Галина Курбатова
Конспект занятия по ознакомлению с орудиями труда «Крестьянский быт и орудия труда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Поддерживать интерес к истории нашего народа.
Задачи: Познакомить с орудиями труда и предметами крестьянского быта. Формировать представления детей о русской избе.
Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
Предварительная работа: Экскурсия в музей библиотеки, знакомство с предметами старины. Чтение русских народных сказок. Загадывание загадок.
Словарная работа: соха, коса, серп, цепы, жернова, сито, чугунок, ухват.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с орудиями труда „Крестьянский быт и орудия труда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Оборудование : Орудия труда, компьютер, экран, проэктор, авторская работа- презентация «Орудия труда»
Воспитатель (усаживает на столе куклу).
Это домовой Стёпка. Он живет в детском саду. Очень часто он заглядывает в группы, интересуется нашими делами. А кто знает, кто такой домовой? Это домашний дух, покровитель дома. Он обеспечивает нормальную жизнь семьи, здоровье людей и отводит от дома беду. В народе считают, что домовой живёт в каждом доме. Есть такая поговорка «Никакой дом без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель и покровитель его. Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился, но мы его не видим, потому что Степа прячется чтобы нам не мешать. Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают свои вещи. Тогда он их прячет - дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё убирали на своё место. Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда домочадцы спят, как вы думаете, почему? Чтобы не попадаться им на глаза и не пугать. Вот потому мы его не видим.
Но сегодня Степа пришел к нам на занятие, ведь мы будем говорить о сказках, которые ему очень нравятся. А вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Сказки русский народ любил всегда. Часто вечерами в избе при
свете свечи дети-кто на лавке, кто на печи слушали бабушкины сказки. В сказках много выдуманного. И вместе с тем, они всем хорошо понятны, ведь в них говорится о доброте, дружбе. В сказке осуждается жадность, трусость, глупость.
Как вы думаете, кто сочинял сказки? (ответы детей)
Многие сказки сочиняли простые люди, рассказывали другим.
Такие сказки называются народными. Читая их, мы узнаем о том, как жили в старину дети, крестьяне, как трудились.
Вспомните сказки, в которых говорится о труде крестьян. («Мальчик с пальчик», «Жихарка», «Крошечка - Хаврошечка», «Мужик и медведь»)
Ребята, давайте вспомним, что делал отец, когда мальчик с пальчик
принес еду? (отец пахал землю). Чем он пахал? (ответы детей.
Правильно, отец пахал сохой, в которую была впряжена лошадь.
(показ слайда с изображением пахаря)
Соха - деревянное орудие, только внизу на остриях - железо.
Вот как она описывается в загадке:
Деревянные рожки,
Железные ножки,
Шла-ковыляла,
Спину гнуть заставляла. (показ слайда)
Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть спину. Вспомните, как заканчивается сказка «Мальчик с пальчик»? Каким можно назвать мальчика? Почему вы так думаете? (рассуждения детей)
А в сказке - «Мужик и медведь». Вспомните, как мужик
сеял репу и пшеницу, а потом делился урожаем с медведем. Что
получал медведь, а что мужик? (ответы детей).
Посмотрите, как сеял мужик (показ слайда). А теперь вы покажите Степе как раньше сеяли. (дети встают, имитируют движения сеятеля). Выросла пшеница, приехал мужик урожай собирать. Онвзял с собой косу (показ слайда). О ней есть вот какая загадка:
«Согнута в дугу,
летом на лугу,
зимой на крюку».
В старину косой косили не только сено, траву, но и пшеницу. (показ слайда).
Мальчики покажите, как надо косить. (имитируют движения косаря)
Женщины убирали пшеницу с помощью серпа (показ слайда).
Послушайте, как точно серп описан в загадке:
«Маленький, горбатенький
по полю пробежал,
каждый колос задрожал».
Девочки покажите Степе как надо жать серпом (показывают вместе с воспитателем движения жнеца).
Домовенок Степа хвалит вас, ребята, говорит, что вы умелые косари и жнецы.
Собрал мужик пшеницу и повез урожай продавать на базар. Как вы думаете, что он повез колосья или зерно? (показ). Конечно же, зерно. Как их доставали из колосков? (рассуждения детей). Колосья
Обмолачивали с помощью цепов. (показ слайда). И загадка про цеп есть: «Над головой вертятся
и в руках крутятся,
стучат, гремят
и все говорят:
то – то мы, то – то мы».
Из сказок мы узнали, как раньше пахали землю, сеяли, собирали и обрабатывали пшеницу. Зерна перетирали в муку жерновами. (показслайда)
И про жернова есть загадка:
Брат брата трет,
белая кровь течет. (жернова и мука).
Чтобы испечь мягкий, пышный хлеб, муку надо просеять. Что для этого используют? Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадки:
Кругло и широко. Дыр много, а пролезть нельзя. (сито). Показываю детям, как надо сеять муку, спрашиваю, что можно испечь из муки кроме хлеба? (ответы детей).
Жихарка не только хорошо печет хлеб, но и варит вкусные щи. Как вы думаете, в чем Жихарка варил щи? (ответы детей).
Правильно, в чугуне. (показ слайда).
В печке горячо, руками туда чугун не поставишь, да и ручек у него нет. Как он будет ставить чугун? Загадываю загадку:
Рогат, да не бык,
хватает, да не ест,
людям отдает,
а сам на отдых идет» (ухват) (показ слайда).
Можно ли назвать Жихарку трудолюбивым? (ответы детей). Правильно, Жихарка работящий, умелый. (рассматриваем иллюстрации к сказке). Ребята, у нас есть ухват и чугун. Хотите попробовать как Жихарка чугун в печь ставил? (Вызвать 2-3 детей по очереди). Молодцы, вы тоже ловко, как и Жихарка справились с заданием.
Вы, ребята, сегодня хорошо занимались, много всего узнали, даже поработали - косили, жали, щи варили, теперь после работы и «отдохнуть не грех». Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Пели песни, водили хороводы, играли в разные игры. Давайте с вами немного отдохнем и поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».
Дети встают в круг, выбирают 2-х водящих, которые берутся за руки, образуя ворота.
«В золотые ворота, пропускают не всегда,
Первый раз – прощается;
Второй раз – запрещается; (дети идут друг за другом, проходя под воротами)
А на третий раз не пропустим вас» … (Водящие опускают руки вниз, пытаясь поймать проходящих в кольцо ворот. Кто попался – встаёт за одним из водящих.)
Игра повторяется несколько раз.
Ребята, у меня есть волшебный клубочек, вы его передавайте и слова, что запомнились вам вспоминайте, посмотрим хорошо ли вы запомнили старинные орудия труда. Молодцы, ребята. Наше занятие подошло к концу, нам надо попрощаться с домовенком…
Стёпка, ты где? Убежал уже… (Заглядывает в сундучок). Ой, а тут для нас сюрприз. Домовой Стёпа приготовил нам подарки. За то, что мы с вами дружно отвечали на вопросы, внимательно слушали и хорошо себя вели. (Вытаскивает мешочек с сувенирами, раздаёт детям).