Юлия Бродовская
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Вода — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в детском саду по познавательному развитию ВОДА- ЭТО ЖИЗНЬ.
Цель занятия : 1 развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах; 2 воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи: расширить знания детей о свойствах воды и значении воды в природе; способствовать освоению элементарной опытно – экспериментальной деятельности; развивать любознательность.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Вода — это жизнь“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Материал для занятия в детском саду : стаканчики с водой; соль и сахар; мука или крахмал; акварельные краски или гуашь; чайные ложечки; термос с кипятком; зеркало; лед; мелкие предметы разной формы и цвета для рассматривания в прозрачной воде.
Ключевые слова: опыт, жидкость, прозрачный, безвкусный.
Ход занятия
Воспитатель: ребята, перед вами стоят стаканчики, как вы думаете, что в этих стаканчиках налито? Попробуйте, понюхайте! Так, что это?
Дети: Вода
Воспитатель: совершенно верно, это вода. Вот послушайте стихотворение которое написала Н. Рыжова о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вода – это природа? Ребята, а как вы думаете вода – это живая или неживая природа (ответы детей)
Дети: неживая-природа
Воспитатель: а когда вы нюхали воду, вы чувствовали запах?
Дети: нет
Воспитатель: а попробуйте, ее еще раз на вкус. Какая она? Она соленая? Нет. Она горькая? Нет. Она сладкая? Нет. Может быть она кислая? Нет.
Воспитатель: ребята, а какого цвета вода (ответы детей, совершенно верно вода прозрачная. Смотрите, если я поднесу свои пальцы к стаканчику с водой, то вы увидите мои пальцы.
Опыт 1: а теперь давайте с вами посмотрим, что будет происходить с следующими предметами? На стол ставим тазик с водой и опускаем туда несколько предметов ( н-р: морские камешки, шишки, пластмассовый стаканчик, чайную ложечку). Что вы видите?
Дети: морские камешки и чайная ложечка утонули, а шишки с пластмассовым стаканчиком остались на поверхности воды.
Воспитатель: вы совершенно правы, а знаете почему (ответы детей, потому что одни предметы легче воды, а другие тяжелее воды.
Опыт 2:
В один стаканчик с водой, мы добавим сахар, а в другой соль, все это перемешаем ложечкой, что вы видите, и что произойдет с водой?
Дети: сахар и соль в воде растворились, а вода осталось прозрачной
Воспитатель: а как вы думаете изменился ли в воде вкус?
Дети: да
Воспитатель: совершенно верно, вода в одном стаканчике стала сладкой, а в другом соленой. (тоже самое проводим опыты с мукой или крахмалом, и с помощью гуаши или акварельной краски).
Воспитатель: ребята, а вы знаете в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?
Загадки о воде
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото)
С неба — звездой,
На ладошку — водой.
/Снег/
Сам вода, а по воде плавает.
/Лёд/
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
(Речка)
Ни рук, ни ног не имеет,
А гору пробить умеет.
(вода)
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт —
Тут она и пропадёт.
(Волна)
Воспитатель: вы все просто молодцы.
Воспитатель: - Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар — это тоже вода.
Опыт 3:
Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.
- А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?
Игра проводится в свободное время. Ребята, вы видели, что вода может быть жидкой, в виде пара или льда. Давайте с вами все встанем в круг. Круг как и вода может менять форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. яКаждый из вас – частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки стали горячими, что уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться (дети бегают по кругу, и каждый из вас становиться частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становиться холодно. Что в этом случае вы делаете? Конечно, надо встать ближе друг другу, чтобы стало вам теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда. Наша группа – это все те же частички воды, но соединены они по-другому.
Воспитатель: ребята, а для чего нужна вода (ответы детей, а кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку).
- Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.
Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.