Седова Наталья Владимировна
Конспект занятия по пластилинографии «Водоноска» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по пластилинографии "Водоноска" в старшей группе.
Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка" МДОУ - Центр развития ребёнка - д/с №30, город Жуковский.
Цель: учить детей расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по пластилинографии „Водоноска“ в старшей группе» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
- продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек;
Развивающие:
- самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы - водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими;
- развивать умение применять в работе знакомые приёмы лепки, чувство формы и цвета, формировать образное восприятие, эстетические чувства;
- развивать интерес к народно – прикладному искусству;
- развивать индивидуальную творческую способность, мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.
- воспитывать усидчивость, терпение, трудолюбие и аккуратность;
Оборудование: плотный картон белого цвета с силуэтом барыни - водоноски,
набор разноцветного пластилина, стека, дымковские игрушки: дымковский конь, утка, индюк, кукла-барыня, кукла - водоноска, салфетки для рук, досочки для пластилина.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Дети сидят полукругом около стола, где выставлены дымковские игрушки.
Воспитатель: - Дети, сегодня к нам в гости пришли дымковские игрушки. Я хочу, чтобы вы полюбовались ими. Мне хочется напомнить вам о том, где они родились, кому обязаны своим появлением на свет и кто помог им прославиться.
Давным-давно на севере нашей страны появилось село.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Здесь давным-давно поселились мастера, которые из глины лепили забавные игрушки. Долгими вечерами работали игрушечники, чтобы весной привезти на ярмарку свои глиняные игрушки-потешки: звонкие свистульки, красавиц барынь, мамок с младенцами, оленей с золотыми рогами и важных индюков,
похожих на жар-птицу.
А как же мастера это делали?
Весной собирали глину, смешивали ее с мелкимречным песком. Это нужно было для того, чтобы фигурки не растрескались при обжиге. Как только
наступала поздняя осень, мастерицы начинали месить глину – разминать ее, чтобы не было комочков, а только потом начинали лепить игрушки. После лепки игрушки несколько дней сушили, а потом обжигали в русской печке. Чтобы игрушки были белые, их клали в кашицу молока и мела. А
лишь потом раскрашивали яркими красками куриным перышком или кисточкой.
Так родилось Дымковское ремесло, которое стало народным искусством. Народ в знак уважения к дымковским игрушкам начал сочинять стихи, каждой игрушке свое почтение высказывать:
Конь домчит до карусели,
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал.
Засвистал и поскакал.
Бока крутые,
Рога золотые
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.
Утка Марфутка
Бережком идет
Уточек Марфуточек
Купаться ведет.
Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой —
Красный, белый, золотой.
Посмотри, как хороша
Это девица-душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво —
Барышня так красива!
Воспитатель: Вы уже знаете многие дымковские игрушки, а сегодня я хочу показать вам новую гостью.
Это кукла — водоноска.
Как вы думаете, почему ее так назвали?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно. Раньше, когда не было воды из крана, девушки ходили за водой на речку или к колодцу. А чтобы им было легче нести ведра, использовали коромысло, которое клали на плечо, а на его концы надевали ведра.
У колодца, у колодца
Водоноски собрались.
Здесь вода сама нальется,
Наклонись, не поленись.
Физкультминутка: "А теперь на месте шаг".
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Практическая часть.
Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами украсим силуэт куклы - водоноски с помощью пластилина.
* Определяем, какие части силуэта нужно заполнить однородным цветом - кокошник, лицо куклы, кофточку, коромысло, ведра.
Напоминаю правило заполнения: раскатать тонкую колбаску из пластилина нужного цвета и выложить вначале контур выполняемой части и лишь затем заполнять внутреннее пространство контура пластилином небольшими кусочками, размазывая их до границ контура.
*Выполнить коромысло: раскатать тонкую колбаску из коричневого (черного) пластилина и выложить ее по контуру рисунка.
*Оформить прическу водоноски: раскатать тонкую колбаску, сложить ее вдвое и перекрутить в жгутик.
*Оформить лицо: раскатать маленькие шарики синего цвета — глаза и три красных шарика — для рта и для щечек, разложить их на лице куклы и легким нажатием закрепить.
Пальчиковая гимнастика: "Отдыхаем".
Мы сегодня рисовали,
имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой
Наши пальчики устали,
Наши пальчики встряхнем,
встряхивать кистями
Рисовать опять начнем.
снова имитировать рисование.
Воспитатель: - Ребята, водоноски всегда в работе, но при этом они очень тщательно следят за своим внешним видом, даже, идя к колодцу за водой, наряжаются в красивую узорчатую юбку, поэтому следует украсить юбки узором – элементами дымковской росписи (колечки, точки, полоски, кружки и т. д.).
* Порядок оформления юбочки узором:
- вначале раскатать тонкие колбаски и выложить внешний контур юбки. Далее разделить силуэт юбки на клетки: колбаски одного цвета расположить поперек слева направо на равном расстоянии друг от друга, а потом раскатать колбаски другого цвета и расположить на силуэте сверху вниз, лишнюю длину колбасок отрезать стекой.
Получившиеся клетки заполнить узорами в каждом ряду.
Выполнение элементов узора:
*кружок – раскатать шарик, сплющить его внутри клетки, превратив в блинчик-кружок;
*колечко — формируется из тонкой колбаски, соединяя концы по кругу;
*точки – раскатать очень маленькие шарики и, положив в нужное на узоре место, прижать слегка к бумаге;
*полоски — раскатать тонкую колбаску, нарезать на одинаковые части, расположить в нужном месте и слегка прижать.
Все элементы узора закрепляются легким нажатием на них в местах их расположения.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! У вас получились замечательные дымковские водоноски. Давайте полюбуемся ими на нашем стенде "Наши творческие работы".