присели,
3, 4, 5 и 6
(приседаем)
Вместе дружно мы идём (ходьба на месте)
И садимся мы потом (садимся за столы)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
- Хотите, узнать, что ещё есть в портфеле?
- Слушаем загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(достаю книгу)
- Конечно же, в портфеле обязательно есть книги. Школьники по ним учатся и называются они учебники.
Повторите это слово.
Для вас в этой книге есть занимательные задачки. Вы хотите проявить смекалку и сообразительность? Тогда слушаем очень внимательно.
У бабушки Маши внучка Даша,
Кошка Пушок, собака Дружок.
Сколько внуков у бабушки Маши?
Как вы думаете?
Кто думает по- другому?
Почему же только 1 внучка Даша, а как же кошка Пушок, собака Дружок?
- Вы согласны с ответом? Тогда поднимите зелёные сигналы.
- Молодцы, вы очень внимательны, не попались на хитрость задачки.
Слушаем следующую задачу:
Над рекой летели птицы,
Голубь, щука, 2 синицы.
Сколько птиц летело.
- Скажите, сколько птиц летело?
- Как думает Андрей? Вика?
- Какие птицы летели?
- Сколько птиц всего?
- Молодцы, ребята, и с этой задачей вы справились и объяснили свой ответ.
- Слушаем последнюю задачу
На столе лежали 4 яблока,
одно яблоко разрезали пополам и оставили на столе. Сколько яблок на столе?
- Как думает Никита? Аня? Кто считает по- другому?
- Но ведь одно яблоко разрезали пополам, может быть, их стало больше? Почему?
Я очень рада, ребята, что вы были очень внимательны, смогли доказать правильность своего решения. Я очень рада за Никиту, что он прежде подумал, а лишь потом поднял руку. Молодец!
- Отдохнём?
- (Пальчиковая гимнастика «Три Егора»
- На горушке
(подними, руки вверх, изобрази ими полукруг)
-три
(большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх)
- забора,
(руки держи перед собой, пальцы разведи в стороны)
- три
(большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх)
- избушки,
(соедини концы пальцев вместе, изобрази крышу избушки, поднимая руки вверх)
- три
(большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх)
- Егора
(руки опусти вдоль туловища).
- Справа- дедушка Егор,
(сделай шаг вправо и руки вправо, левую ногу приставь и руки опусти)
- Слева- дядюшка Егор.
(Сделай шаг влево и руки отведи влево, правую ногу приставь и руки опусти)
- А у среднего забора
(сделай полунаклон туловища вперед, разведи в стороны)
- Не Егор,
(поворачивай голову в стороны).
- А пол- Егора,
(руки вытяни вперёд на уровне пояса ладонями вниз).
- Потому что он пока
(Походи на месте)
- От горшка на два вершка.
(Сделай полунаклон туловища вперёд, держа полусогнутые в локтях руки на уровне пояса ладонями вниз)
- Ребята, хотите посмотреть, что ещё у школьников в портфеле?
(достаю пенал)
- Что это за кошелёк на молнии? Может это для денег?
- Молодцы, конечно же это пенал. Пенал- очень удобная и необходимая вещь. А что бы случилось, если б не было пенала?
Смотрите, как улыбается портфель, он доволен вашим ответом.
- Для выполнения следующего задания нам тоже понадобится простой карандаш и тетрадь в клетку. А я и наш гость посмотрим, как вы самостоятельно умеете работать.
Откройте тетради, посмотрите задание.
Кто затрудняется, поднимите красный сигнал.
( Во время самостоятельной работы даю установку на посадку: «Даже портфель нахмурился, потому что вы не бережёте своё здоровье. Сядьте, пожалуйста, правильно»)
- Посмотрите, какое изображение, должно было, у вас получится.
(дети сравнивают своё изображение с изображением на доске)
- У кого получилось такое- же изображение поднимите сигнальные карточки.
- Я очень рада, что подняты зелёные сигнальные карточки. Это значит, что все задание выполнили верно.
- На что похоже?
- Подумайте, как можно дорисовать изображение, чтобы оно стало похожим на портрет нашего гостя.
Дорогой портфель, вам нравится ваш портрет?
Ребята, портфель говорит, что ему очень нравится портрет, и вы ему очень понравились, настоящие будущие школьники.
Я очень рада за вас сегодня, вы все задания выполняли правильно, хотя они были не простые. Чему вы сегодня учились?
- Из каких частей состоит задача?
- Я думаю, что дома вы покажете, как научились составлять задачи.
- Что вам особенно понравилось?
(Стук в дверь. Появляется директор школы)
- (Директор) Ребята, хозяйка портфеля нашлась. Первоклассница Юля приходила в медицинский кабинет и забыла свой портфель.
Сейчас у них идёт урок физкультуры, вы разрешите, я отнесу ей портфель.
- (Воспитатель) Ребята, посмотрите, как заулыбался портфель! (изображение на портфеле меняется)
- (Директор) Ребята, я очень надеюсь, что среди вас таких растеряшек не будет. И вы всегда будете всегда собранными. Хорошо готовьтесь к школе, а мы вас с радостью примем вас в семью школьников.