Людмила Мохначева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада
«Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»
Воспитатель первой квалификационной категории
Мохначева Людмила Валерьевна
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Великие изобретатели нашей страны и их изобретения“» размещена в разделах
1. Закрепить и расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.
2. Познакомить детей с великими русскими изобретателями и их изобретениями.
3. Формировать представления детей о рукотворном и природном мире, что все в мире взаимосвязано.
4. Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
5. Воспитывать уважение к труду изобретателя, патриотические чувства, гордость за изобретения, сделанные в нашей стране.
Материал: предметные картинки (самолёт, птица, стрекоза, вертолёт, парашют, одуванчик, холодильник, снег, липучка, репейник, подводная лодка, акула, ласты, тюлень, шланг, слон); портреты русских изобретателей (И. Кулибин, А. Можайский, П. Яблочков,
А. Попов, В. Зворыкин, А. Понятов) и изображения их изобретений (радио, видеомагнитофон, самолет, лампочка, телевизор) в первоначальном виде и в современном; карта Российской Федерации; изображения в виде раскрасок : велосипед, кеды, стол, зонт, сумка, стул; цветные карандаши; красивая коробка для сюрпризного момента; большая «Карта изобретений и открытий».
Ход занятия
1. Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришла посылка от Винтика и Шпунтика. Вы помните, кто они такие, из какого произведения?
Дети: Из повести про Незнайку и его друзей.
В. : Верно. А какое их любимое занятие?
Д. : Они любят все чинить и изобретать.
В. : Вы правы, Винтик и Шпунтик неплохие изобретатели, они прислали нам подарок, я вам его обязательно покажу, но чтобы им воспользоваться, мы должны вспомнить, кто такие изобретатели.
Д. : Это люди, которые создают новые вещи, улучшают уже существующие предметы.
В. : Верно, а какими качествами должен обладать изобретатель?
Д. : Он должен быть умным, наблюдательным, трудолюбивым.
В. : Прежде чем начать изобретать, человеку нужно много учиться, хорошо разбираться в том, над чем он работает. А как вы думаете, у кого или у чего учились самые первые в истории люди-изобретатели?
На что они смотрели, прежде чем изобрести различные вещи?
Д. : Они смотрели на животных, на растения.
В. : Давайте поиграем в игру «Природа и изобретения». На столе лежат карточки, на которых изображены изобретения человека. Каждый из вас по очереди будет брать карточку и искать на мольберте изображение животного или растения, за которыми человек наблюдал, когда изобретал эту вещь.
Карточки: самолёт – птица, стрекоза – вертолёт, парашют – одуванчик, холодильник - снег, липучка – репейник, подводная лодка – акула, ласты – тюлень, шланг – слон.
В. : Ребята, вы хорошо справились с заданиями, и я вас хочу познакомить с настоящими изобретателями.
2. Дети садятся на стульчики перед мольбертом.
В. : Люди изобретали и продолжают изобретать разные вещи по всему миру. Сегодня я вам расскажу о великих изобретателях, которые жили в нашей стране, в России.
Жил когда-то давно такой человек Иван Петрович Кулибин (портрет выставляется на мольберт). Он был великим изобретателем, придумывал необычные вещи. Отгадайте загадки и узнаете, что это за вещи.
- Идут лет двести,
А всё на месте.
Шагают так!
Тик! - Так! Тик! - Так!
(Часы.)
Он перекинут через реку.
Удобно стало человеку
Перебираться через воду,
Совсем забыв про непогоду.
На сваях закреплён помост.
Назвали это чудо - … (мост)
Он - почти велосипед,
Вот сиденья только нет.
Всё равно ему я рад,
Лучший друг мой -. (самокат).
Золотая птичка
Вечером в дом влетает,
Весь дом освещает.
(Светильник)
Иллюстрации изобретений И. П. Кулибина выставляются на мольберт.
В. : А теперь посмотрите на другого изобретателя - А. Попова. Отгадайте загадку и узнаете, что он изобрел.
Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь — он молчок,
Но стоит ручки повертеть,
Он станет говорить и петь.
(Радио)
В. : Посмотрите на первое в мире радио. Узнали бы вы его, если бы я вам не сказала, что это? (картинка выставляется на мольберт)
А сейчас радио выглядит совсем по-другому (выставляется картинка). Другие изобретатели его доработали и сделали ещё лучше. Радио стало меньше и удобнее. Так происходит со всеми изобретениями. Другие ученые улучшают вещи, которые уже кто-то создал.
В. : А вот и Александр Фёдорович Можайский. Этот человек создал первый самолёт, который смог поднять человека в воздух. Вот как он выглядел. Похож этот самолёт на те, что летают в наше время? (ответы детей)
В. : Конечно, современный самолёт гораздо быстрее, удобнее, безопаснее (выставляется картинка современного самолёта). Но мы всегда будем помнить того человека, который впервые смог построить самолёт. Были и другие изобретатели в нашей стране. Например, Павел Николаевич Яблочков. Отгадайте, что он изобрёл :
Провели под потолок
Удивительный шнурок.
Привинтили пузырёк —
Загорелся огонёк.
(Лампочка)
В. : Посмотрите на лампочку, изобретённую Яблочковым (картинка выставляется на мольберт, и скажите, сильно ли она изменилась со дня её изобретения (выставляется картинка современной энергосберегающей лампочки? (ответы детей)
В. : Да, лампочка почти такой же и осталась, только иногда ей придают причудливые формы.
А сейчас вы узнаете, кто изобрёл вещь, которая есть у каждого из вас дома. Отгадайте, что это:
Вот так дом -
Одно окно:
Каждый день
В окне кино! (Телевизор)
В. : Верно! Телевизор изобрёл Владимир Козьмич Зворыкин (картинка выставляется на мольберт). Так выглядел один из первых в мире телевизоров (выставляется картинка). Сравните его с современным телевизором (картинка выставляется на мольберт).
Дети находят отличия старого телевизора от современных.
В. : Да, телевизор относится к тем изобретениям, которые много раз менялись, совершенствовались со временем. И в наше время люди продолжают придумывать бесконечно новые функции для телевизоров.
Ребята, а сейчас я вам расскажу про изобретение, которое было очень популярным несколько лет назад, но теперь мы его почти не используем. Когда телевизоры только появились, и люди смотрели телепередачи, кино и мультфильмы, кто-то подумал, как сделать так, чтобы мультик или кино можно было бы смотреть дома в любое время, когда захочется и много раз.
И тогда Александр Матвеевич Понятов (показ картинки) придумал видеомагнитофон. Он был довольно большой (выставляется картинка, но со временем и его уменьшили, сделали более удобным. Но теперь, когда появился интернет, многие люди и вовсе не пользуются видеомагнитофоном.
Вот такие удивительные изобретатели жили в нашей стране и оставили после себя много полезных вещей. А когда вещь изобретена, её нужно обязательно испытать.
Физминутка «Испытатели» :
Воспитатель: Первым испытаем самолёт! Полетели!
Теперь вертолёт! Полетели!
(дети имитируют полёт самолёта и вертолёта)
Воспитатель: А теперь придумайте сами объекты для испытаний.
(дети по желанию выполняют ещё 2-3 «испытания»)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю самим побыть настоящими изобретателями. Выберите вещи, которые вы хотели бы дополнить, сделать удобнее, усовершенствовать (детям на выбор предлагаются изображения :
велосипед, кеды, стол, зонт, сумка, стул). Дорисуйте карандашами детали. Которые по вашему мнению улучшат эти простые вещи.
После того, как дети закончат работу, получившиеся картинки рассматриваются и дети делают выводы, как преобразились предметы, насколько удобнее они стали.
Воспитатель: Вы все хорошо поработали, и настало время узнать, что же нам подарили Винтик и Шпунтик (воспитатель достаёт большую карту). Ребята, это карта «Изобретений и открытий», на ней вы видите много ученых, изобретателей и первооткрывателей. У вас будет много времени, чтобы с ней ознакомиться, мы повесим её у нас в группе. Теперь перед вами будут изобретения со всего мира. А каких российских изобретателей, о которых сегодня узнали, вы запомнили? Какие изобретения вам понравились больше всего? Хотели бы вы что-нибудь изобрести в будущем? Что вы для этого будете делать?
Молодцы, у вас обязательно всё получится!