Людмила Тихонова
Конспект занятия по развитию связной речи у детей «Осень» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Осень»
Возраст 6-7 лет
Данная образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы. Она позволяет систематизировать знания детей, содействует обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. В образовательной деятельности сочетались как учебные, так и игровые методы работы. Использование мультимедийного оформления помогло сделать образовательную деятельность разнообразной, динамичной и не утомительной. В образовательную деятельность включены игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи у детей „Осень“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Занятие насыщено здоровьесберегающими технологиями, а именно заданиями, направленными на развитие артикуляционной, общей, мелкой моторики и дыхания.
В ходе образовательной деятельности учитывается нагрузка материала, для предупреждения утомляемости детей предлагается физминутка.
Благодаря разнообразному наглядному материалу, современным ИКТ и сюрпризному моменту дети были активны и показали хорошие знания.
Игровые упражнения, используемые в ходе данной образовательной деятельности, могут быть полезны не только учителям-логопедам, но и воспитателям в совместной деятельности с детьми.
Цель: активизация словаря, обобщение и закрепление знаний детей по теме «Осень»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить знания детей об основных признаках и явлениях осени.
2. Закрепить умение образовывать уменьшительно–ласкательные формы существительных.
3. Учить образовывать антонимы слов.
4. Закреплять навыки и умения составления полного и последовательного связного рассказа.
Коррекционно-развивающие :
5. Развивать слуховую память и фонематический слух.
6. Развивать физиологическое дыхание, артикуляционную и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
7. Воспитывать уважительное отношение друг к другу и бережное отношение к природе.
8. Вызвать эмоциональный отклик и чувство прекрасного.
Оборудование: варежки в виде язычков на каждого ребенка, картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка «звуковичков», презентация на тему «осень», ноутбук, листья из цветной бумаги, мяч, фланелеграф и картинки (признаки осени, тетрадь и ручка на каждого ребенка.
Ход образовательной деятельности:
Мотивация:
Педагог: Здравствуйте, ребята, сейчас мы с вами поиграем с нашими волшебными язычками (каждому ребенку раздаются варежки в виде язычка для выполнения артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики).
Педагог: выполняем упражнение «Часики»
Влево-вправо, влево-вправо
Наш язык скользит лукаво,
Словно маятник часов покачаться он готов.
Тик-так, тик-так не остановишь их никак (дети выполняют совместные движения кистью руки и языком влево-вправо).
Упражнение «Качели»
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз (дети выполняют совместные движения кистью руки и языком вверх-вниз).
Упражнение «Змея»
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе (дети выполняют совместные движения кистью руки и языком вперед-назад).
Упражнение «Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем -
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать (дети выполняют совместные круговые движения кистью руки и языком).
Педагог: А теперь мы поздороваемся со «Звуковичками» (показ картинки, уточнение артикуляции гласных звуков).
Основная часть:
Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим об одном очаровательном времени года. А о каком вы сейчас сами и отгадаете:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен. Я … (осень)
- Правильно, ребята, это осень – самое яркое и красивое время года (показ слайда №1 и прослушивание музыки об осени Вивальди).
- Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их будете отгадывать.
Загадки об осенних месяцах :
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришёл? (слайд №2)
Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Смолкли птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился…
Что за месяц к нам явился? (слайд №3)
Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц, подскажи? (слайд №4)
Педагог: Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? (показ слайдов №5-12).
Работа с фланелеграфом (каждый ребенок размещает на фланелеграфе картинку с изображением признака осени).
Педагог: Ребята, давайте поиграем с мячом. Я буду кидать вам его и называть слово, а вы будете возвращать мне мяч и называть это слова ласково.
Игра с мячом «Назови ласково»
Дождь…
Лужа…
Ветер…
Туча…
Солнце…
Лист…
Сад…
Дерево…
Лес…
Цветок…
Трава…
Снег…
Зонт…
Птица…
Педагог: Ребята, сейчас вы будете называть слова наоборот.
Игра «Скажи наоборот»
Осень бывает ранняя, а бывает … (поздняя).
День бывает дождливый, а бывает … (солнечный).
Небо бывает ясное, а бывает… (хмурое).
Трава бывает мокрая, а бывает … (сухая).
В дождь настроение грустное, а в солнечную погоду … (веселое).
Педагог: Ребята, давайте встанем и немного разомнемся.
Физминутка «Листики осенние» (каждому ребёнку раздаются листики деревьев из цветной бумаги).
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Дыхательная гимнастика
Педагог: Ребята, а теперь мы с вами устроим настоящий листопад. Поднимите листики на уровень своего лица, медленно вдохните через нос и плавно подуйте на них; а теперь снова вдохните через нос, резко подуйте на листики, и выпустите их из рук.
Педагог: Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинке.
«Осень»
Наступила осень. Часто идут дожди. На деревьях пожелтели листья, начался листопад. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Люди надевают теплую одежду. Осенью дети пошли учиться в школу. В садах и огородах собирают урожай. Птицы улетают на юг.
Пальчиковая гимнастика.
Педагог: Ребята, давайте поиграем с нашими пальчиками.
Выполняем упражнение «Кошка»
Кошка на полу сидит
И ушами шевелит.
Упражнение «Стульчик»
Я на стульчике сижу
И по сторонам гляжу.
Упражнение «Гусь»
Гусь гогочет «га-га-га»
На дорожке у пруда.
Упражнение «Фортепиано»
Наши пальчики упрямо
Вновь разыгрывают гаммы.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем весело играть.
Работа в тетрадях (штриховка листьев деревьев).
Рефлексия:
Педагог: Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Что вам особенно запомнилось?
С кем бы вы хотели поделиться своими знаниями?
Сюрпризный момент:
Дети выполняют артикуляционное упражнение «Чашечка», логопед кладет каждому ребенку в «чашечку» витаминку и просит удержать ее под счет до пяти.