Зубанова Вера
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Орнитологическая экспедиция в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Время занятия : 30 минут.
Цель: создать условия для ознакомления детей с птицами, их жизнедеятельностью.
Задачи:
- дать знание об ученых – орнитологах;
- расширить и закрепить представления детей о перелетных и зимующих птицах;
- развивать умение устанавливать взаимосвязи между условиями обитания птиц и особенностями внешнего вида птиц, питания;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Орнитологическая экспедиция в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Орнитолог
- Подготовительная группа
- Темочки
-воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них;
- активизировать словарь: орнитолог, зимующие, перелетные.
Оборудование:
Магнитная доска, магнитные картинки с изображением перелетных и зимующих птиц; 2 условных знака картинки; аудиозапись с пением птиц; конверты с разрезными картинками птиц на каждого ребенка; перья птиц (маховые, перьевые, рулевые) на каждого ребёнка, лупы, картинки с изображением птиц и их следов, проектор.
Ход занятия:
Дети находятся в группе с воспитателем.
I. Организационный момент:
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!
Добрый день!
Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром на столе, когда пришла в детский сад.
(демонстрирую детям конверт).
Дети: Письмо
Воспитатель. Его, наверное, принёс почтальон. Интересно, а кто его нам прислал и что там такое лежит? (Открывает конверт и показывает содержимое) Что это?
Дети: Перья птицы.
Воспитатель. Да, это перья птицы. Тут еще письмо. Интересно от кого оно? Как вы думаете, дети? Давайте прочтем письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам профессор - орнитолог – Иван Иванович Перелёткин. На днях я был в экспедиции в Рязанских лесах, наблюдал за птицами. У лесного озера я нашел вот эти перья и следы. Думаю, что это перья и следы утки. Но как такое может быть? Ведь утка – птица перелетная, она давно должна была улететь в теплые края! А может я ошибся, и эти перья и следы другой птицы?
Дети, помогите мне, пожалуйста, распознать, что за птица потеряла перья зимующая или перелетная? Улетела ли она в тёплые края, что произошло с ней.
Воспитатель. Вот так задачу задал нам профессор - орнитолог Иван Иванович Перелеткин? Дети, а кто такие орнитологи?
Дети. Учёные, которые изучают птиц.
Воспитатель. Правильно. Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц. Тщательно исследуют их место обитания, особенности их питания и выведения птенцов. Они даже знают о продолжительности жизни птиц. Они наблюдают за птицами, фотографируют их. А ещё учёные – орнитологи кольцуют птиц, т. е. надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок.
Воспитатель: А кто такие птицы?
Дети. Птицы – это животные, которые умеют летать, у них есть клюв, детеныши появляются из яйца.
Воспитатель. Нужно ли изучать жизнь птиц?
Дети. Нужно. Потому что они приносят пользу.
Воспитатель. А какую пользу?
Дети. Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых. Ловят мышей и вредных грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена. Они красиво поют и радуют нас своей красотой.
II. Основная часть.
Воспитатель. Ну что ребята поможем нашему профессору?
Сегодня ми с вами станем орнитологами, отправимся в лес в экспедицию и попробуем разобраться, какие птицы улетели в теплые края, а какие остались зимовать. И, чьи это перья и следы.
Мы пойдём лесной тропинкой,
Вглубь берёзовых чудес.
Тут и ели и сосёнки
Перед нами зимний лес.
Покружились потихоньку
Вправо шаг и влево шаг
Там где надо очутились,
Посмотрев, остановились.
Все вокруг белым бело.
Нам с погодой повезло.
Всюду тихо, ветра нет,
Собираем наш совет.
Воспитатель: вот мы с вами оказались в зимнем лесу. Давайте прислушаемся. (Звучит фонограмма голосов птиц) Что вы слышите?
Дети: поют птицы.
Воспитатель: каких птиц по голосу вы узнаете?
Дети: ответы детей.
Словесная игра «Отгадай, что за птица и как голос подаёт»
Воспитатель: птицы поют по – разному. (Изображения птиц на экране)
Ворона – каркает,
А Голубь – ?- воркует,
Воробей – ?-чирикает,
Сорока –?-стрекочет,
Сова – ухает,
Дятел - ?- стучит,
Соловей – ?-поёт,
А Ласточка –? - щебечет,
А Журавль –? - курлычет,
Утка – крякает,
Кукушка –? - кукует,
А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.
Давайте присядем на лесной поляне, отдохнем. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: А теперь давайте с вами разберемся, какие птицы зимующие, а какие перелетные?
Дидактическая игра «Раздели на группы»
Идут за воспитателем к магнитной доске, по очереди берут карточки и распределяют их по группам. Используются схемы.
Воспитатель: с этим сложным вопросом мы разобрались. А почему же какие – то птицы улетают в теплые края, а какие – то остаются зимовать.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: правильно!
А сейчас я предлагаю вам превратиться в птиц.
Физминутка
Воспитатель: Молодцы! Полетели на стульчики.
Воспитатель. Ребята, напомните, мне какое время года за окном.
Дети. Зима
Воспитатель. Что зима приносит с собой?
Признаки зимы: холод, мороз, стужа, опускается термометр ниже нуля.
Ветер: порывистый, холодный, сквозной…
Снег: мокрый, сырой.
Как вы думаете, что птицам страшнее: голод или холод?
Дети: ответы детей.
Воспитатель. Давайте разберемся! Почему птицы в сильные морозы не мерзнут? Приглашаю вас в научную лабораторию.
Работа в лаборатории.
Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим перья птицы, которые прислал нам профессор:
Возьмите в руки перо и потрогайте его. Какое оно?
Дети. Плотное, жёсткое, большое.
Воспитатель. - Интересно, лёгкое оно или тяжёлое?
Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. (Лёгкое)
Воспитатель. - Подбросьте перо. Что вы видите? Как оно падает, быстро или медленно?
Воспитатель. - Почему оно медленно падает, плавно кружится
Дети. Перо легкое, так как внутри стержня – пустота.
Воспитатель. - Давайте посмотрим. Отрежьте кончик стержня у пера – видим пустоту.
Дети. Да.
Воспитатель. - Помашите пером, что вы ощущаете?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Такие перья служат птице для взмаха и называются маховые.
Давайте посмотрим на перо через лупу.
- Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застёгивая поверхность пера, а если оно расцепляется, то птица клювом соединяет их.
Воспитатель. - А какое это перо? Рассматривают пуховое перо птицы. Дети: Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький). Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое). Могла бы птица летать, если бы у нее были только пуховые перья? Почему?
Воспитатель: Зачем такое перо птице? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, пуховые перья служат птице для сохранения тепла.
- Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое?
Дети дуют – какое, улетит быстрее.
Воспитатель. Ребята у птицы есть ещё перья на хвосте. Как они называются? Дети. «Рулевые»
Воспитатель. -Почему они получили такое название?
Дети. Они помогают менять направление полёта, как руль у автомобиля
Воспитатель. Исследовав перья в нашей лаборатории, можем сделать вывод – зачем птицам перья?
Дети. Помогают птицам летать и спасают от холода.
Значит, птицам холод не страшен, а страшен голод.
Воспитатель. Как помочь птицам зимой?
Дети. Покормить.
Воспитатель. Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что едят зимующие птицы?
Ответы детей. На экране картинки птиц. Дети называют любимый корм каждой птицы.
Воспитатель. Ну что ж, дети, мы с вами все узнали про птиц, определили какие птицы остались с нами зимовать, а какие улетели в теплые края. Осталось только определить, перья какой птицы нашел профессор у озера.
Для это нужно сложить картинку из пазл и определить, от какой птицы перо. (Дети садятся за столы)
Воспитатель. Какая птица на твоей картинке, Саша? Какая птица у тебя, Вера? (На экране изображение птиц, которые сложили дети) Как вы думаете, какой птице может принадлежать перо?
Давайте ещё раз посмотрим на наши картинки и сделаем предположение.
Дети: делают предположение, сравнивая с картинкой окрас пера, строение.
Хорошо перья сравнили, у нас есть ещё фото подсказка следы этой птицы.
Посмотрите на экран давайте сравним со следами разных птиц.
Воспитатель: молодцы! Это действительно перья и следы утки. Утка – зимующая птица или перелетная?
Дети. Перелётная.
Воспитатель. А почему же она не улетела?
Дети. Предполагают.
Воспитатель. Может ли утка выжить зимой?
Дети. Да если будет сыта.
Воспитатель. Ну, вот мы с вами выполнили задание профессора – орнитолога Перелёткина : выяснили, какие птицы остались зимовать, а какие улетели в теплые края. Определили, чьи перья и следы, Иван Иванович нашел у озера.
Воспитатель. Можем возвращаться в детский сад.
Дети. Да
По лесной тропинке той
Отправляемся домой,
Мы идём в обратный путь
Чтоб немного отдохнуть.
Влево шаг и вправо шаг
Покружились, вот так.
Раз, два, три, четыре, пять,
возвратились мы опять.
III. Заключительная часть
- Ребята, понравилось вам наше путешествие в лес? Для чего мы отправились в экспедицию? Что интересного вы узнали о птицах? Что вам понравилось больше всего? Что было сложным? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели). Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали, показали хорошие знания о птицах.
Сейчас ребята, мы намного отдохнём, а вечером запишем видеоответ профессору. Для того чтобы он узнал, что мы выполнили задания.