Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Орнитологическая экспедиция в зимний лес»

Зубанова Вера
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Орнитологическая экспедиция в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы

Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Время занятия : 30 минут.

Цель: создать условия для ознакомления детей с птицами, их жизнедеятельностью.

Задачи:

- дать знание об ученых – орнитологах;

- расширить и закрепить представления детей о перелетных и зимующих птицах;

- развивать умение устанавливать взаимосвязи между условиями обитания птиц и особенностями внешнего вида птиц, питания;

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Орнитологическая экспедиция в зимний лес“» размещена в разделах

-воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них;

- активизировать словарь: орнитолог, зимующие, перелетные.

Оборудование:

Магнитная доска, магнитные картинки с изображением перелетных и зимующих птиц; 2 условных знака картинки; аудиозапись с пением птиц; конверты с разрезными картинками птиц на каждого ребенка; перья птиц (маховые, перьевые, рулевые) на каждого ребёнка, лупы, картинки с изображением птиц и их следов, проектор.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

I. Организационный момент:

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарила.

Оглядело все вокруг

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!

Добрый день!

Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром на столе, когда пришла в детский сад.

(демонстрирую детям конверт).

Дети: Письмо

Воспитатель. Его, наверное, принёс почтальон. Интересно, а кто его нам прислал и что там такое лежит? (Открывает конверт и показывает содержимое) Что это?

Дети: Перья птицы.

Воспитатель. Да, это перья птицы. Тут еще письмо. Интересно от кого оно? Как вы думаете, дети? Давайте прочтем письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам профессор - орнитолог – Иван Иванович Перелёткин. На днях я был в экспедиции в Рязанских лесах, наблюдал за птицами. У лесного озера я нашел вот эти перья и следы. Думаю, что это перья и следы утки. Но как такое может быть? Ведь утка – птица перелетная, она давно должна была улететь в теплые края! А может я ошибся, и эти перья и следы другой птицы?

Дети, помогите мне, пожалуйста, распознать, что за птица потеряла перья зимующая или перелетная? Улетела ли она в тёплые края, что произошло с ней.

Воспитатель. Вот так задачу задал нам профессор - орнитолог Иван Иванович Перелеткин? Дети, а кто такие орнитологи?

Дети. Учёные, которые изучают птиц.

Воспитатель. Правильно. Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц. Тщательно исследуют их место обитания, особенности их питания и выведения птенцов. Они даже знают о продолжительности жизни птиц. Они наблюдают за птицами, фотографируют их. А ещё учёные – орнитологи кольцуют птиц, т. е. надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок.

Воспитатель: А кто такие птицы?

Дети. Птицы – это животные, которые умеют летать, у них есть клюв, детеныши появляются из яйца.

Воспитатель. Нужно ли изучать жизнь птиц?

Дети. Нужно. Потому что они приносят пользу.

Воспитатель. А какую пользу?

Дети. Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых. Ловят мышей и вредных грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена. Они красиво поют и радуют нас своей красотой.

II. Основная часть.

Воспитатель. Ну что ребята поможем нашему профессору?

Сегодня ми с вами станем орнитологами, отправимся в лес в экспедицию и попробуем разобраться, какие птицы улетели в теплые края, а какие остались зимовать. И, чьи это перья и следы.

Мы пойдём лесной тропинкой,

Вглубь берёзовых чудес.

Тут и ели и сосёнки

Перед нами зимний лес.

Покружились потихоньку

Вправо шаг и влево шаг

Там где надо очутились,

Посмотрев, остановились.

Все вокруг белым бело.

Нам с погодой повезло.

Всюду тихо, ветра нет,

Собираем наш совет.

Воспитатель: вот мы с вами оказались в зимнем лесу. Давайте прислушаемся. (Звучит фонограмма голосов птиц) Что вы слышите?

Дети: поют птицы.

Воспитатель: каких птиц по голосу вы узнаете?

Дети: ответы детей.

Словесная игра «Отгадай, что за птица и как голос подаёт»

Воспитатель: птицы поют по – разному. (Изображения птиц на экране)

Ворона – каркает,

А Голубь – ?- воркует,

Воробей – ?-чирикает,

Сорока –?-стрекочет,

Сова – ухает,

Дятел - ?- стучит,

Соловей – ?-поёт,

А Ласточка –? - щебечет,

А Журавль –? - курлычет,

Утка – крякает,

Кукушка –? - кукует,

А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Давайте присядем на лесной поляне, отдохнем. (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: А теперь давайте с вами разберемся, какие птицы зимующие, а какие перелетные?

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Идут за воспитателем к магнитной доске, по очереди берут карточки и распределяют их по группам. Используются схемы.

Воспитатель: с этим сложным вопросом мы разобрались. А почему же какие – то птицы улетают в теплые края, а какие – то остаются зимовать.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: правильно!

А сейчас я предлагаю вам превратиться в птиц.

Физминутка

Воспитатель: Молодцы! Полетели на стульчики.

Воспитатель. Ребята, напомните, мне какое время года за окном.

Дети. Зима

Воспитатель. Что зима приносит с собой?

Признаки зимы: холод, мороз, стужа, опускается термометр ниже нуля.

Ветер: порывистый, холодный, сквозной…

Снег: мокрый, сырой.

Как вы думаете, что птицам страшнее: голод или холод?

Дети: ответы детей.

Воспитатель. Давайте разберемся! Почему птицы в сильные морозы не мерзнут? Приглашаю вас в научную лабораторию.

Работа в лаборатории.

Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим перья птицы, которые прислал нам профессор:

Возьмите в руки перо и потрогайте его. Какое оно?

Дети. Плотное, жёсткое, большое.

Воспитатель. - Интересно, лёгкое оно или тяжёлое?

Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. (Лёгкое)

Воспитатель. - Подбросьте перо. Что вы видите? Как оно падает, быстро или медленно?

Воспитатель. - Почему оно медленно падает, плавно кружится

Дети. Перо легкое, так как внутри стержня – пустота.

Воспитатель. - Давайте посмотрим. Отрежьте кончик стержня у пера – видим пустоту.

Дети. Да.

Воспитатель. - Помашите пером, что вы ощущаете?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Такие перья служат птице для взмаха и называются маховые.

Давайте посмотрим на перо через лупу.

- Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застёгивая поверхность пера, а если оно расцепляется, то птица клювом соединяет их.

Воспитатель. - А какое это перо? Рассматривают пуховое перо птицы. Дети: Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький). Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое). Могла бы птица летать, если бы у нее были только пуховые перья? Почему?

Воспитатель: Зачем такое перо птице? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, пуховые перья служат птице для сохранения тепла.

- Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое?

Дети дуют – какое, улетит быстрее.

Воспитатель. Ребята у птицы есть ещё перья на хвосте. Как они называются? Дети. «Рулевые»

Воспитатель. -Почему они получили такое название?

Дети. Они помогают менять направление полёта, как руль у автомобиля

Воспитатель. Исследовав перья в нашей лаборатории, можем сделать вывод – зачем птицам перья?

Дети. Помогают птицам летать и спасают от холода.

Значит, птицам холод не страшен, а страшен голод.

Воспитатель. Как помочь птицам зимой?

Дети. Покормить.

Воспитатель. Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что едят зимующие птицы?

Ответы детей. На экране картинки птиц. Дети называют любимый корм каждой птицы.

Воспитатель. Ну что ж, дети, мы с вами все узнали про птиц, определили какие птицы остались с нами зимовать, а какие улетели в теплые края. Осталось только определить, перья какой птицы нашел профессор у озера.

Для это нужно сложить картинку из пазл и определить, от какой птицы перо. (Дети садятся за столы)

Воспитатель. Какая птица на твоей картинке, Саша? Какая птица у тебя, Вера? (На экране изображение птиц, которые сложили дети) Как вы думаете, какой птице может принадлежать перо?

Давайте ещё раз посмотрим на наши картинки и сделаем предположение.

Дети: делают предположение, сравнивая с картинкой окрас пера, строение.

Хорошо перья сравнили, у нас есть ещё фото подсказка следы этой птицы.

Посмотрите на экран давайте сравним со следами разных птиц.

Воспитатель: молодцы! Это действительно перья и следы утки. Утка – зимующая птица или перелетная?

Дети. Перелётная.

Воспитатель. А почему же она не улетела?

Дети. Предполагают.

Воспитатель. Может ли утка выжить зимой?

Дети. Да если будет сыта.

Воспитатель. Ну, вот мы с вами выполнили задание профессора – орнитолога Перелёткина : выяснили, какие птицы остались зимовать, а какие улетели в теплые края. Определили, чьи перья и следы, Иван Иванович нашел у озера.

Воспитатель. Можем возвращаться в детский сад.

Дети. Да

По лесной тропинке той

Отправляемся домой,

Мы идём в обратный путь

Чтоб немного отдохнуть.

Влево шаг и вправо шаг

Покружились, вот так.

Раз, два, три, четыре, пять,

возвратились мы опять.

III. Заключительная часть

- Ребята, понравилось вам наше путешествие в лес? Для чего мы отправились в экспедицию? Что интересного вы узнали о птицах? Что вам понравилось больше всего? Что было сложным? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели). Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали, показали хорошие знания о птицах.

Сейчас ребята, мы намного отдохнём, а вечером запишем видеоответ профессору. Для того чтобы он узнал, что мы выполнили задания.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей Задачи: Образовательные: - расширять знания о внешних признаках,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу» Цель: Создание условий для расширения и закрепления знаний у детей об окружающей среде на планете земля. Задачи: Образовательные: - расширять.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы. Задачи: Уточнять и закреплять представления.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина — Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.

Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Чудеса с водой»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Чудеса с водой» Цель: Развитие познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность Задачи: Образовательные: 1. Повторить свойства.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что кому по вкусу?»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что кому по вкусу?» Цели. Научить различать животных по способу питания (травоядные, хищные, всеядные); Образовательные: обобщить, расширить, систематизировать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Орнитологическая экспедиция в зимний лес»
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 18:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Орнитологическая экспедиция в зимний лес»» (включая файлы) размещена пользователем Зубанова Вера (УИ 3110269) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД