Виктория Угренева
Конспект занятия по ранней профориентации «Монтёр пути»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование знаний детей об окружающем мире – железной дороге и профессиях людей железнодорожного транспорта.
Задачи:
- познакомить детей с новой профессией «монтер пути»;
- расширять и обогащать словарный запас детей за счет ведения слов по железнодорожной тематике;
- способствовать развитию познавательные процессы детей (память, внимание, мышление);
- воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта;
-сформировать предпосылки к ранней профориентации дошкольников.
Публикация «Конспект занятия по ранней профориентации „Монтёр пути“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме «Железная дорога, железнодорожные профессии».
Дидактические, словесные, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры по теме.
Рассматривание альбомов с фотографиями родителей-железнодорожников «Моя железнодорожная семья».
Тематические беседы, отгадывание загадок, заучивание стихотворений на тему «Железная дорога».
Оборудование: экран и проектор для презентации, конструктор, игра «железная дорога», набор инструментов, детские железнодорожные жилеты, дидактическая игра «Кому что нужно».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: ребята, наступило замечательное время года – лето! Это прекрасная пора каникул и отпусков. И многие люди отправляются в поездки, путешествия. А вы любите путешествовать?
Дети: да!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, на чем же можно отправиться в путешествие?
Дети: На самолете, корабле, автомобиле, поезде.
Воспитатель: Отлично! А теперь внимательно послушайте загадку и отгадайте, на чем же сегодня мы с вами отправимся в путь.
Пятнадцать братцев, любят кататься
Первый – с трубой всех ведет за собой. Что это, ребята?
Дети: поезд!
Воспитатель: правильно, ребята. Конечно же, это поезд. Хотите прокатиться на поезде? (ответы детей). Тогда становитесь друг за другом и поехали! Ту-ту!
дети становятся за воспитателем и ходят по группе «змейкой», имитируя движение поезда
Воспитатель: По рельсам один не бегает он
За ручку с друзьями едет вагон.
«Состав», состоящий из детей и воспитателя подходят к железной дороге, собранной из конструктора. Несколько рельсов (или шпал) разобрано, сломано.
Воспитатель: Ребята, беда! Дальше хода нет. Что же нам делать?
Дети: Починить рельсы!
Воспитатель: А вы знаете, что-нибудь о людях, которые чинят рельсы и шпалы? Есть такая замечательная профессия. Называется она МОНТЕР ПУТИ, или ПУТЕЕЦ.
Присаживайтесь на стульчики и смотрите внимательно на экран, сейчас мы все узнаем об этой профессии.
Демонстрация презентации:
Слайд 1
Чтоб поезда неслись без остановок,
Чтоб машинист спокоен был в пути,
Пешком по шпалам в зной и непогоду
Он должен с молотком пройти.
Воспитатель: Так кто же такой монтёр пути? Где он работает и что делает? (ответы детей)
Правильно, это рабочий, который укладывает и ремонтирует рельсы, железнодорожные пути.
Слайд 2
Воспитатель: Место работы монтёра пути – железнодорожное полотно. При любых погодных условиях, в любое время суток путейцы максимально быстро решают поставленные перед ними задачи.
Слайд 3
Воспитатель: Они занимаются строительством новых дорог, ремонтом и обслуживанием старых. Профессия «монтер пути» существует ради безопасности перевозок. На плечах путейцев ответственность за перевозки по всей стране. Каждый километр дороги персональная экзаменационная полоса. Безопасное движение результат их кропотливой работы.
Слайд 4
Воспитатель: Для любой профессии необходимы свои специальные инструменты и оборудование? Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Я называю профессию, а вы говорите, какие инструменты нужны этим людям для работы. Готовы? Отлично, тогда начинаем!
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Воспитатель детям называет профессию, дети в ответ называют инструменты, необходимые для этих профессий, после ответов детей воспитатель показывает карточки с ответами (изображения инструментов).
- Повар (нож, плита, посуда).
- Врач (халат, градусник, лекарства, бинт, пластырь).
- Автослесарь (насос, домкрат, инструменты).
- Дворник (лопата, ведро, метла).
А как вы думаете, какие инструменты нужны для работы путейцу? (ответы детей)
Слайд 5
Воспитатель: В работе монтёра пути никак не обойтись без специальных приспособлений, они могут быть ручными или автоматическим (электрическим, бензиновым).
Слайд 6
Воспитатель: Профессия монтёра пути появилась самой первой из железнодорожных профессий, очень давно, когда строили первую железную дорогу и с тех пор ручной инструмент монтера не сильно изменился.
На слайде вы видите основные инструменты это:
• путейский лом — основный инструмент монтера пути. Бывает разной длины, но главное — прочная сталь, ведь когда лом из мягкого материала, то кантовать (переворачивать) рельсы или передвигать бетонные шпалы им невозможно — гнется, словно алюминиевый;
• кованый лапчатый лом — для выдергивания костылей из деревянных шпал.
• молоток костыльный — не только для забивки костылей (таких больших рельсовых «гвоздей»). Инструмент универсален и часто используют для забивки «крабов» в процессе сборки нового звена, выбивания старых ржавых закладных болтов со старой бетонной шпалы, для выбивания стыковых болтов с накладок и т. д.
• кувалда похожа на молоток внешне, но более тяжелая, она не настолько часто применяется, как путейский молоток, в основном ею забивают костыли или «стыкуют» рельс;
• дексель (французский топор) — он нужен для того, чтобы стёсывать (выбивать) место под резину и подкладки на деревянных шпалах, на которых будет лежать рельс;
• подборочная лопата — нужна для того, чтобы убирать или насыпать щебенку, на которой лежат шпалы, при необходимости, монтеры берут и штыковую лопату;
• вилы щебеночные — предназначены для выгрузки и подсыпки мелкого камня во время выполнения строительных, путевых и ремонтных работ на железной дороге. На картинке они стандартного размера, но в реальности, опытные путейцы для удобной работы обрезают крайние прутья. Причина — «ящики» (расстояние между шпалами) не всегда одинаковые и во время «отделки» (выравнивания щебня на железнодорожном звене или стрелочном переводе) вилы не могут взять много щебня или продавить его из-под подошвы рельсы;
Слайд 7
Воспитатель: Чтобы уложить рельсы и шпалы их нужно перенести на нужное место, для захвата и переноса рельсов и шпал используют клещи.
• рельсовые клещи — предназначены для переноса рельс. Их используют для рельсов длинной 12,5 метров, только переместить короткую рельсу смогут несколько человек. Ручки удлиненные, потому что под две руки на каждую. Клещи разработаны для двух монтеров пути, с одной стороны держит один человек, с другой стороны другой;
• клещи для деревянных шпал — для одного монтера пути, нижние конца немного заострены, чтобы они хорошо захватывали дерево. В современном время, этими клещами вытягивают даже бетонные шпалы, только переместить 270 кг бетона смогут 6 человек, поэтому клещей нужно три;
Эти инструменты использовались еще 200 лет назад и используются сейчас, но время не стоит на месте и сейчас есть современные приспособления, которые облегчают труд монтера пути, это ролики для перемещения рельс, рельсоукладчики и т. д.
Слайд 8
Воспитатель: Стыки рельсов, шпал закреплены специальными болтами и гайками, чтобы их закрутить или открутить, нужны инструменты, которые называются ключами. Ключи бывают разные: гаечные, шурупные, шурупогаечные, торцевые, вы видите их на слайде. Так же есть специальные машины, которые делают эту работу быстро и легко, а человек только управляет техникой.
Слайд 9
Воспитатель: Ручными инструментами работать физически сложно, строить или ремонтировать дорогу получается долго, поэтому инженеры придумали, как облегчить труд монтёров при помощи специальных инструментов:
• рельсорезательные станки — разрезают рельсы на нужную длину.
• костылезабивщики — забивают костыли, делаю ту работу, которую монтёр выполняет кувалдой.
• шпалоподбойка — так же кувалду или путевой молоток может заменить шпалоподбойка.
• рельсорезательные станки — делают отверстия в рельсах под костыли.
Воспитатель: вот видите, какие необычные и интересные инструменты и приспособления необходимы монтеру пути?
Слайд 10
Также путейцам, как и людям любой другой профессии необходима своя специальная одежда. Обязательно на рабочем должен быть сигнальный жилет со светоотражающими вставками, железнодорожники его называют ласково «желтушка» за его цвет. Он нужен для того, чтобы монтёров на железнодорожном полотне было видно издалека для их безопасности.
Костюм защитный (противоэнцефалитный или с противопожарной пропиткой) защищает от гнуса (монтер работает на улице в любую погоду) и от искр, которые могут появиться, например, при сверлении или разрезании рельс.
Так же у монтеров пути есть специальная обувь, на железнодорожном полотне может быть высокая температура (оно нагревается от солнца) и различные химикаты, обувь защищает ноги.
По условиям выполнения отдельных видов работ монтеру пути должны выдаваться дополнительно очки защитные или маска защитная, очки защитные со светофильтрами, респиратор, противогаз, предохранительный пояс, каска защитная, и другие средства индивидуальной защиты.
Слайд 9
Воспитатель: Так кто же может стать монтером пути?
Профессия монтёра пути очень физически сложная, она требует физической силы, выносливости и выдержки.
Монтёром пути может стать ответственный, организованный, собранный и находчивый человек.
От него зависит безопасность движения поездов, он должен четко знать, что и как делать, иметь хорошую координацию движений, острое зрение; хороший слух. Так же монтёр пути должен уметь быстро принимать решение, обладать наблюдательностью и хорошей памятью.
У нас в группе есть мальчик, папа которого работает монтером пути. Это Миша Пахолков. Думаю, что Миша очень гордится своим папой, ведь у него такая важная и нужная профессия и наверняка он обладает всеми качествами, которые необходимы ему для работы.
Слайд 10
Воспитатель: Итак, ребята, сегодня мы познакомились с новой профессией «монтер пути», узнали, чем они занимаются, какие инструменты и специальная одежда необходимы им для работы. Попробуем починить рельсы?
Дети: да!
Воспитатель: тогда надевайте железнодорожные жилеты, берите в руки инструмент и принимайтесь за работу.
Дети выполняют игровые действия (чинят дорогу)
Воспитатель: молодцы, ребята, вы справились с этим нелегким делом, а сейчас нам пора возвращаться.
Дети становятся паровозиком за воспитателем и возвращаются на стулья
К сожалению, поездка наша была недолгой, но очень полезной. Что нового мы узнали? (ответы детей). Правильно, мы познакомились с новой для нас профессией и смогли ненадолго стать путейцами, починить рельсы, чтобы все поезда шли вперед без поломок и аварий. Умнички!
Слайд 11
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что нового вы узнали? (ответы детей) С какой интересной профессией познакомились? (ответы детей) Что еще вы запомнили о работе монтёра пути? (ответы детей)
Молодцы! Сегодня я говорю вам до свидания, но на следующем занятии мы продолжим знакомство с железнодорожными профессиями!