Ольга Строжук
Конспект занятия по познавательному развитию «Русская народная игрушка — Матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Русская народная игрушка – Матрёшка».
Цель: заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через представления о русской матрёшке, как о символе русского народного искусства.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
способствовать расширению знаний детей о русской народной игрушке – матрешке;
развивать познавательный интерес, умение выделять некоторые детали костюма (сарафан, платок, видеть их красоту;
развивать умение определять размер, цвет, количество, свойства предметов;
активизировать в речи детей прилагательные;
способствовать формированию интереса к малым фольклорным формам;
приобщать детей к культуре родной страны.
Развивающие :
способствовать развитию грамматически правильной речи детей;
продолжать знакомить с малыми фольклорными формами: загадками, потешками;
-развивать интерес к народным игрушкам, творчество, воображение.
Воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к народной игрушке;
развивать в детях эстетический вкус;
способствовать воспитанию самостоятельности, доброжелательности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Материал и оборудование: проектор, презентация игрушка (мишка, матрешки разных размеров, 2 обруча, запись русской народной мелодии, плоскостные матрешки : большие и маленькие.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Собери матрешку», «Какой матрешки не стало», «Одень матрешку». Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек. Просмотр мультфильма «Секрет Матрёшки». Чтение стихотворений о матрешках, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки).
Организационный момент
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро и солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
-Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Встали дети ровно в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Стук в дверь)
Появляется Мишка.
- Зравствуйте, ребята.
Дети:
Мишка: Ребята, я собрался в гости к своему другу Панде и хочу привезти ему в подарок игрушку. Но он попросил, чтобы я привёз русскую народную игрушку. Вы знаете что это за игрушка?
Дети: (Матрёшка)
Мишка: Кто такая Матрёшка? И почему именно Матрёшку?
Воспитатель: Ребята, поможем Мишке? Давайте расскажем Мишке про Матрёшку и как она появилась.
Воспитатель: Смотри Мишка и слушай внимательно. (презентация).
Воспитатель: 1 слайд: Первая Матрёшка в России появилась очень давно, более ста лет назад. Привезли игрушку из другой страны. Раскроешь её, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
2 слайд: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам, взяли они деревянные чурбачки и выточили из него фигурку куколки.
3 слайд: Выточили мастера необычную игрушку-куклу с чудесным секретом.
4 слайд: Яркими красками разрисовали, одели в нарядное платьице. на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёки яркий румянец. Весёлая получилась куколка, смешная.
5 слайд: И назвали её….
Воспитатель: Как ребята назвали игрушку?
Дети: старинным русским именем-Матрёной.
Воспитатель: А так как игрушка была маленькой её все звали Матрёшкой. Вот так родилась русская народная игрушка матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.
Громко хлопайте в ладошки, в гости к нам пришла Матрёшка.
(Воспитатель достаёт из сундучка Матрёшку)
Воспитатель:(демонстрирует Матрёшку)
Матрёшка – кукла не простая, а с секретом. В большой матрёшке живут её дочки : мал, мала, меньше.
Матрёшка- символ семьи. И как в любой семье они живут вместе, любят и заботятся друг о дружке, и если испугаются, прячутся друг в дружке.
Воспитатель: Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на них.
Вот они матрёшкины дочки (показ).
Воспитатель раскрывает фигурку матрешки и выставляет их в ряд, рассказывая стихотворение:
-Много кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут!
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка!
Воспитатель: Посмотрите внимательно на Матрёшку, какая красавица. А вы знаете из чего сделана матрёшка?
Дети: (из дерева)
Воспитатель: Значит она какая? (деревянная) .
Воспитатель: Как её сделали?
Дети: Вырезали из дерева и раскрасили красками.
Воспитатель: Какими красками мастер разрисовал матрёшку?
Дети: Разноцветными
Воспитатель: Что повязал на голову?
Дети: Платочек
Воспитатель: Что нарисовано на фартуке, платочке? (Цветы, листочки)
Дети:(Цветы, листочки)
Воспитатель: Посмотрите одна матрёшка большая, а другая какая (маленькая).
Воспитатель: А это какая матрешка? (еще меньше). Показывает на матрёшку, стоящую рядом.
Воспитатель: А про эту матрешку как можно сказать (еще меньше).
Показывает на последнюю матрёшку.
Воспитатель: А это какая матрешка (Самая маленькая).
Давайте с вами посмотрим, не спрятался ли кто в самой маленькой матрешке.
Матрешка – матрешка, откройся немножко.
Показывает, что самая маленькая матрёшка не открывается
Затем вместе с детьми любуется матрёшками.
(Спрашивает детей какая матрёшка нравится больше и чем она нравится)
Воспитатель: Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как сестренки. Чем они похожи (лица одинаковые, наряды).
Воспитатель: А чем отличаются? (Ростом)
Вот поставленные в ряд,
Сестры – куколки стоят.
Посчитаем вас опять: один, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного поиграть.
Хотите превратиться в маленьких матрёшек? Закрывайте глазки и превращайтесь в матрёшек.
Весь народ глядит в окошки : Танцевать пошли матрешки.
«Физкультминутка» Мы веселые Матрешки»
Мы весёлые матрёшки —
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки
В сарафанах наших пёстрых
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки
Раскраснелись наши щёчки
Ладушки, ладушки
Мы весёлые матрёшки —
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки
(Руки согнуты в локтях, указательным палец правой руки упирается в правую щёку. При произнесении слов ладушки, ладушки дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт раз-два-три кружатся, руки на поясе.)
(Дети открывают глаза и превращаются в детей)
Воспитатель: А теперь возьмите матрешку в руки, а другую руку прижмите к груди. Чувствуете как в сердце становится тепло?
-Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Потому что игрушку делали мастера с любовью, вкладывали в неё свою душу. И доброта и любовь этой игрушки поселилась в нашем сердце!
Дети ставят матрёшек на стол.
Воспитатель: А у нас в гостях еще есть матрешки (плоскостные изображения больших и маленьких матрешек). Они хотят с вами поиграть. Дети выбирают себе матрешек.
Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает большую матрешку, внутри второго – маленькую.
Дети разделены на две группы :у одних в руках большая матрешка, у других - маленькая. Дети бегают под музыку, а когда музыка закончится, дети должны найти свои домики. Те, у кого большая матрешка, бегут к обручу, где лежит большая матрешка, у кого маленькая матрешка – к обручу с маленькой матрешкой.
Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет правильность нахождения детей домиков.
При повторном проведении игры надо поменять местами матрешек, лежащих внутри обручей.
Воспитатель: Какие ребятки вы молодцы, были внимательными и быстрыми.
Воспитатель: Мишка, а тебе понравилось? А вы знаете, что кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле, поэтому из России всегда везут домой на память нашу русскую народную игрушку.
Мишка: Спасибо ребята, что рассказали мне про Матрёшку. Теперь я знаю, что привезти моему другу и почему именно эту игрушку он у меня попросил. До свидания.
Итог: Воспитатель: Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили? Из чего делают Матрёшку? Почему Матрёшку называют русской народной игрушкой? Как нужно относиться к Матрёшке?
Рефлексия: Ребята вам понравилось? А что понравилось больше всего? Я хочу предложить вам прийти домой и спросить у мамы с папой, что они знают о матрёшке и потом рассказать нам в группе об этом.
Разработала: воспитатель 1 квалификационной категории Строжук Ольга Владимировна, г. Обнинск, Калужской обл