МААМ-картинки

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в прошлое» в подготовительной группе

татьяна поздеева
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в прошлое» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в прошлое» в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры „Путешествие в прошлое“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- продолжать знакомить детей с предметами старинного русского быта; закреплять знания детей об устройстве русской избе, о том, как жили люди на Руси;

-активизировать познавательную деятельность детей с использованием интерактивных методов.

Развивающие:

-развивать коммуникативные умения; расширять кругозор и эрудицию детей за счёт обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины

-развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой;

-развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к малым фольклорным формам: пословицам, загадкам;

-воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, интерес к русскому фольклору.

Предварительная работа: просмотр мультимедийной презентации

«Русская изба», посещение мини-музея «Быт русской избы» с интерактивной экспозицией, заучивание пословиц и поговорок, чтение русских народных сказок с просмотром иллюстраций, проведение русских народных игр и хороводов, разучивание частушек.

Оборудование: интерактивная экспозиция «Быт русской избы» с предметами быта, интерактивная дидактическая игра «Что было, что стало», записи русских народных песен, русский народный костюм для хозяйки избы, платки для девочек, угощение для гостей, клубочек, сундучок с загадками, кукла –Домовёнок Кузя, емкости с разными видами круп, крынка с молоком, ё мкости с натуральными красителями: ягоды смородины, цветы календулы, сок свёклы.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я сегодня утром, когда пришла в детский сад нашла клубочек и рядом записку, прочитаем что там написано? (Да)

Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам компьютерные игры и полеты на луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

-Вы хотите отправиться в путешествие в старину? А поможет нам в этом сказочный клубочек, давайте скажем волшебные слова и пойдем за ним:

Ты, катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь дорожку укажи!

Если встретятся овраг,

Мы овраги обойдем

Шаг за шагом потихоньку

Все мы в избу попадем.

Вот мы и пришли. Вы догадались куда вы попали? русскую избу)

Воспитатель: Вы наверное заметили, что я сегодня одета необычно.

Сегодня я буду хозяйкой дома. Что за костюм на мне? (русский народный женский костюм). Как называется платье без рукавов? (сарафан) А кофта?

(рубаха). Как называется головной убор? (кокошник) Его носили по праздникам.

Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы! Милости просим! Гость на порог – хозяину радость! При встрече все люди здороваются. Это слово произошло от слова «здравие». Здоровье мы желаем друг другу при встречи. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Хорошему гостю – хозяин рад. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Как вы думаете - зачем человеку нужен дом? Ответы детей (даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.) Как раньше назывались дома? (избами) Правильно. Раньше дома строили из деревянных бревен с помощью топоров и без единого гвоздя, и была она очень крепкой, никакому ветру неподвластной. В такой работе пословица родилась «Не взявшись за топор - избы не построишь». А какие еще вы знаете пословицы об избе?

«Дом вести - не лапти плести»

«Изба красна углами, а обед- пирогами»

«Не для лета изба рубится – для зимы»

Раздается стук, и из-за печки появляется домовёнок Кузя (кукла).

Хозяйка: как вы думаете, кто живет за печкой? (домовой) А кто это? (ответы детей).Сейчас я вам расскажу про него. В народе считают, что он живет в каждом доме за печкой, он является хозяином дома, хранителем его. Домовой оберегает его, следит за порядком в доме обычно в ночное время, чтобы не попадаться хозяевам на глаза и не пугать.

Кузя: Ох, ох, ох, долго же я за печкой сидел, слушал ваши разговоры. Решил и сам к вам выйти поговорить. Много гостей - много новостей. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду. А, ну- ка, хозяюшка, посмотри, что у меня есть- и сундучок, да не простой, а с загадками.

Хозяйка: Кузенька, дай- ка я загляну в твой сундучок (заглядывает и обращается к детям). Ой, да это загадки о вещах из далекой старины. Если отгадаете и рассмотрите, то поймете, для чего они нужны, чем полезны, что за службу сослужили человеку. А Кузьма посмотрит, кто из вас смышленый.

Хозяйка: А что же в русской избе было самым главным? Послушайте и отгадайте загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают, глотает.» (печь)

Печь - это сердце дома. Может вы можете рассказать, что знаете о ней?

(Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Печка деревенская кормилица.)

Чем же могла печь накормить хозяев дома? (щи, каша, пекли хлеб, пироги).

Печь складывали из кирпичей и потом обмазывали глиной. Человек, который умел складывать печь пользовался почетом и уважением, и называли его печником. А какие вы знаете пословицы о печи?

«Что есть в печи- все на стол мечи»

«Когда в печи жарко, тогда и варко»

«Без печи и изба не изба»,

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

-А теперь давайте поиграем с клубочком. Кому передам клубочек, тот должен назвать сказку, где встречается печь («Гуси- лебеди», «По щучьему велению», «Морозко», «Колобок», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»)

Следующую загадаю загадку.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит… (чугунок)

-Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли, по весу он тяжелый, т, к сделан из чугуна, очень прочный. А мы с вами сейчас постараемся приготовить в чугунке вкусную кашу. Из чего варят кашу? (из крупы). Вот у нас есть много разных круп, из какой сегодня будем готовить? ( Дети определяют крупу и называют: гречка- какая каша?- гречневая ;пшено-пшенная; манка- манная, овсянка- овсяная каша). Насыпаем крупу в чугунок, что еще надо добавить – (молоко наливают). Молоко раньше хранили в глиняных крынках, оно там долго не портилось. Добавим сахар, щепотку соли и сливочного маслица, чтобы каша была наваристей. Вот и все готово, нужно отправлять в печь, но перед этим отгадайте еще одну загадку:

«В хлеву у быка копна на рогах,

Хвост у хозяйки в руках.

Не бык, а бодает, не ест, а хватает.

Что схватит, отдает, а сам в угол идет»

В хлеву у быка копна на рогах,

Хвост у хозяйки в руках. (ухват)

-Где же у нас лежит ухват, а кто может рассказать о нем? (Это ухват, им хозяйка ставила в печь чугунок, чтобы не обжечься) И мы сейчас с помощью ухвата поставим в печь нашу кашу. В чем у нас каша варится (ответы). А чем вы чугунок в печь поставили? (ответы детей) С печью связана вся жизнь русского народа и про нее говорили печь-матушка, печь-кормилица.

А вот еще одна загадка:

Стригли, щипали, а после чесали

Чисто, пушисто, к доске привязали (прялка)

-В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка- ведь электричества еще не было. А вот вам еще одна загадка:

Это обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят (лапти)

- Старики долгими вечерами плели лапти- это самая была распространенная обувь русского народа, плели ее из лыка- коры ивы.

Что-то мы с вами засиделись. Люди не только трудились, но еще весело отдыхали, играли и сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Федул» (физминутка)

Эй, Федул, (дети идут по кругу, взявшись за руки.

Что губы надул? (в центре стоит надувшийся Федул)

Ты не злись, не сердись, (дети останавливаются и грозят ему пальцем)

А ребятам улыбнись. (он хмурится)

Ты немножко попляши (дети хлопают в ладоши.

Что нам делать – прикажи! Федул пляшет

Федул дает детям задания: поесть каши,

попрыгать, почесать ухо, присесть

А еще люди сичиняли и пели задорные частушки, послушайте (выходят и поют частушки)

Кто сказал - частушки вроде в наши дни уже не в моде?

Да дело разве в моде, если любят их в народе.

Начинаем петь частушки, просим не смеяться

Здесь народу очень много- можем растеряться.

Эх, как выйду я плясать, ножками задрыгаю

Печь, кастрюли и ухват по полу запрыгают.

Я сидела на печи сторожила калачи,

А за печкой мышки сторожили пышки.

Эх, раз, полтора бежит печка со двора,

А за нею – чашки от грязнули Машки.

Мы частушки вам пропели -хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали.

-Совсем скоро наступит праздник Пасхи. И перед этим праздником, в чистый четверг убирали в избе - все мыли и чистили. Вот и мне помогите в избе прибрать. Ты, красна девица красная, возьми веник и подмети пол. Добрым молодцам- наколоть дров и растопить печь. Тебе девица вот рубель –погладь рушник. Умеешь? Смотри, я научу (показ). Что я дала? (ответ) А для чего нужен (для глажки белья,а вам девицы нужно вытереть везде пыль.

Вот и в избе порядок. Молодцы, спасибо за помощь! И продолжаем отгадывать загадки:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек наливает (самовар)

-Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Каждого гостя сажали за стол, угощали чаем из самовара с калачами да пирогами.

-Многие предметы изменились со временем. Ребята, давайте расскажем домовенку Кузьме, как изменились предметы быта, какими они были раньше и какими они стали в наше время.

А поможет нам в этом - интересная игра «Что сначало, что потом?» (показ интерактивной игры на демонстрационном табло)

-А еще в каждой избе стоял сундук, куда складывали приданое. Красивую одежду, полотенца, скатерти. Ребята, а как вы думаете, чем в старину люди красили одежду, чтобы она былая красивая и яркая? (ответы детей) В ход шло все-листья, кора, ягоды, цветы. До нашего времени дошли рецепты, как в старину красили ткани. И сейчас мы с вами попробуем покрасить ткани. На столах три миски: с луковой шелухой, с черной смородиной, с цветами календулы и белые кусочки ткани для каждого ребенка (дети рассматривают сырье для окраски). Ребята, одежда покрашенная такими натуральными природными красителями, была приятна к телу, долго носилась. (Затем воспитатель показывает готовые отвары для окрашивания и предлагает детям самим попробовать покрасить ткань в разные цвета.)

-Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали - такие вечера назывались посиделками.

И сейчас мы отдохнем и станцуем веселый танец «Эх, Вася-васелек»

Ай - да молодцы! Все правильно рассказали о моем доме, отгадали все загадки домовенка Кузи, да и помогли мне по - хозяйству, но пришло время прощаться. За ваше старания и умения я вам испекла пирог и сейчас пойдем пить чай с угощением (выносит угощение) и пригласим нашего хозяина избы

Дай Бог тому, кто в нашем дому,

Дорогим гостям, милым детушкам,

Наделил бы вас Господь –

и житьем, и бытьем, и здоровьецем! (поклон)

А сейчас возьмем клубочек и скажем:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток,

Только сильно не спеши

Путь в нашу группу укажи.

Выходим из горницы и подводим итоги:

Воспитатель: Где мы с вами побывали в гостях? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в прошлое» в подготовительной группе
Опубликовано: 18 мая 2023 в 10:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в прошлое» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем татьяна поздеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД