Алексеева Ирина
Конспект занятия по развитию связной речи «Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ - ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ "У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ( ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ: "ДОМ", СЕМЬЯ", "РОДИНА")
ЦЕЛЬ : формирование связной речи, навыка составления простого распространенного предложения с предлогом.
ЗАДАЧИ :
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Знакомство со сказкой „У страха глаза велики“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
·Познакомить детей с новой сказкой " У страха глаза велики ". Учить понимать эмоционально - образное содержание произведения, название сказки. Обогатить словарь детей новыми словами, объяснить их значение : колода, квохтушка,наперсток, схорониться.
·Продолжать развивать слуховое восприятие - учить внимательно вслушиваться в русскую речь, находить интересные СЛОВА, слышать рифмы, подбирать синонимы, антонимы ; передавать через речь образы героев (например с помощью слов " трех - плех "), слов с увеличительным суффиксом -ищ - (медведище, котище.); активизировать использование предлогов в речи.
·Продолжать учить детей составлять предложения с предлогами, используя картинно-графические схемы по методике Т. Ю. Бардышевой,Е. Н. Моносовой, закрепить понятия : "предложение ", короткие слова -помощники (предлоги), слова -действия (глаголы), слова -предметы (одушевленные, неодушевленные существительные) .
·Развивать умение пересказывать сказку последовательно, близко к тексту, выразительно, с четкой дикцией, чтобы было понятно окружающим людям, подготовить детей к драматизации произведения.
·Воспитывать любовь и уважение к РУССКОЙ культуре, к русскому СЛОВУ, к русским традициям, к своей РОДИНЕ.
МАТЕРИАЛ к занятию : иллюстрации - колодец, коромысло, колода, печь ; настоящий наперсток, заяц из настольного театра, музыкальное сопровождение, картинно-графические схемы предложений, костюмы и декорации для драматизации произведения.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :. Беседа о страхах- занятие педагога -психолога, знакомство с русскими пословицами и поговорками о трусости, чтение стихотворения С. Маршака «Про мальчика Петю». Посещение «русской избы» на занятии воспитателя.
Ход занятия
Из шкатулки логопед достает игрушечного зайца, обращается к детям : " Вы знаете из какой сказки прибежал зайчишка? (предположения детей)
Да зайку можно встретить в разных сказках, часто его называют трусишкой, много врагов у него,надеяться он может только на свои длинные ноги да чуткие уши. Недаром в народе говорят "Трусливому зайке и пенек - волк " Вот и сегодня зайчик напомнил мне русскую народную сказку "У страха глаза велики ".
Сказки пришли к нам из прошлых времен, многие вещи из того времени уже и не встретишь, посмотрите картинки (показ картинок-колода,колодец,коромысло, дети примеряют наперсток.)
Рассказывание сказки (сопровождается показом картинок на интерактивной доске)
Почему же так говорят : " У страха глаза велики? " Название сказки такое же, как и пословица. Когда люди пугаются, они делают большие глаза, покажите. Если страшно, все кажется больше и ужаснее, помните,как в стихотворении С. Маршака про мальчика Петю, который боялся темноты, глаза видят то, чего и в помине нет. Вот как наши герои : кто чего боялся больше всего на свете, это и увидел. бабушка - медведя, внучка -волка,курочка - лису,мышка - кота, а зайка - охотников с собаками, скажите, это на самом деле с ними случилось?
Подскажите, а что случилось на самом деле? Значит герои все придумали? И герои - водоносы и заяц с перепугу побежали и даже не поняли, что случилось.
Чему учит нас эта сказка? (не надо бояться пустяков, высмеивает трусость)Назовите слово наоборот (антоним) к слову трусость. А в помните поговорки о трусости? (Пуганая ворона и куста боится. Не ходи в лес, коли зайца боишься. Трус своей тени боится.)
В этой сказке показано, насколько смешными могут быть трусоватые люди, она учит побеждать свои страхи. А как можно по -другому назвать страх? (пугливость, боязливость, испуг, боязнь.)
А в сказке есть рифмы? Да - старушка, хохотушка, квохтушка, норушка - слова, помогают понять образ героев сказки. Бабушка - старенькая, внучка - веселая и задорная, курочка часто квохчет, помните я вам рассказывала, что куры умеют громко подавать голос - тогда они кудахчут, если тихо - то квохчут, когда сносят яйца или ухаживают за цыплятами. А мышка почему названа норушкой? (потому что в норке живет.)
Какие у них были ведра (разного размера. У курочки величиной с огурчик, а у мышки с наперсточек.)
Откуда они воду брали? (Из колодца, из колоды,из лужи,из следа от поросячьего копытца)
А как "пела" водица в ведрах (тре-е-ех - пле-е-ех, трех -плех,трех. трех -плех,плех, трех,трех,трех-плех,плех,плех) З ачем рассказчику понадобилось использовать такие слова?
Чтобы показать походку и характер героев, предлагаю вам, ребята, встать и показать это (дети показывают образы героев, повторяют слова "трех-плех" в разном ритме).Есть такое слово "семенит"-вот и курочка с мышкой,стараясь не отстать, семенят ножками.
Что же в огороде приключилось? (дети отвечают) А вот вам и еще одна рифмочка - хлоп -лоб.
Водоносы (это те, кто воду носят)домой помчались прятаться. Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку спряталась,курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась (спряталась).
Начали они рассказывать о своих страхах друг-другу, обратите внимание - бабушке померещился не просто медведь, а МЕДВЕДИЩЕ, мышке - КОТИЩЕ усатый, предлагаю их изобразить.
Дети изображают героев сказки, учатся эмоционально передавать их фразы, жесты,делятся впечатлениями у кого получилось достовернее.
Логопед предлагает поучить эту сказку и сделать по ней спектакль для малышей.
На следующем занятии дети пересказывают эту сказку с помощью картинно - графических схем, а заключительный этап - это драматизация произведения - спектакль для малышей.
Приложение.
Стихотворение "Чего боялся Петя"
Темноты боится Петя.
Петя маме говорит:
— Можно, мама, спать при свете?
Пусть всю ночь огонь горит.
Отвечает мама: — Нет! —
Щелк — и выключила свет.
Стало тихо и темно.
Свежий ветер дул в окно.
В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете —
Это куртка и штаны.
Рукавами, как руками,
Куртка двигала слегка,
А штаны плясали сами
От ночного ветерка.
В темноте увидел Петя
Ступу с бабою-ягой.
Оказалось на рассвете —
Это печка с кочергой.
Это печь,
А не яга,
Не нога,
А кочерга
В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете —
Это старый чемодан.
Высоко — на крышу шкала —
Чемодан поставил папа,
И светились два замка
При луне, как два зрачка.
Каждый раз при встрече с Петей
Говорят друг другу дети:
Сказка " У страха глаза велики"
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали.
Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.
Бабка охает:
— Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики : чего нет, и то видит»
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУСОСТИ
Трус, что заяц, — и тени своей боится
Душа в пятки ушла (так перепугался)
Треску бояться — в лес не ходить.
Трус и таракана принимает за великана
Пуганый заяц и пенька боится
Для трусливого Афоньки и заяц — волк