Татьяна Дудина
Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе «Ваши права, дети!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: продолжать формировать у детей понятие о правах ребёнка.
Задачи:
Развивающие: развивать у детей понятие, о том, что каждый человек имеет право на имя, отчество, на проживание в семье, право на гражданство.
Приобщать детей к основам правовой культуры.
Образовательные: Закреплять понятия «семья», «отношения в семье».
Продолжать учить детей составлять грамматически правильные предложения.
Публикация «Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе „Ваши права, дети!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Активизировать словарь за счё т новых слов:
полное имя, отчество, свидетельство о рождении, семья, внук, внучка, родственники, документ, генеалогическое древо, конвенция, право.
Уточнить знания детей об именах и отчествах своих родителей, упражнять детей участвовать в беседе.
Воспитательные : Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Материалы: символы («Право на имя», «Право на гражданство», «Право на проживание в семье»,
«Конвенция о правах ребёнка», фотографии детей и членов их семьи, генеалогическое древо
Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Семья», рассматривание семейных фотографий, разучивание пословиц, стихотворений о семье.
Ход занятия
Организационный момент.
Педагог: - Ребята! Посмотрите, сколько сегодня много собралось гостей, потому что у нас сегодня очень важное и интересное занятие «Ваши права, дети»
Предлагаю поздороваться с гостями.
- А теперь все внимание на меня. Взялись крепко за руки, улыбнулись и подарили свою красивую улыбку друг другу.
Давайте все вместе вспомним, правило поведения на занятии.
Повторяйте за мной.
Запоминает наша голова,
Важные поступки и умные слова (дети гладят себя по голове).
Слушаем внимательно, смотрим обязательно (подносят руки к глазам)
Взрослых не перебиваем (грозят указательным пальцем)
Знаний много получаем (сжимают и разжимают пальцы на обеих руках).
Сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы внимательно его послушаете.
Попробуйте догадаться, о чём сегодня на занятии мы будем с вами говорить.
Лишь появится ребёнок и дышать начнет едва
У него уже с пелёнок появляются права.
О чём мы сегодня будем говорить?
(сегодня на занятии мы будем говорить о правах ребёнка) (слайд 1)
Подумайте и скажите чем мы отличаемся и похожи друг на друга?
Дети : У нас есть руки, ноги, голова, туловище. Отличаемся цветом глаз, волос.
Воспитатель : Молодцы, правильно определили. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Тебе дано, а другие им пользуются. Что это?
Дети : Имя.
Воспитатель : Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Прежде всего имя отражало радость родителей по случаю рождения детя – Ждан, Любава, Милуша. Имя часто подчёркивало особенность характера ребёнка – Бессон, Неупокой, Злоб. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, людей, Людмила (милая людям, Вера, Любовь, - все это древнерусские имена.
Воспитатель : По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. К одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Андрей Петрович». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Андрея Петровича»? Кто они?
Ответ: «Андрюшенька» - это мальчик, а «Андрей Петрович» - это взрослый.
Воспитатель : Правильно. Если ребенка позвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей?
Дети : Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Воспитатель : Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Воспитатель : Руси у человека было только имя, которое давалось ему при рождении. Но имя мало что говорило о человеке другим людям. Говорили: «Пётр, Иванов сын, Борис, Сидора сын.» Так от имени отца образовалось отчество. Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.
Воспитатель : Когда станете взрослыми, вас тоже станут величать по имени и отчеству (слайд 2)
игра «Давайте познакомимся»
Садитесь поудобнее в кружок, передавая мячик по кругу, вы должны назвать своё полное имя, а я проверю, как вы знаете свои фамилии, имена, отчества.
Молодцы ребята! Все вы хорошо знаете свои фамилии, имена, отчества.
Итог: Мы говорили об именах. Каждый ребёнок со дня рождения имеет право на собственное имя. Для того, чтобы запомнить, давайте повторим это право.
(слайд 3)
Как мы отличаемся друг от друга именами и фамилиями, цветом волос и глаз, так и у всех государств есть свои отличительные знаки – это Государственные символы - герб и флаг. Назовите основные символы нашей страны (герб, флаг и гимн). – Давайте вспомним эти символы.
Игра : Найди флаг своей страны (слайд 4)
Ни одно важное событие страны не обходится без поднятия государственного флага. Он развивается над зданием правительства.
Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий- небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. (слайд 5)
Герб – это знак отличия, эмблема государства. Посмотрите внимательно на наш герб, что вы видите? (ответы детей). На гербе России изображён орел с двумя головами.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный
Орел – это символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
Граждане нашей страны гордятся своим гербом и флагом. И вы тоже являетесь гражданами нашей необъятной Родины – России.
Воспитатель : Как вы думаете, ребята, с какого возраста человек является гражданином своей страны? (Ответы детей.) (слайд 6)
Восп. – С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право. Вы – граждане России, россияне. Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (то есть записали) вас, дав вам имя и фамилию в специальном учреждении – ЗАГСе. Этим ваши родители как бы представили Вас государству как новых граждан и вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. (Воспитатель показывает детям свидетельство о рождении.) В этом документе записано, что вы – граждане своей страны, то есть граждане России. О Вас заботятся не только Ваши близкие и родные, с рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства.
(слайд 7)
Итог: Документ, Свидетельство о рождении» принадлежит гражданину России, и следующее право : каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию, гражданство. Для того, чтобы запомнить, давайте повторим это право.
Физминутка «Семейная зарядка». (слайд 8)
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой. (слайд 9)
- Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна?
(Семья- это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.) (слайд 10)
«Давно - давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так назывались теперешние русский, украинский, белорусский народы. Славяне были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу и делать из нее себе одежду. Славяне были дружелюбными и гостеприимными. (слайд 11)
Каждая семья-папа, мама, дети - жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других семей. Это была большая, дружная семья, со своими обычаями и традициями. Мужчины охотились и приносили добычу. Женщины готовили пищу, заботились о детях. Вот так ребята раньше жили наши предки славяне.
А сейчас посмотрим фотографии и расскажем, кто изображён на фотографии и кем работает.
(рассматриваем с детьми фотографии) (слайды-12,13,14)
Педагог: сейчас мы рассмотрели только близких родственников (маму, папу, бабушку, дедушку, но есть ещё и дальние родственники (Дяди, тёти, прабабушки, прадедушки, а есть ещё прапрабабушки и прапрадедушки) Чтобы разместить всех членов огромной семьи создают Семейное Древо. (слайд 15)
Ребята, а какой должна быть семья? (Семья должна быть крепкой, дружной, заботливой, трудолюбивой, большой). (слайд 16)
Давайте вспомним пословицы о семье.
1. Вся семья вместе, так и душа на месте.
2. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
3. Где любовь и совет, там и горя нет.
4. В хорошей семье, хорошие дети растут.
5. На что и клад, когда в семье лад.
Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение, радость, счастье.
- Да ребята, хорошо, что у вас есть семья вы самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят и понимают друг друга, весело живут все вместе.
Итог: следующее право ребёнка – иметь семью и воспитываться в семье. Для того, чтобы запомнить, давайте повторим это право. (слайд 17)
- Давайте ещё раз вспомним права ребёнка о которых мы говорили на этом занятии. (слайд 18-1)
Все права детей записаны в международном документе - «Конвенция о правах ребенка». (слайд 18-2)
Воспитатель : На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с другими правами детей, которые записаны в этом документе.
Итог занятия
Ребята, о чём сегодня на занятии мы с вами говорили? (Мы говорили о правах детей)
Вы сегодня все очень старались, отвечали на мои вопросы. Молодцы!
(слайд 19)