Удоденко Елена Борисовна
Конспект занятия по развитию речи «Играем со словами и звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по речевому развитию (звуковая культура речи)
Тема: «Играем со словами и звуками»
(с применением ИКТ)
Цель: упражнять детей в различении звуков в словах, фразовой речи.
Образовательные задачи:
-упражнять в определении первого и последнего звука в слове, закреплять навыки интонационного выделения звука в слове;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Играем со словами и звуками“» размещена в разделах
- закреплять умения детей называть слова на заданный звук;
- закреплять умения детей согласовывать словосочетания в именительном и винительном падеже;
- расширять кругозор детей.
Развивающие :
-развивать речь детей;
-развивать внимание, память, мышление;
-развивать фонематический слух и восприятие;
Воспитательные:
-воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно;
-формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Предполагаемый результат: закрепление у детей умения различать звуки в словах и фразовой речи.
Предварительная работа: определение первого и последнего звука в слове, закрепление навыка интонационного выделения звука в слове; игры и упражнения на согласование словосочетаний в именительном и винительном падеже.
Демонстрационный материал: презентации «Царство твердых и мягких звуков», «Сосчитай-ка»; гусеница разрезная с картинками; домики для твердых и мягких звуков; гномы Тим и Том; картинки овощей и фруктов.
Раздаточный материал: домики для твердых и мягких звуков; гномы Тим и Том; картинки овощей и фруктов.
Оборудование для педагога: Мультимедийная установка, презентации «Царство твердых и мягких звуков», «Сосчитай-ка»; ноутбук; магнитофон; шкатулка.
Ход образовательной деятельности:
Педагог и дети свободно располагаются на коврике, чтобы все видели педагога и друг друга (звучит музыка).
Педагог: Ребята, когда люди встречаются, что они делают?
Дети: Приветствуют друг друга.
Педагог: Правильно, я предлагаю поприветствовать друг друга. Я вам даю шкатулочку, которую вы будете передавать друг другу и говорить комплименты, таким образом, мы насобираем в нашу шкатулочку очень много добрых и приятных слов.
Дети передают друг другу шкатулочку и говорят комплименты.
Педагог: После таких теплых, искренних слов стало еще больше радостных и светлых лиц, мы с вами волшебники. Вот, что может сделать доброе слово.
Педагог: Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство и где оно встречается?
Дети: В сказках.
Педагог: А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправляемся в волшебный мир слов и звуков. Весь мир слов, которые нас окружают, имеют волшебную силу. С помощью слов можно совершать чудеса, а можно обидеть. Но мы должны узнать как можно больше и научиться говорить красиво и правильно.
Много звуков есть на свете,
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи – мы их точно знать должны!
Педагог: Где живут звуки?
Дети: В ротике.
Педагог: Что правильно помогает произносить звуки?
Дети: Зубы, язык, горло, губы.
Педагог: В волшебном мире слов и звуков, также как и в сказках много разных царств – государств, ведь звуков тоже великое множество.
Я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие в царство – государство «Твердых и мягких звуков» (Слайд 1).
В этом городе живут два гнома с необычными именами – Тим и Том
(Слайд 2).
Тим – любит все мягкие звуки –ль, -мь, -дь.
Педагог: Какие еще мягкие звуки вы знаете?
(Ответы детей)
Педагог: Том – любит все твердые звуки – р, -ж, -д.
Педагог: Какие еще мягкие звуки вы знаете?
(Ответы детей)
Педагог: Живут они в одном доме и окружают их разные звуки.
Тим любит играть с мягкими звуками, а Том с твердыми звуками.
Комната Тима зеленая, он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук. (Слайд 3)
Комната Тома синяя, он выбирает предметы, которые начинаются на твердый звук. (Слайд 4)
Педагог: Кто-то звуки им смешал, все картинки разбросал. (Слайд 5)
- Давайте поможем гномам разобрать картинки.
(Дети работают со схемами самостоятельно).
Дети выделяют звук, на который начинается название предмета, изображенный на картинке, характеризуют – твердый он или мягкий
Педагог: Для Тома нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие?
Дети: Твердые - барабан, кукла, самолет, машина.
Педагог: Давайте проверим, правило ли мы справились с заданием? Названия этих предметов начинаются на мягкие звуки – они для Тима. (Слайд 6)
Педагог: Для Тима нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие?
Дети: Мягкие – белка, лиса, велосипед, пирамидка.
Педагог: Давайте проверим, правило ли мы справились с заданием? Названия этих предметов начинаются на твердые звуки – они для Тома. (Слайд 6)
Педагог: Я предлагаю продолжить наше сказочное путешествие.
- Ой, ребята, кажется кто- то побывал в нашей сказочной истории и заколдовал некоторые слова, оставив только один звук. Вы поможете снять заклинание и разгадать слова?
(Ответы детей)
Педагог: Слушайте внимательно… (Слайд 7)
Однажды медвежата Торопыжка и Тишка отправились в лес, чтобы найти новых друзей и посмотреть, нет ли рядом реки, они очень любили ловить рыбу. Тишка взял с собой предмет, в названии которого первый звук У.
Педагог: Что это может быть?
Дети: Удочка. (Слайд 8)
Педагог: Шли медвежата по лесу, и вдруг из-за куста кто-то выполз.
Название у него короткое всего два звука и тоже есть звук У.
Дети: Уж. (Слайд 9)
Педагог: Поздоровались медвежата с ужом, поздоровались и пошли дальше. Пришли они к речке и стали рыбу ловить. Торопыжка первым поймал рыбу, она была большая, в ее названии есть звук С.
Педагог: Кто это?
Дети: Сом. (Слайд 10)
Педагог: А Тишка поймал небольшие две рыбки, в названии которых есть звук Щ.
Дети: Щука и лещ. (Слайд 11)
Педагог: Медвежата были очень довольны уловом, они отправились домой, чтобы приготовить вкусное блюдо, в названии которого есть звук Х.
Дети: Уха. (Слайд 12)
Педагог: Уха получилась очень вкусной, и медвежата решили пригласить на ужин своих друзей, в именах которых встречаются звуки Н и К.
(Ответы детей).
Педагог: Друзья пришли не с пустыми руками, а принесли подарки в названии которых встречаются звуки К и М.
Педагог: После вкусного ужина ребятам хотелось танцевать, я предлагаю вам потанцевать вместе с ними.
Физминутка: «Солнышко пора вставать» (видео с музыкальным сопровождением).
Педагог: Я предлагаю продолжить наше сказочное путешествие. Кого мы встретили на своем пути?
Игра «Гусеница»
Дети: Это гусеница.
Педагог: Что же с ней произошло, вы знаете?
(Ответы детей)
Педагог: Чтобы помочь гусенице нужно расставить картинки в определенной последовательности. Последний звук каждого слова является первым звуком последующего слова.
Педагог: Первое слово снегирь. Какой звук последний в этом слове?
Дети: Звук [ р,].
Педагог: Какое слова из предложенных начинается со звука [ р,]?
Дети: Редис.
Педагог: Какой звук последний в слове редис?
Дети: Звук [ с].
Педагог: Какое слова из предложенных начинается со звука [ с]?
Дети: Слон.
Педагог: Какой звук последний в слове Слон?
Дети: Звук [ н].
Педагог: Какое слова из предложенных начинается со звука [ н]?
Дети: Нож.
Педагог: Какой звук последний в слове Нож?
Дети: Звук [ ж].
Педагог: Какое слова из предложенных начинается со звука [ ж]?
Дети: Жук.
Педагог: Какой звук последний в слове Жук?
Дети: Звук [ к].
Педагог: Какое слова из предложенных начинается со звука [ к]?
Дети: Ключ.
Педагог: Какой звук последний в слове Ключ?
Дети: Звук [ ч].
Педагог: Какое слова из предложенных начинается со звука [ ч]?
Дети: Часы.
Педагог: Молодцы ребята вы помогли гусенице. А мы продолжаем наше путешествие по сказочной стране. Ребята, посмотрите кто это?
Дети: Незнайка.
Педагог: Да, это Незнайка, который очень хочет пойти в школу, но у него не выученные уроки, он не умеет правильно считать. Вы поможете Незнайке, научите его считать правильно?
(Ответы детей)
Игра «Сосчитай» (презентация)
Педагог:
1. «Ежик»
Пошёл ёжик в лес гулять,
Стал грибочки собирать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будет он грибы считать!
(Один гриб, два гриба)
Ё жику ты подскажи:
Где съедобные грибы?
Сколько можно ему взять,
Сколько лучше бы не брать.
(Можно взять один съедобный гриб)
2. «Букет»
(Согласование в Именительном падеже)
Маша букет из цветов собирала.
Каждый цветочек она посчитала.
(Один цветочек, два цветочка)
Сложила их Маша в огромный букет.
Какой же встречается чаще здесь цвет?
Ты каждого цвета цветы посчитай
И больше каких скорей называй!
(Один красный цветочек)
3. «Лиса и зайцы»
(Согласование в Винительном падеже)
Зайцев хотела лисичка поймать,
Но не смогла никого отыскать.
Спряталось сколько зайцев узнай –
Ты их скорее всех сосчитай.
(Не поймала одного зайца)
Педагог: Молодцы ребята, теперь Незнайка пойдет в школу с выученными уроками. Вы сегодня показали свои знания и сделали очень много хороших дел. Что больше всего понравилось в нашем путешествии?
(Ответы детей)
Игра «Пожелания»
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелания.
(Дети говорят друг другу пожелания).