Оксана Федорова
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык»
Цель:
- закреплять лексику по теме «Части тела»;
- закреплять умение подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь;
- учить согласовывать числительные и существительные;
- отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение;
- продолжать учить пересказывать художественное произведение близко к тексту с помощью схемы;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для старшей группы „Пересказ рассказа Е, Пермяка „Про нос и язык“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пермяк Е.А.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- развивать память, внимание, мышление.
Методы и приё мы: дидактические игры и упражнения: «Собери человечка», «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Что для чего?», чтение произведения, вопросы, проблемная ситуация, продуктивная деятельность: «Что забыл нарисовать художник?».
Оборудование: - магнитная доска, изображение человека с частями тела;
- рассказ Евгения Пермяка «Про нос и язык», схема к рассказу;
- карточки с заданиями, карандаши;
- презентация.
Словарная работа: болтала; «нос куда не надо не совала»; части тела - наши «помощники».
Ход занятия
В: Сядет тот, кто назовёт часть тела. ( Словарь: голова, рука, пальцы, нога, тело, туловище, глаза, нос, рот, язык, ухо, локоть, кисть, колено, живот, спина).
- Не повторять ответы товарищей.
Игра «Собери человечка»
В: Ребята, дети младшей группы просят нас о помощи. Они не могут разобраться с заданием. Поможем им?
У них никак не получается правильно собрать человечка. Посмотрите, у нас есть туловище, но на нем нет остальных частей тела. Нужно правильно все расположить (дети по очереди выходят к доске и выполняют задание, при этом называя каждую часть тела).
В: А сейчас я загадаю вам загадки.
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле… (ножки). Слайд №1
Коля ягодки берёт
По две, по три штучки,
А для этого нужны
Нашему Коле… (ручки). Слайд №2
Аня слушает в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Ане… (ушки). Слайд №3
Соня ядрышки грызёт,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Соне… (зубки). Слайд №4
Оля смотрит на кота,
На картинки в сказке,
А для этого нужны
Нашей Оле… (глазки). Слайд №5
В: Только подумайте, сколько помощников у каждого человека- и руки, и глаза, и ноги. А почему я называю части тела «помощниками», мы с вами сейчас разберемся. Я сейчас вам буду показывать часть тела, а вы вспомните, что она нам помогает делать, для чего она нам нужна? Отвечаем полным ответом, не повторяем ответы товарищей.
Игра «Что для чего?»
Ноги – (ходить, бегать, прыгать, стоять); Слайд №6
Руки – (брать, лепить, рисовать, мыть); Слайд №7
Глаза – (смотреть, рассматривать); Слайд №8
Нос – (дышать, нюхать); Слайд №9
Уши – (слышать, прислушиваться). Слайд №10
В: Сейчас я прочитаю вам рассказ. Его написал писатель Евгений Пермяк. Называется рассказ «Про нос и язык». Садимся удобнее, приготовьте свои ушки и слушайте внимательно. /Воспитатель читает рассказ/. Слайд №11
Вопросы:
1. О чём этот рассказ?
2. Чего у Кати было по два?
3. Чего у Кати было по одному? Слайд №12
4. О чём спросила Катя у бабушки?
5. Что бабушка ответила на Катин вопрос?
6. Как вы понимаете слово «болтала»?
Болтать – быстро и много говорить.
7. Как вы понимаете выражение «не совать свой нос, куда не надо». /Не влезать в чужие разговоры; не перебивать, когда разговаривают взрослые; не мешать людям, когда они заняты. /
В: Художник нарисовал иллюстрации. /Показывает детям схему/ Слайд №13, 14, 15, 16 - Кого вы на ней узнали? /Дети рассматривают иллюстрации и рассказывают, что они видят/.
В: Сейчас я ещё раз прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте, потому что потом будете сами его пересказывать. Эти иллюстрации будут вам помогать.
/Пересказывают 3 – 4 ребёнка/. Можно использовать пересказ по цепочке, или по ролям. (Каждый пересказ оценивается).
Физминутка
Это глазка. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ. Топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
/Дети выполняют движения согласно тексту/.
Отдохнули немного, а сейчас поиграем с вами в игру.
Д/игра «Скажи наоборот»
1. Медвежонок маленький, а медведь…. Слайд №17
2. Ель высокая, а ёлочка… Слайд №18
3. Карандаш короткий и …. Слайд №19
4. Оранжевый шарф узкий, а зеленый…. Слайд №20
5. Лошадь быстрая, а черепаха… Слайд №21
6. Стакан пустой и стакан…. Слайд №22
7. Воздушный шарик легкий, а кирпич… Слайд №23
8. Стул мягкий и …. Слайд №24
9. Погода ясная и …. Слайд №25
Ребята, теперь присаживайтесь за столы, выполним следующее задание.
Д/ игра «Что забыл нарисовать художник?»
/На столах листочки, на которых нарисовано лицо мальчика с недостающими частями и карандаши/.
В: Художник рисовал портрет мальчика. Портрет – это изображение человека. Но к нему неожиданно пришли гости и он не успел дорисовать. Давайте мы поможем художнику, но сначала рассмотрим, что он не дорисовал.
/Каждый ребёнок рассматривает свой рисунок и называет, например: «Художник на портрете не дорисовал глаза. Я дорисую мальчику глаза. И т. д.»/.
Итог: 1. Чем занимались на занятии?
2. Что больше всего понравилось?
Воспитатель анализирует работу детей на занятии.