Лебедкова Юлия Владимировна
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Край родной — Кашира»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БУРАТИНО»
Г. О. СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной
к школе группе по теме :
«Край родной – Кашира»
Выполнил:
воспитатель 1 категории Лебедкова Юлия Владимировна
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Край родной — Кашира“» размещена в разделах
- Каша. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Подготовительная группа «Колобок»
Ступино, 2022 г.
Цель. Воспитание патриотических чувств и любви к своему городу.
Задачи:
Образовательные: -раскрыть историческое понятие «город»;
-продолжать знакомить с историей родного города;
- познакомить детей с символикой города – флагом и гербом.
Развивающие :
-развивать коммуникативные и речевые навыки;
- продолжать развивать связную речь, активизировать словарь по теме, развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, городу;
-патриотические чувства через художественное слово, любовь и уважение к малой Родине.
Методы и приемы:
-Словесные: беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, объяснение
-Наглядные: показ иллюстраций педагогом, демонстрация макета.
-Практические: дидактическая игра, дидактическое упражнение.
Предварительная работа: беседы о городе, рассматривание фотографий с видом города, рассматривание символики города.
Оборудование: проектор, изображения достопримечательностей города, иллюстрации города Кашира, фотография герба г. Кашира.
Ход занятия
1. Вводное слово воспитателя. (3 минуты)
Воспитатель: – Сегодня мы отправимся в путешествие, прошлое и настоящее нашего города. Но прежде чем отправится, в путь нужно подумать, что взять с собой. Как вы думаете, зачем я принесла карту?
( предполагаемые ответы детей: чтобы знать дорогу, не заблудиться).
Посмотрите, на карте какие – то точки. Что означают эти точки?
( предполагаемые ответы детей: города, сёла)
Почему точки разные – большие и маленькие?
( предполагаемые ответы детей: города бывают – большие и маленькие).
Воспитатель: – Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Произнесите слово «город» медленно, вслушайтесь в это слово. В сказках, былинах город по – старинному называли град: Киев – град, Москва – град. В древние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепость. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называли городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».
2. Основная часть (15 минут). Путешествие в прошлое города.
Воспитатель: – Много на нашей планете городов. И у каждого есть своё имя, как и у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? ( предполагаемые ответы детей: Москва, Ступино, Ожерелье) А как называется город, в котором мы живем? (Кашира).
– Полюбуйтесь на наш город с высоты. Это небольшой город с многоэтажными и одноэтажными домами, куполами церквей и предприятиями. На улицах нашего города движется много машин. В нём есть площади, парки и краеведческий музей. И сейчас с вами отправимся в прошлое нашего города. Как назывался наш город, когда его начинали строить? (Кошира).
Воспитатель: - Кто знает почему такое название у нашего города?
( предполагаемые ответы детей: город расположен на реке Ока, где она широкая).
Но помимо этой версии существуют и другие: в 14 веке у истоков реки Коширка (ныне Каширка) и поселились первые каширяне. А речка дала новообразованному селу своё название. Другой вариант связан с названием реки Ока. Если вспомнить города, стоящие на ней, то можно заметить общую частицу «ка» в их названиях – Кашира, Калуга, Коломна. И может быть, там, где Ока широка – стоит Кашира, где Ока ломаная – Коломна, а где Ока луговая, там Калуга.
Воспитатель: – Кашира относится к числу немногих малых древних русских городов, сохранивших свою первоначальную живописность и пространственную открытость. Точное рождение нового поселения Московского государства сегодня не знает никто, но первое упоминание о городе встречается в 1356 году (660 лет назад). Ранее город располагался на левом берегу Оки. На береговом холме была построена огромная крепость из дерева и земли. Она была призвана защищать подступы к Москве с юга и переправу через Оку. Но после вражеских атак татар, чумы и голода, город запустел, в 17 веке крепость утратила своё оборонное значение. В связи с изменением границ Московского государства, город был перенесен на противоположный берег реки, где была построена новая крепость.
– В 18 веке Кашира начинает развиваться ещё быстрее, становиться одним из торговых центров, появляются первые промышленные предприятия. В1900 году через Каширу проводят железную дорогу. В 20 веке начали постройку Каширской ГРЭС. Появился микрорайон №2 – новый массив с многоэтажными домами.
– В годы Великой Отечественной войны под Каширой в конце 1941 происходили тяжелые бои с немецко-фашистскими войсками генерала X.В. Гудериана. В конце ноября 1941 года части 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова разгромили врага, отстояв Каширу, а вместе с ней – и Москву.
– В 60 – 70 годы в связи со строительством крупного завода по производству сварочных конструкций и завода «Центролит», началась застройка третьего микрорайона Каширы с перспективным превращением его в административный и деловой центр города.
Воспитатель: - Дети, а давайте немного передохнем и сделаем разминку? Предлагаю поиграть в подвижную игру «Поделись».
Дети становятся в круг и хлопают в ладоши в такт считалки. Кто в конце текста вслед за последним хлопком успеет первым произнести имя своего партнера, тот и «поделился».
Катилась торба с великого горба.
В той торбе –
Хлеб, соль, вода, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Воспитатель: - Итак, продолжаем. Кроме названия у каждого города есть и другие отличительные знаки. Вы знаете какие? ( предполагаемые ответы детей: герб, флаг) Правильно, герб и флаг – опознавательно-правовые знаки, служащие официальным символом муниципального образования. Герб является отличительным знаком, на нём старались изобразить что-то очень важное для города. Каждый символ и цвет имеет своё значение. Давайте рассмотрим герб нашего города и расшифруем символы и цвета, изображенные на нашем гербе. Какие цвета присутствуют на гербе? ( предполагаемые ответы детей: жёлтый, белый, голубой, красный, черный, зелёный) Какие символы присутствуют на гербе? ( предполагаемые ответы детей: крест, дракон, змей).
Подлинное описание герба гласит: «Щит, разрезанный на двое горизонтальною чертою: в верхней части щита в лазоревом поле златой крест, а в нижней части в серебряном поле, чёрный с червлеными крыльями и увенчанный златым венцом дракон, представляющий герб Казанский, в напамятование, что сей град при Великом Князе Василии Иоанновиче, был дан в удел Абдыл Летифу, снизверженному Царю Казанскому; а верхняя часть щита показует, что он и тогда не выходил из под Российской державы».
В 2010 г. герб немного изменился «В пересечённом лазоревом и серебряном поле вверху – золотой греческий крест; внизу – на зелёной земле чёрный дракон с золотым клювом, лапами и короной и с червлёными глазами, языком, изрыгаемым пламенем и крыльями».
– Ребята, а вы знаете что означают цвета на гербе?
(предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: - Золото – символ богатства, стабильности, уважения, интеллекта. Серебро – символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Голубой цвет – символ чести, благородства, духовности, возвышенных устремлений; цвет бескрайнего неба. Зелёный цвет – символ природы, здоровья, молодости, жизненного роста. Красный цвет – символ труда, силы, мужества, красоты и праздника. Чёрный цвет – символ мудрости, скромности, вечности бытия).
Воспитатель: - Дети, у меня для вас есть игра «Будь внимателен».
На столе лежат карточки с изображение гербов разных городов, также карточка с изображение герба Каширского района Воронежской области, дети по очереди выходят, берут карточку и определяют, это герб Каширы или нет, помещая их на разные мольберты. Затем все вместе проверяют правильно ли всё выполнили).
– Ещё одним отличительным знаком, является флаг. Давайте рассмотрим флаг нашего города и расшифруем символы и цвета, изображенные на нашем флаге
( предполагаемые ответы детей: похож на герб).
Воспитатель: -Флаг создан с учётом герба, который разработан на основе исторического герба уездного города Кашира. «Прямоугольное двухстороннее полотнище с отношением ширины к длине 2:3, состоящее из трёх неравных горизонтальных полос – голубой, белой и зелёной, в соотношении 5: 4:1; посередине верхней половины полотнища – жёлтое изображение равноконечного креста; посередине нижней, поверх двух нижних полос – изображение коронованного огнедышащего дракона, воспроизведённое чёрным, жёлтым и красным цветами».
3. Заключительная часть (3 минуты).
– Мы с вами одна большая семья, живущая в одном городе. Про нас говорят – это земляки.
– В каком городе мы живем?
Ответы детей: Кашира.
А как следует называть жителей нашего города?
Ответы детей: каширяне
– Вы любите свой город, свою землю? Издавна народ русский свою землю славит. Много в народе об этом пословиц и поговорок.
Всякому мила, родная сторона.
Где родился, там и пригодился.
Дома и стены помогаю.
Родная землица и во сне снится.
Воспитатель: Дети, давайте отметим еще один город на карте Московской области, с которым мы сегодня познакомились поближе.
– Ребята, а у вас есть любимые места в городе. Давайте все встанем в круг и передавая клубочек друг другу, называть то место, которое вам дорого.
4. Рефлексия.
– Нам пора возвращаться из нашего путешествия.
– Давайте ещё раз вспомним, как называется наш город?
– Какие символы города вы знаете?
– Что изображено на гербе и флаге?
Герб городского поселения Кашира подчёркивает историческую, культурную и геральдическую преемственность, неразрывную связь многих поколений жителей города; показывает внимательное отношение каширян к своему наследию.
Золото — символ богатства, стабильности, уважения, интеллекта.
Серебро — символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Голубой цвет — символ чести, благородства, духовности, возвышенных устремлений; цвет бескрайнего неба.