татьяна поздеева
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в прошлое» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в прошлое» в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры „Путешествие в прошлое“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- продолжать знакомить детей с предметами старинного русского быта; закреплять знания детей об устройстве русской избе, о том, как жили люди на Руси;
-активизировать познавательную деятельность детей с использованием интерактивных методов.
Развивающие:
-развивать коммуникативные умения; расширять кругозор и эрудицию детей за счёт обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины
-развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой;
-развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к малым фольклорным формам: пословицам, загадкам;
-воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, интерес к русскому фольклору.
Предварительная работа: просмотр мультимедийной презентации
«Русская изба», посещение мини-музея «Быт русской избы» с интерактивной экспозицией, заучивание пословиц и поговорок, чтение русских народных сказок с просмотром иллюстраций, проведение русских народных игр и хороводов, разучивание частушек.
Оборудование: интерактивная экспозиция «Быт русской избы» с предметами быта, интерактивная дидактическая игра «Что было, что стало», записи русских народных песен, русский народный костюм для хозяйки избы, платки для девочек, угощение для гостей, клубочек, сундучок с загадками, кукла –Домовёнок Кузя, емкости с разными видами круп, крынка с молоком, ё мкости с натуральными красителями: ягоды смородины, цветы календулы, сок свёклы.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я сегодня утром, когда пришла в детский сад нашла клубочек и рядом записку, прочитаем что там написано? (Да)
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам компьютерные игры и полеты на луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
-Вы хотите отправиться в путешествие в старину? А поможет нам в этом сказочный клубочек, давайте скажем волшебные слова и пойдем за ним:
Ты, катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь дорожку укажи!
Если встретятся овраг,
Мы овраги обойдем
Шаг за шагом потихоньку
Все мы в избу попадем.
Вот мы и пришли. Вы догадались куда вы попали? (в русскую избу)
Воспитатель: Вы наверное заметили, что я сегодня одета необычно.
Сегодня я буду хозяйкой дома. Что за костюм на мне? (русский народный женский костюм). Как называется платье без рукавов? (сарафан) А кофта?
(рубаха). Как называется головной убор? (кокошник) Его носили по праздникам.
Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы! Милости просим! Гость на порог – хозяину радость! При встрече все люди здороваются. Это слово произошло от слова «здравие». Здоровье мы желаем друг другу при встречи. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Хорошему гостю – хозяин рад. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
Как вы думаете - зачем человеку нужен дом? Ответы детей (даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.) Как раньше назывались дома? (избами) Правильно. Раньше дома строили из деревянных бревен с помощью топоров и без единого гвоздя, и была она очень крепкой, никакому ветру неподвластной. В такой работе пословица родилась «Не взявшись за топор - избы не построишь». А какие еще вы знаете пословицы об избе?
«Дом вести - не лапти плести»
«Изба красна углами, а обед- пирогами»
«Не для лета изба рубится – для зимы»
Раздается стук, и из-за печки появляется домовёнок Кузя (кукла).
Хозяйка: как вы думаете, кто живет за печкой? (домовой) А кто это? (ответы детей).Сейчас я вам расскажу про него. В народе считают, что он живет в каждом доме за печкой, он является хозяином дома, хранителем его. Домовой оберегает его, следит за порядком в доме обычно в ночное время, чтобы не попадаться хозяевам на глаза и не пугать.
Кузя: Ох, ох, ох, долго же я за печкой сидел, слушал ваши разговоры. Решил и сам к вам выйти поговорить. Много гостей - много новостей. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду. А, ну- ка, хозяюшка, посмотри, что у меня есть- и сундучок, да не простой, а с загадками.
Хозяйка: Кузенька, дай- ка я загляну в твой сундучок (заглядывает и обращается к детям). Ой, да это загадки о вещах из далекой старины. Если отгадаете и рассмотрите, то поймете, для чего они нужны, чем полезны, что за службу сослужили человеку. А Кузьма посмотрит, кто из вас смышленый.
Хозяйка: А что же в русской избе было самым главным? Послушайте и отгадайте загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают, глотает.» (печь)
Печь - это сердце дома. Может вы можете рассказать, что знаете о ней?
(Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Печка деревенская кормилица.)
Чем же могла печь накормить хозяев дома? (щи, каша, пекли хлеб, пироги).
Печь складывали из кирпичей и потом обмазывали глиной. Человек, который умел складывать печь пользовался почетом и уважением, и называли его печником. А какие вы знаете пословицы о печи?
«Что есть в печи- все на стол мечи»
«Когда в печи жарко, тогда и варко»
«Без печи и изба не изба»,
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
-А теперь давайте поиграем с клубочком. Кому передам клубочек, тот должен назвать сказку, где встречается печь («Гуси- лебеди», «По щучьему велению», «Морозко», «Колобок», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»)
Следующую загадаю загадку.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит… (чугунок)
-Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли, по весу он тяжелый, т, к сделан из чугуна, очень прочный. А мы с вами сейчас постараемся приготовить в чугунке вкусную кашу. Из чего варят кашу? (из крупы). Вот у нас есть много разных круп, из какой сегодня будем готовить? ( Дети определяют крупу и называют: гречка- какая каша?- гречневая ;пшено-пшенная; манка- манная, овсянка- овсяная каша). Насыпаем крупу в чугунок, что еще надо добавить – (молоко наливают). Молоко раньше хранили в глиняных крынках, оно там долго не портилось. Добавим сахар, щепотку соли и сливочного маслица, чтобы каша была наваристей. Вот и все готово, нужно отправлять в печь, но перед этим отгадайте еще одну загадку:
«В хлеву у быка копна на рогах,
Хвост у хозяйки в руках.
Не бык, а бодает, не ест, а хватает.
Что схватит, отдает, а сам в угол идет»
В хлеву у быка копна на рогах,
Хвост у хозяйки в руках. (ухват)
-Где же у нас лежит ухват, а кто может рассказать о нем? (Это ухват, им хозяйка ставила в печь чугунок, чтобы не обжечься) И мы сейчас с помощью ухвата поставим в печь нашу кашу. В чем у нас каша варится (ответы). А чем вы чугунок в печь поставили? (ответы детей) С печью связана вся жизнь русского народа и про нее говорили печь-матушка, печь-кормилица.
А вот еще одна загадка:
Стригли, щипали, а после чесали
Чисто, пушисто, к доске привязали (прялка)
-В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка- ведь электричества еще не было. А вот вам еще одна загадка:
Это обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят (лапти)
- Старики долгими вечерами плели лапти- это самая была распространенная обувь русского народа, плели ее из лыка- коры ивы.
Что-то мы с вами засиделись. Люди не только трудились, но еще весело отдыхали, играли и сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Федул» (физминутка)
Эй, Федул, (дети идут по кругу, взявшись за руки.
Что губы надул? (в центре стоит надувшийся Федул)
Ты не злись, не сердись, (дети останавливаются и грозят ему пальцем)
А ребятам улыбнись. (он хмурится)
Ты немножко попляши (дети хлопают в ладоши.
Что нам делать – прикажи! Федул пляшет
Федул дает детям задания: поесть каши,
попрыгать, почесать ухо, присесть
А еще люди сичиняли и пели задорные частушки, послушайте (выходят и поют частушки)
Кто сказал - частушки вроде в наши дни уже не в моде?
Да дело разве в моде, если любят их в народе.
Начинаем петь частушки, просим не смеяться
Здесь народу очень много- можем растеряться.
Эх, как выйду я плясать, ножками задрыгаю
Печь, кастрюли и ухват по полу запрыгают.
Я сидела на печи сторожила калачи,
А за печкой мышки сторожили пышки.
Эх, раз, полтора бежит печка со двора,
А за нею – чашки от грязнули Машки.
Мы частушки вам пропели -хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали.
-Совсем скоро наступит праздник Пасхи. И перед этим праздником, в чистый четверг убирали в избе - все мыли и чистили. Вот и мне помогите в избе прибрать. Ты, красна девица красная, возьми веник и подмети пол. Добрым молодцам- наколоть дров и растопить печь. Тебе девица вот рубель –погладь рушник. Умеешь? Смотри, я научу (показ). Что я дала? (ответ) А для чего нужен (для глажки белья,а вам девицы нужно вытереть везде пыль.
Вот и в избе порядок. Молодцы, спасибо за помощь! И продолжаем отгадывать загадки:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек наливает (самовар)
-Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Каждого гостя сажали за стол, угощали чаем из самовара с калачами да пирогами.
-Многие предметы изменились со временем. Ребята, давайте расскажем домовенку Кузьме, как изменились предметы быта, какими они были раньше и какими они стали в наше время.
А поможет нам в этом - интересная игра «Что сначало, что потом?» (показ интерактивной игры на демонстрационном табло)
-А еще в каждой избе стоял сундук, куда складывали приданое. Красивую одежду, полотенца, скатерти. Ребята, а как вы думаете, чем в старину люди красили одежду, чтобы она былая красивая и яркая? (ответы детей) В ход шло все-листья, кора, ягоды, цветы. До нашего времени дошли рецепты, как в старину красили ткани. И сейчас мы с вами попробуем покрасить ткани. На столах три миски: с луковой шелухой, с черной смородиной, с цветами календулы и белые кусочки ткани для каждого ребенка (дети рассматривают сырье для окраски). Ребята, одежда покрашенная такими натуральными природными красителями, была приятна к телу, долго носилась. (Затем воспитатель показывает готовые отвары для окрашивания и предлагает детям самим попробовать покрасить ткань в разные цвета.)
-Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали - такие вечера назывались посиделками.
И сейчас мы отдохнем и станцуем веселый танец «Эх, Вася-васелек»
Ай - да молодцы! Все правильно рассказали о моем доме, отгадали все загадки домовенка Кузи, да и помогли мне по - хозяйству, но пришло время прощаться. За ваше старания и умения я вам испекла пирог и сейчас пойдем пить чай с угощением (выносит угощение) и пригласим нашего хозяина избы
Дай Бог тому, кто в нашем дому,
Дорогим гостям, милым детушкам,
Наделил бы вас Господь –
и житьем, и бытьем, и здоровьецем! (поклон)
А сейчас возьмем клубочек и скажем:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток,
Только сильно не спеши
Путь в нашу группу укажи.
Выходим из горницы и подводим итоги:
Воспитатель: Где мы с вами побывали в гостях? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)