Ирина Токарева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Как происходит извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ
по познавательно-исследовательской деятельности
для детей старшей группы
КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА
Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.
Задачи:
1. Познакомить с природным явлением – вулканом, наглядно показать связи между живым и неживым в природе, побудить детей к эмоционально-познавательной деятельности.
2. Развивать мышление, логику, творчество ребенка.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Как происходит извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Материал: макет вулкана, поддон; сода, уксус, красная краска, моющая жидкость, чайная ложка, пипетка; блокнотики для фиксаций наблюдений, простые карандаши; ТСО: флэшка (документальный фильм про вулкан, телевизор; схемы по безопасности на занятии.
Ход занятия:
- Ребята, мы с вами сегодня отправимся в путешествие, как геологи! А вы знаете, кто такие геологи? (Геологи – это люди, которые изучают богатства Земли). А прежде чем мы превратимся в геологов, расскажите о богатствах нашей Земли, что относится к богатствам Земли? (Глина, нефть, золото, песок, мел, вода и др.) А то, что мы с вами, как геологи, пойдем изучать я зашифровала в стихотворении. Слушайте:
Выше, чем гуляют тучи,
Поднимаются вулканы,
Величавы и могучи,
Словно в сказке великаны.
Они пережили много
Грандиозных извержений
И внушали страх, тревогу
Людям многих поколений.
- Так, что же мы сегодня будем изучать? Про что в стихотворении говорится? (Вулкан). Да, про вулкан и не просто про вулкан, а извержение вулкана будем изучать.
- Прежде чем мы пойдем на гору изучать вулкан, нам надо собрать сумку геолога, что же мы туда положим?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ СУМКУ ГЕОЛОГА».
- Так, сумка у нас готова. Как вы думаете, мы уже готовы к путешествию? (Нет) А что еще не хватает? (Одежды) Правильно, соответствующей одежды. Что же мы оденем. Чтобы нам в путешествии было комфортно? (Комбинезон, чтобы нас в лесу не беспокоили комары. Плащ, чтобы дождь не намочил. Сапоги резиновые, чтобы не намокали ноги. Кепка, чтобы солнце голову не напекло).
- Надеюсь теперь мы готовы к путешествию. Закрыли глазки…раз, два, три… в геолога превратись. Вот мы теперь – геологи. Построились, друг за дружкой и собрались в путь. Путешествие долгое, нам надо подняться высоко-высоко в горы, где и живет наш вулкан.
ФИЗМИНУТКА
- Вот мы и пришли на гору. На вершине горы, а вообщем, вы сами все увидите.
- Ученые геологи еще не могут до конца узнать, что находится в недрах земли. Сегодня ученые могут судить о строении недр земли по вулканическим выбросам.
Просмотр отрыка из документального фильма «Извержение вулкана» (заранее скопированного на флэшку).
ФИЗМИНУТКА
- Вот мы и в лаборатории. Одеваем фартуки, берем в руки наши блокнотики, карандаши. Но прежде чем мы приступим к опыту, мы должны с вами повторить правила безопасности работы.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ.
ОПЫТ.
-Правила повторили, теперь можно и опыт провести. Встали в кружочек, и не забудьте про наших гостей. Они тоже хотят посмотреть наш опыт.
Приступаем:
- Из чего сделан основание вулкана? (из конуса, который мы сделали заранее). Из чего сделаем жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустую баночку. Все это ставим на поднос. Насыпаем ложку соды. Добавляем красной краски. 5 капель моющей жидкости (капаем пипеткой). А теперь внимание! У меня есть волшебная жидкость (столовый уксус! Его добавляю я сама, когда у вас все будет готово.
- Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан. Он извергается спокойно. А сейчас возьмите свои блокноты и зарисуйте свой опыт.
- Вот и закончился наш эксперимент.
Он огромный, он могучий,
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться,
Кашей огненной плеваться.
Старый добрый великан –
Это дедушка - … вулкан.
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными, будете изучать и беречь нашу Землю. Земля нас одевает, кормит, греет. Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без Земли жить не сможем. Берегите ее!
- Спасибо, вам дорогие мои за работу. А теперь будем приводить в порядок нашу лабораторию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ СУМКУ ГЕОЛОГА»
На столе лежат разнообразные предметы: ручка, тетрадь, компас, молоток, бутерброд, 2-3 разных игрушек, аптечка.
Дети должны выбрать нужные предметы для геолога и объяснить свой выбор.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ФИЗМИНУТКА
Руки ставим все вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два».
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите!
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Я иду, и ты идешь,
Раз, два, три.
Мы идем и мы поем,
Раз, два, три!
Геологи – дружные ребята!
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Ноги поднимайте,
Веселей шагайте!
Вот и речка,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно.
Вышли на берег крутой
И отправились мы в лес.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревце все выше, выше…
«Глазки» (кинезиологическое упражнение)
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
Чтобы зоркими нам быть –
Нужно глазками крутить.
Кто-то в веточках сидит…
- Как вы думаете, кто может на веточках сидеть? (Птицы, белка… ответы детей)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Мы шагаем друг за другом…
Вот мы и пришли…
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
РАССКАЗ ПРО ВУЛКАН
Вулканы бывают наземные и подводные. Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнем, выбрасывают тучи пепла, изливают водопады расплавленного камня. Натрудившись, наработавшись эти вулканы «уходят на каникулы», спят. Такие вулканы называют спящими. Над вершинами спящих вулканов вьется дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. (Включить фильм)
Воронка (углубление) на вершине вулкана называется «кратер». Когда вулкан просыпается, в кратер из подземелья поступает расплавленный камень. Огненная пасть кратера выплевывает раскаленные пепел, газы, песок и камни. Жидкая огненная каша переполняет чашу кратера и льется вниз по склонам вулкана. Это извержение вулкана. Про вулкан тогда говорят – извергается.
Захотел вулкан чихнуть –
Поднялось давление.
Через жерло магма в путь
Пустилась в приключение.
Пронеслась по жерлу вверх.
Прорвалась наружу
С шумом, треском из прорех
Разлилась.
Из вулкана во время извержения, как из пушки, могут вылететь раскаленные камни – это вулканические бомбы. Разные бывают камни: маленькие, с орешек, и крупные – с дом, круглые как яблоки, и продолговатые как груши, с острыми краями и гладкие. Лава – это раскаленная огненная жидкая масса, похожая на густую кашу, которая изливается на поверхность Земли при извержении вулкана. Раскаленные каменные бомбы и лава могут сжечь все вокруг: поля, леса и дома людей.
И что же это такое «вулкан». Почему происходит извержение вулкана? (Вулкан это большая гора с крутыми склонами). Какой формы вулкан? (Конус) На самой вершине вулкана находится. (кратер). Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется (лавой). Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно извергаются, выбрасывая лаву вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Интересно? Хотите самостоятельно, в нашей лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Идем обратно домой…теперь нам идти будет легче, почему? (Версии детей) (Потому что, мы будем спускаться вниз с горы).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
1. Работа под наблюдением взрослых.
2. Все вещества эксперимента не трогать рукой.
3. Ложку в рот брать НЕЛЬЗЯ.
4. Беречь руки при работе.
5. Надо быть осторожными – может взорваться.
6. Осторожно – ГОРЯЧО.