Елена Воронина
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Матрешка — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
по познавательному развитию
в подготовительной группе
на тему :
«Матрешка – символ России»
Подготовила :
Воронина Елена Евгеньевна
воспитатель,
высшая квалификационная категория
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему „Матрешка — символ России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством – русскими матрешками.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения матрешки, ее видами и особенностями;
- познакомить с особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов - Майданской матрешек;
- формировать у детей умение создавать работу в технике переплетения цветных полос бумаги.
Развивающие :
- развивать у детей познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству;
- развивать интерес к истории и культуре России;
- развивать внимание и память;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию в системе глаз и рук;
- развивать волевые качества : усидчивость, терпеливость, самостоятельность;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
- формировать патриотические чувства;
- воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.
Оборудование: проектор, презентация «Матрешка – символ России». Пазлы для игры «Собери матрешку». Заготовки матрешек, цветная бумага, ножницы, клей.
Предварительная работа: Рассматривание матрешек, иллюстраций с их изображениями. Просмотр презентаций, игры с матрешками, дидактические игры. Чтение художественных произведений о матрешках : загадки, стихи. Рисование матрешек, лепка, работа в раскрасках.
Ход занятия:
Воспитатель и дети становятся в круг в группе.
Воспитатель:
«Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Доброе утро, ребята.
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: ребята, во время своих путешествий люди посещают разные страны и в каждой стране есть свои народные символы. А в нашей стране есть такие символы?
Вы знаете, какие неофициальные или народные символы есть в вашей стране?
Дети: Береза, самовар, матрешка, балалайка, валенки, медведь, шапка-ушанка.
Слайд № 2.
Воспитатель: сегодня я вам, ребята, предлагаю поговорить о символе добра и благополучия каждой семьи. Вы знаете, о каком символе идет речь? Давайте отгадаем загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети: Это матрешка.
Слайд № 3.
Воспитатель: Матрешка вместе с русской березкой и русским самоваром, стала народным символом нашей страны, России. Она такая красивая, что живет как национальный сувенир. Иностранцы, которые приезжают в нашу страну, стараются купить Матрешку как сувенир. Послушайте ребята стихотворение о матрешке.
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Слайд № 4.
Воспитатель: Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Ребята, а вы знаете, откуда пришла к нам эта занятная игрушка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Хотите узнать? Тогда слушайте внимательно. Кажется, что матрёшка к нам пришла из мира легенд и сказок, из древности. На самом деле, появилась первая матрешка в России более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.
Слайд № 5.
Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу. Это был добрый старый японский мудрец. Звали эту куклу – Фукурума. Посмотрите, какая интересная кукла.
Слайд № 6.
По рисунку художника Сергея Малютина местный токарь, Василий Звёздочкин, выточил первую деревянную куколку.
Слайд № 7.
Посмотрите, какая она красивая. Расписал русский художник матрешку на славу : посмотрите, она одета в сарафан, передник, щечки как яблочки румяные, из-под платка свесилась толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрёну!». Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. С тех пор и зовут игрушку матрёшкой. Слово «Матрёна» означало «мать» и действительно матрешка напоминает нам маму многочисленного семейства.
Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям. Но самым занятным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек поменьше. И начали матрешек по русским селам и деревням вытачивать. Не зря ведь в народе говорят: «Люби дело – мастером будешь», «Дело мастера боится».
Матрешек делают и до сих пор, как вы думаете, из чего делают матрешку?
Дети: Из древесины.
Воспитатель: Правильно, матрешка сделана из дерева. Чтобы матрешка получилась красивая, нужно выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило – это липа, береза, осина.
Дерево должно быть ровным, без сучков. Заготавливали древесину в начале весны. Затем дерево сушат до тех пор, пока оно не начинает звенеть.
Слайд № 8.
Потом вытачивают из дерева заготовки, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Мастер начинает свою работу с самой маленькой матрёшки, лишь потом их размер становится всё больше и больше, а внутри матрешка пустая.
Слайд № 9.
Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют, чтобы она была гладкой, и на неё можно было нанести краску.
Слайд № 10.
Потом художник расписывает матрешек яркими веселыми красками, словно одевает их в нарядные одежды. Заключительный этап – сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому сувениру.
Слайд №11.
И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.
И я вам предлагаю не скучать, дружно всем вместе отдохнуть.
Физкультминутка «Матрешки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки. (Выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные. (Руки к плечам, повороты
В сарафанах ваших пестрых, туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Воспитатель: Немного отдохнули и нам можно продолжать наше занятие.
Воспитатель: Матрешки бывают двух видов – традиционные и авторские.
Сейчас мы с вами рассмотрим традиционных матрешек. Хоть и похожи матрешки друг на друга, но они отличаются друг от друга формой, приемами росписи и местом их изготовления. Давайте внимательно их рассмотрим.
Слайд №12.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
Я гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
в подарок принесла.
Воспитатель: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семёновская матрешка. Давайте мы ее рассмотрим. Платок чаще желтого цвета, красный сарафан. Украшает Семёновскую матрёшку большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов.
Слайд № 13.
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор -
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. На голове у загорских матрёшек разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.
Слайд №14.
А я, матрешка, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами,
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. У них более плавный контур, чем у семеновской и загорской матрешек, и как бы вытянутые пропорции.
Слайд № 15.
Воспитатель: Есть еще авторские матрешки. Они появляются в разных местах – Москве, Кирове, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции. Вкладывая в нее новый смысл. И появляются матрешки, не похожие на традиционные.
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная шкатулка, в ней находится секрет. Давайте посмотрим, что лежит в шкатулке? …Здесь какие - то кусочки, давайте попробуем их сложить и посмотрим, что у нас получится.
Игра: «Собери матрешку» (Дети собирают матрешку на магнитной доске).
Воспитатель: Вот какие красивые матрешки у нас получились!
Воспитатель:
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Воспитатель: Посмотрите, у меня целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга. Матрешки очень яркие, красивые, но чего-то им не хватает. Посмотрите внимательно, чего не хватает матрешкам?
Дети: У матрешек не украшены фартуки.
Воспитатель: Конечно, ведь у них совершенно чистые, белые фартуки! Да и наряд скучный, слишком однотонный для русской игрушки.
Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки?
Дети: Нарисовать, наклеить и т. д.
Воспитатель: Правильно, есть много разных способов украсить фартуки матрешкам. А я вам предлагаю использовать способ переплетения цветных полосок.
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки.
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво!
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся,
Они нам очень нравятся.
Ребята, выберите себе понравившуюся матрешку, и сейчас каждый из вас сделает свою авторскую работу. Нам понадобится цветная яркая бумага для полосок и ножницы.
Этапы работы:
1. Нарезать полоски цветной бумаги для переплетения.
2. Перегнуть матрешку пополам и сделать надрезы.
3. Переплетаем полоски в шахматном порядке, украшая фартук для матрешки.
Мы уже с вами знакомились с этой техникой и делали работы с переплетением цветных полосок бумаги. Напомню технику выполнения работы. Сначала нарезаем цветные полоски, затем сгибаем матрешку пополам и делаем надрезы. Аккуратно в шахматном порядке переплетаем цветные полоски, чередуя их по цветам. В конце работы нужно подровнять кончики бумаги и можно их аккуратно подклеить с обратной стороны.
Предлагаю размять наши пальчики для работы.
Пальчиковая гимнастика
Мы - красавицы матрешки (разжимают кулачки)
Разноцветные одежки. (шевелят пальчиками)
Раз – Матрена, два – Малаша, (загибают пальцы
Милы три, четыре – Маша, поочередно,
Маргарита – это пять. начиная с большого)
Нас не трудно сосчитать. (разжимают кулачки 2 раза)
Дети под музыкальное сопровождение выполняют свои работы.
Во время творческой работы сделать перерыв на гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика
Матрешки вправо посмотрели, дети смотрят вправо
Матрешки влево посмотрели, дети смотрят влево
Матрешки вверх посмотрели, дети смотрят вверх
и чуть – чуть присели. дети смотрят вниз
Воспитатель: Молодцы! Какие замечательные матрешки у вас получились.
Рефлексия.
Что мы с вами сегодня нового узнали?
Вам понравилось наше занятие?
Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Что вы узнали нового, чему научились?
Какими впечатлениями вы можете поделиться?
(высказывания детей)
После окончания занятия организовать выставку детских работ.