Киколенко Галина Георгиевна
Конспект занятия по развитию речи «Необычная школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о гласных и согласных звуках;
- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме, с заданным словом, называть первое, второе, последнее слово в предложении;
- закреплять умение делать звук
вой анализ слова;
- упражнять в различении твёрдых и мягких согласных, осваивать способы слогового чтения;
- закреплять умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
- упражнять в подборе антонимов, в образовании притяжательных прилагательных от названий животных.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Необычная школа“» размещена в разделах
Развивающие : развивать речь, мышление, память и внимание;
- закреплять у детей знания, полученные ранее.
Воспитательные: воспитывать умение слушать воспитателя, сверстников;
- воспитывать стремление к знаниям, усидчивость;
- доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Демонстрационный материал: маски-шапочки зверей на каждого ребёнка; синие, красные, зелёные круги, дерево с листочками, на которых написаны буквы; схемы предложений; газета «Лесные вести»; надпись (лесная школа); колокольчик, для детей с надписью “К школе готов”.
Ход ООД:
В зал входят дети с воспитателем: «У нас сегодня гости, ребята. Давайте с ними поздороваемся. Посмотрите, ребята, у нас сегодня как-то необычно, какое-то странное дерево и надпись. Давайте ее прочитаем».
Дети читают вывеску «Лесная школа».
Воспитатель: «Мы сегодня попали с вами в «Лесную школу». А как вы думаете кто учится в лесной школе? Что-то никого не видно из зверей, наверное. А хотите ли вы позаниматься в лесной школе? Тогда одевайте маски лесных зверей и торопитесь на урок. Звенит звонок, начинается урок и вести этот урок буду я (одевает маску совы «Мудрая сова»). Я газету принесла вам, называется «Лесные вести». Газета эта непростая, а с заданиями для зверят, ведь они скоро пойдут в школу. И если эти задания зверята выполнят, им выдадут свидетельства о готовности к школе в виде. А вы уже, наверное, получили такие? Дети отвечают нет.
Воспитатель: Это дело поправимое. Вы тоже можете получить эти, если выполните все задания, которые написаны в газете.
Итак, первое задание.
Посмотрите на это необычное дерево. Что написано на этих листочках?
Почему буквы разных цветов? (потому что одни буквы гласные, другие согласные).
А чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).
Давайте назовем гласные и согласные буквы.
Какие бывают согласные? (твердыми, мягкими, звонкими и глухими)».
А если поставить две буквы рядом, что получится? (слог)
Воспитатель снимает несколько гласных и согласных букв, составляет слоги, дети произносят слоги (мы, па, си, ку….) и определяют какой согласный твердый или мягкий.
Воспитатель: в этом лесу живут разные животные, а чтобы отгадать, какие животные, нужно из рассыпавшихся букв собрать их названия.
(Около доски рассажены игрушки животных накрытые платочками. а столе, рассыпавшиеся буквы их названий. Дети должны из рассыпавшихся букв сложить названия животных).
Воспитатель: у вас на столе лежат квадратики красного, синего и зеленого цвета. Вы можете ответить, что обозначают эти цвета?
Дети: красный цвет- это гласный звук, синий цвет- твердый согласный, а зеленый- мягкий согласный.
Воспитатель: Хорошо, тогда я предлагаю вам поиграть в игру «Слово, схема». Выложите пожалуйста схемы слов к названиям наших животных.
Физминутка:
Потянулись,
улыбнулись,
влево, вправо повернулись,
наклонились и присели,
выпрямились.
Второе задание
Согласование числительных с существительными
Игра: «У кого сколько?»
«Я буду называть один предмет, а ты будешь называть 2,3,4, 5 таких же предмета.
Один утюг, два утюга,. пять утюгов.
Одно полотенце, два полотенца,. пять полотенец.
Один стул, два стула,. пять стульев.
Одна ваза, две вазы,. пять ваз.
Одна книга, две книги,. пять книг.
Одна чашки, две чашки,. пять чашек.
Игра «Один – много» и изменив основу: один стул – много стульеводин утюг – много утюгов
одно полотенце - много полотенец
одна ваза - много ваз
одна чашка - много чашек
одна книга - много книг
Третье задание: Отгадайте загадку:
Оно может быть тихим,
Оно может быть громким,
Оно может быть ласковым,
Может быть грубым,
Оно может обидеть,
Оно может рассмешить,
Его можно сказать, а можно взять и написать. (слово)
А кто из вас знает, как определить сколько в слове слогов? (протопать, прохлопать)
А как еще? Сколько в слове гласных, столько и слогов - это знает каждый из учеников.
Четвертое задание:
А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру.
Игра «Телевизор».Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете,и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:
1. А-а-а мама моет малыша. (звук А)
2. Зо-зо-зо – Зое повезло (звук З)
3. Ба – ба - ба – на избе была труба. (звук Б)
4. Пароход гудит трубой, (звук У)
Издаёт он звук какой? Угадать вам помогу, Загудит он громко: «У-У-У!»
«У меня прекрасный слух!» - (звук К) Кукарекает петух. «Ко-ко-ко!» - наседка вторит – «Станешь ты артистом вскоре!» «Ко-ко-ко!»
6. Анечка упала на пол, (звук А) Кот ладошку расцарапал, И не ладится игра, Аня громко плачет: А-А-А!
Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите и скажите, что это такое (показываю схему-предложение).
Давайте вспомним из чего состоит наша речь (из предложений). А предложение? (из слов). Что такое предложение?
Дети: предложение – это несколько слов, которые дружат между собой.
Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.
Юркий воробей собирать крошки.
Черный скворец поселиться в скворечнике.
Машина взял мальчик.
Дети участок гуляют зимой на.
Мама интересную читать книгу.
Воспитатель: Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).
Скажите, что означает каждая полоска на схеме.
Как пишем первое слово в предложении?
Что ставим в конце предложения?
Посмотрите на схему предложения.
Сколько слов в этом предложении? Придумайте по этой схеме предложение. (образцы схем)
А сейчас пройдем за столы и выложим схему предложения, которого я вам скажу. (Зимой много снега. Дует ветер. Звери ждут прихода весны)
Какое первое слово в предложении? Какое последнее? Какое второе?»
Звенит звонок, вот и кончился урок в «Лесной школе». Вы справились со всеми заданиями, отвечали быстро и правильно. Поэтому получаете все медали, что вы готовы к школе. (раздаю медали детям).