Березкина Жанна
Конспект занятия по развитию речи «Ознакомление со словом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
"ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОВОМ"
В подготовительной к школе группе с детьми проводится работа над предложением по словесным составом, в результате которой они осознают, что наша речь состоит из слов, что мы говорим словами. Со словом (а также со звуком речи) дети начинают знакомиться и раньше, еще в средней группе, при выполнении различных упражнений, направленных на совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря и т. п. В старшей и подготовительной группах на занятиях по родному языку систематически проводятся упражнения и игры, в которых внимание детей специально обращается на слово слово. Так, можно стихи В. Серовой из ее книги «Под скажи словечко» (M .,1972) .
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Ознакомление со словом“» размещена в разделах
Гладко, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает: Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь Стих потек, кая речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко.
От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день. Рядом с нами бродит (тень,
Говорю я брату: - Ох, С неба сыплется горох! - Вот чудак, - смеется брат, -
Твой горох ведь это (град).
Эти стихи можно использовать и на специальных занятиях по ознакомлению детей со словом, и на других занятиях по развитию речи.
Из книги А. Шибаева «Точка, точка, запятая» (М., 1970) можно использовать стихотворения, помещенные в разделе «Волшебные слова».
Есть волшебные слова : Скажешь слово -
Слышишь два.
Чуть кивну-кивну-кивну, Мчатся внуки-внуки!
- У меня, - промолвил дед, - Ни забот, ни горя нет.
Захочу - отдохну,
Есть моложе руки:
Зверек, зверек, куда бежишь? Как звать тебя, малышка? Бегу в камыш-камыш-
камыш, Я - мышка-мышка-мышка.
Читая эти стихи, двойные слова нужно произносить без пауз, несколько подчеркивая слоги, особенно ударный (ка-мыш - ка - мыш - ка - мыш, мыш- ка- мыш -ка- мыш- ка и т. п.). Прочтя сти- отворение, воспитатель спрашивает детей, какие два похожих по звучанию слова они слышали. Можно давать и другое задание - по типу «подскажи словечко». В этом случае стихотворение читается не до конца:
- Бегу в камыш-камыш-
камыш,
Я -.
Детей спрашивают, как можно закончить стихотворение, какое слово повторить несколько раз. Эти стихи полезны еще и тем, что учат вслушиваться в звучание слова.
Педагог дает детям и такие задания, выполняя которые они сами вспоминают и произносят различные слова : «Скажи какое -нибудь слово. Какие слова ты знаешь? Я скажу одно слово, ты в ответ скажешь какое-нибудь другое» и т. п.