Бакалдина Светлана Николаевна
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Путешествие по Байкалу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по Байкалу»
Цель: Создать условия для формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений об озере Байкал, через организованную исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Познакомить детей с одним из уникальных озер нашего края и его обитателями, закреплять знание о рыбах.
- Закрепление знаний о свойствах воды;
-Расширить активный словарь детей слова: голомянка, омуль, щука, профильтруем, жабры, Байкальский хариус;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Путешествие по Байкалу“» размещена в разделах
-Развивать любознательность, мышление и речь детей.
- Воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю;
-Умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Образовательные области:
Приоритетная : познавательное развитие.
В интеграции (социально – коммуникативное развитие, речевое развитие).
Детские виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Методы и приемы:
словесные методы – разъяснение, объяснение, вопросы;
практические методы – моделирование, экспериментирование;
наглядные методы – образец (показ способов действия);
игровые методы – сюжетная игра.
Оборудование и материалы: модули, разрезные рыбки, пластмассовая ванночка, стеклянные стаканы, воронки, салфетка, вата, аудиозапись.
Ход занятия:
Ребята, мы с вами так много знаем всего интересного, но сегодня у меня есть предложение, хотели бы вы стать самыми настоящими путешественниками - исследователями?
Ребята, вы знаете, где вы живёте?
Подойдите к карте, сможете ли показать место?
Ребята, мы с вами живём в Сибири. Чем славиться наша Сибирь?
Рассматривание фотографии Байкала.
Байкал - это очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем.
Кто был из вас на Байкале? (ответы детей)
Итак, мы отправляемся путешествие по Байкалу.
На чём отправимся путешествовать по Байкалу?
Давайте мы с вами построим лодку (корабль) и поплывем на ней. (Дети строят лодку из модулей) Видео слайд с музыкой (шум моря)
Воспитатель: Ребята, я вижу нерпу (слайд, она машет ластами.
Как вы, думаете, почему она машет?
Давайте подплывём,узнаем.
Нерпа: Ребята, помогите нам нечем питаться. Все рыбы с Байкала исчезли.
Что случилось, я не знаю.
Воспитатель: Юные исследователи, посмотрите в бинокль. Плавают рыбки под водой в Байкале?
Воспитатель: Ребята, я, правда, не вижу ни одной рыбки в озере.
- Как вы думаете, что случилась с рыбками? (ответ детей)
А какая вода нужна нашим рыбам? (ответы детей) Давайте убедимся, что в нашем озере самая чиста и прозрачная вода. Мы возьмём воду с Байкала и исследуем её.
«Дети, я предлагаю причалить к берегу. Здесь находится станция по очистке воды. Мы с вами можем попробовать, как настоящие ученые, очисть воду».
Опыт №1. «Вода прозрачная»
На столе у воспитателя два стакана с водой, чашка с землей, камешки.
Воспитатель: (опускаю в первый стакан землю, перемешиваю) Ребята, что произошло с водой? Ответы детей:
Воспитатель: Верно, если в нее опустить камешки, то их не видно. (Опускает камешки в воду) А теперь опустим камешки в другой стакан. Что можно сказать об этой воде в стакане?
Ответы детей:
Воспитатель: Какая вода в первом стакане?
Ответы детей:
Воспитатель: А вода во втором стакане, какая?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте грязную воду в стакане профильтруем и посмотрим, что с ней произойдет? Какая вода становится?
Ответы детей:
Почему уплыли рыбы с Байкала?
Вот мы очистили с вами воду в Байкале. Теперь Байкал стал чистым и рыбам будет лучше дышать.
Опыт №2 «Чем дышит рыба под водой»
Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал? (Высказывания детей.)
- Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой - жабры.
В воде есть воздух? Сейчас мы это узнаем.
Опыт: «Чем дышат рыбы?»
Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.
Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.
Вывод: в воде есть воздух.
-Ребята, мы с вами узнали, что рыбка дышит воздухом в воде, дышит через жабры
Значит, вода должна быть, какая?
Мы с вами сделали воду в Байкале чистой.
Как вы думаете, приплывут рыбы на Байкал?
Мы это сейчас узнаем, сядем в лодку и поплывем дальше путешествовать по Байкалу.
Появляются рыбы.
Воспитатель: Обратите внимание, ребята. Мимо нас проплывают уникальные рыбки.
Ребята, может, кто знает название рыб Байкала?
Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал.
На ковре появляются рыбки (картинки) - омуль, голомянка, Байкальский хариус.
-Ребята, вы брали рыбку в руки? какая она на ощупь?
-Тело рыбки покрыто чем?
-Чем отличаются рыбки друг от друга?
-Что у них общее?
Что помогает рыбкам плавать в воде?
К сожалению, наше путешествие подходит к концу и мы, с вами возвращаемся на берег.
На экране появляется нерпенёнок и говорит спасибо детям, что помогли вернуть рыбок на Байкал.
Рефлексия: Мы сегодня с вами побывали на озере Байкал, очень много узнали о Байкале.
- Кому вы сегодня помогли?
-А что случилось с рыбами?
-Что мы для этого делали?
Удалось ли нам очистить воду и вернуть рыб?
Как надо беречь жемчужину Сибири озеро Байкал?
О рыбах нужно заботиться, им нужна чистая и прозрачная вода, поэтому, чем мы можем им помочь?
Не загрязнять водоёмы.
Не оставляйте мусор на берегу!
Не бросайте мусор в воду!
Не выливайте в воду никакие жидкости!
Не ловите рыбу сетями!
Красоту Байкала надо беречь и охранять. (слайды).