Елена Иванова
Конспект занятия по развитию речи «Русская ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества: песнями,потешками, сказками, загадками. Обратить внимание на красоту русского языка. Вызвать интерес к фольклору. Вовлечь детей в игровую и творческую деятельность, продолжать знакомить с отдельными чертами характера человека, побуждать с помощью мимики, жеста, движения изображать отдельную черту характера, совершенствовать диалогическую речь, учить детей отвечать на вопросы по содержанию русских народных сказок. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей через приобщение к русской народной культуре.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Русская ярмарка“» размещена в разделах
Обогащение словаря: присказка, коробейник,скоморох, потешаться.
Материал: карусель, костюмы скомароха,бабушки,коробейника, диск с записью русских народных мелодий, короб, книги,музыкальные инструменты.
Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных сказок, заучивание потешек, прослушивание и пение русских народных песен, просмотр мультфильмов, знакомство с русским народным костюмом.
Ход деятельности:
В группу входит воститатель в нарядном платке.
Ребята, посмотрите какой и меня нарядный платок. Такие платки носили в старину. Какого цвета в платке больше?
Красного.
А что у славян означал красный цвет?
Радость, праздник.
Мы с вами отравимся на праздник. Из глубины веков до нас дошли добрые сказки,хитрые загадки,шутливые потешки,весёлые и грусные песни. Все эти виды народного творчества принято называто английским словом «фольклор», которое пороводися как «народная мудрость». Чтобы луучше познакомиться с этими видами творчества давайте совершим путешествие в прошлое. Вот на этой карусели мы отправимся на русскую ярмарку где испокон века веселился, водил хороводы, пел песни, катался на качелях и каруселях удалой русский народ. (приглашает детей занять место на «карусели».Дети встают вокруг стойки. Держатся за ленты и бегут по кругу под мелодию «Коробейники»). Детей встречает коробейник (воспитатель одетый в рубаху и картуз, в руках лоток с книгами)
День добрый, красны девицы, добры молодцы! Я коробейник Иван. Вот мой короб, потому я и зовусь коробейник. А в коробе моём сказки. Вы любите сказки? Тогда ответьте мне с каких слов начинаются сказки?
Жили-были; В некотором царстве,в некотором государстве.
Молодцы, а ещё сказки начинаются с присказок. Вот послушайте:
Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки,
На море-океане, на острове Буяне, там берёзонька стоит
На ней люлечка весит, в люльке зайка крепко спит.
А теперь скажите какими словами заканчиваются сказки?
Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец!
Много вы знаете сказок? Сейчас я вас испытаю. Отвечайте мне кто гоаорит эти слова и в каких сказках?
Ку-ка-ре-ку, несу косу на плечи, хочу лису посечи!
(Петушок из сказки «Заюшкина избушка»)
Ловись,рыбка, большая и маленькая!
(Волк из сказки «Лисичка-сестричка и волк»)
По щучьему веленью, по моему хотенью!
(Емеля из сказки «По щучьему велению»)
Сяду на пенёк, съем пирожок!
(Медведь из сказки «Маша и медведь»)
У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
(Заяц из сказки «Заяц-хваста»
Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся!
(Волк из сказки «Волк и семеро козлят»)
Я от бабушки ушёл, я от дудушки ушёл.
(Колобок из сказки «Колобок»)
Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокую гору, в тёмную нору.
(Петушок из сказки «Кот, петух и лиса»)
Спи глазок, спи другой.
(Хаврошечка)
Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной как лист перед травой.
(Иванушка и сказки «Сивка-бурка»)
Молодцы, вот вам ещё испытание. Я назову простое слово, а вы добавте сказочное:
Лисичка (сестричка)
Зайчишка (трусишка)
Лиса (Патрикеевна)
Петушок (Золотой гребешок)
Кощей (Бессмертный)
Василиса (Премудрая)
Елена (Прекрасная)
Жар (птица)
Иван (царевич)
Сивка (бурка)
Избушка (на курьих ножках)
Баба (Яга)
Очень вы мне по душе пришлись, потому как такие смышлёные да разумные. Подарю я вам свои сказки. А вы отправляйтесь дальше по нашей ярмарке.
Дети садятся на карусель и оказываются на остановке «Загадачная».Их встречает бабушка Варварушка (воспитатель одетый в кокошник и платок).
Здравствуйте деточки, мои дорогие! Я бабушка Варварушка, люблю загадки загадывать,да люблю и отгадывать. А знаете ли вы как загадки появились? Люди думали, что солнце, звёзды, дождь- живые. Что они умеют радоваться и сердиться. Чтобы не рассердить их, люди придумали для них другие имена. Месяц-пастух, радуга-коромысло. А знаете ли вы загадки? (дети загадывают загадки). Бабушка использует в своей речи такие обращения как : добрый молодец, красна девица, лазоревый цветочек, ягодка, голубка сизокрылая) Бабушка прощается с детьми. Ребята на карусели отправляются на станцию Потешную. Их встречает Скамарох.
Здорово, народ! Я Скомарох Ерёма! Не люблю сидеть дома. Люблю по ярмарке шататься да над людми потешаться! (ведёт диалог с каждым ребёнком)
Здорово, кума!
На базаре была.
Аль ты глуха?
Купила петуха.
Прощай, кума!
Два с полтиной отдала!
-Егорушка,Егор
Полез через забор
За гвоздь зацепился
Висит голосит
-Снимите с забора
Бедного Егора.
-Где ты,брат Иван?
-В горнице?
-А чево делаешь?
-Петру помогаю.
-А пётр чего делает?
-Да на печи лежит.
-Чух,чух. дятел,
Дома ли Яков?
-Нет дома Якова
В город уехал.
Сам на лошадке
В новенькой шапке
Жена на баране
В новом сарафане
Дети на кошках
В новеньких сапожках.
-А тари-тари-тари!
Куплю Маше янтари.
-Останутся деньги
Куплю Маше серьги
-Останутся пятаки
Куплю Маше башмаки
-Останутся грошики
Куплю Маше ложки
-Останутся полушки
Куплю Маше подушки.
-Федул,Федул,чево губы надул?
-Кафтан прожёг.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
-На улице две курицы
С петухом дерутся
Две девушки красавицы
Смотрят и смеются
-Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!
-Тит,а Тит!
-Чево?
-Иди молотить!
-Брюхо болит!
-Иди кашу есть!
-А где моя большая ложка?
-Я медведя поймал!
-Так веди его сюда!
-Не идёт1
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
-Павушка летела,
Пёрышки роняпа.
-Кому эти пёрышки?
Любимому Вовушке.
-На что ему пёрышки?
-Шапочку пушить.
-На что ему шапочка?
-Дедушке дарить.
-Никита-волокита,
Купил лошадь без копыта.
-А Фома-простота
Купил лошадь без хвоста
Сел задом на перёд
И поехал в огород.
Ехала деревня
Мимо мужика
Вдруг из под собаки
Лают ворота
Крыши испугались
Сели на ворон
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом
Лошадь ела кашу
А мужик овёс
Лошадь села в сани
А мужик повез.
А мы сейчас сядем на карусель и поедем. Дети садятся на «карусель», останавливаются на станции Песенная. Их встречает воспитатель.
Воспитатель: Ребята, почему нас никто не встречает? (звучит запись русской народной песни «Цветет черёмуха»
Воспитатель: Кто ты?
Я русская песня.
Где ты песня?
Я в душе русского народа.
Воспитатель: Ребята, а вы любите русскую песню? Значит она живет и в нашей душе. А какой бывает русская песня?
Дети: Весёлая, грустная,задорная, удалая, печальная, плясовая, хороводная, нежная, ласковая, колыбельная.
Воспитатель: Ребята а ведь бы знаем много таких песен. Давайте споем русскую народную песню «Как Ваня - Ванюша»
Вот и закончилось наше путешествие по русской ярмарке, на которой мы вспомнили добрые сказки, хитрые загадки, шутливые потешки, веселые песни. Мы познакомились с коробейником, скоморохом, бабушкой-Варварушкой. Все они жили в старину, куда мы еще не раз совершим путешествие.