Ирина Злыгина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Город древний, город славный»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: 1) Расширять и обобщать знания детей о родном городе, его достопримечательностях, героическом прошлом, о знаменитых земляках. 2) Закреплять умение отвечать на вопросы полно, связно, распространенными предложениями. 3) Развивать внимание, мышление, речь детей; активизировать словарь. 4)Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за него.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему „Город древний, город славный“» размещена в разделах
Оборудование и материалы: грамзаписи песен «О Смоленске», фотографии видов Смоленска, крепостной стены, знаменитых земляков, памятников города, макет Смоленской крепостной стены, грамзаписи «гимн Смоленска», «Вальс-фантазия» М. Глинки.
Предварительная работа: экскурсии по Смоленску, целевые прогулки по улицам города, составление рассказов на тему : «Памятные места Смоленска», рисование на тему : «Моя улица», «Памятники Смоленска». Чтение художественной литературы о Смоленске, о знаменитых земляках, заучивание стихотворений. Рассматривание альбомов, наборов открыток о Смоленске.
Ход занятия:
1) Вводная часть: вводная беседа
Ведущий: - Ребята, сегодня утром я узнала, что в наш город приехала делегация из соседней страны Белоруссии.
(Раздается стук в дверь, входит иностранка)
2) Основная часть:
Иностранка: - Здравствуйте. Я над входом в ваш детский сад прочитала «Стриж» и у меня появилась надежда, что в доме с таким красивым названием, мне помогут и расскажут про ключ.
Ведущий: - Подождите, подождите, пожалуйста! Во-первых, кто Вы? А во-вторых, про какой ключ?
Иностранка: - О, я приехала из города Витебска, из Белоруссии. Меня зовут. Я приехала на экскурсию. Экскурсовод говорит: «Смоленск - город ключ». Я посмотрела направо, посмотрела налево - какой ключ? Где ключ?
Пока я смотрела - куда-то пропали туристы, нет экскурсовода, нет автобуса. А я в вашем городе никого не знаю. Что делать? Я решила, что мне нужно найти ключ и там будут наши туристы, наш экскурсовод. Я стала всех спрашивать: где ключ? О, меня никто не понимает. О, что же мне делать?
Ведущий; - Ребята, по-моему, нашей гостье нужно помочь: рассказать что же это за ключ, рассказать о нашем замечательном городе. Тем более, что она потеряла своего экскурсовода. Кто же ей поможет, если не мы? (Усаживает иностранку). Послушайте, пожалуйста. Ребята, давайте вспомним стихи про наш замечательный город. А начнет.
Дети:
1-й ребенок: Город мой! Про тебя скажет каждый, Кого не спроси Это летопись битв. Это повесть о судьбах Руси!
2-й ребенок: Много в жизни он изведал, Много горя испытал. Но с достоинством и честью От врага он устоял!
3-й ребенок: Часто были иноземцы На Смоленской стороне Ведь не зря Смоленск назвали Город-ключ к самой Москве!
Ведущий: - Поэтому, уважаемая., Смоленск и называют город-ключ. Если враг захватит наш город, то открывается дорога на столицу нашей страны -на Москву. А пока стоит наш неприступный Смоленск, он как ключ запирает дорогу на Москву.
- Дети, а как еще называют наш город?
- Правильно, город - щит.
Иностранка: - Теперь мне все понятно. Какой замечательный город. А что, кто-то хотел его завоевать?
Ведущий: - Да, много врагов видела смоленская земля. Ребята, подскажите, кто хотел завоевать Смоленск?
Дети: - Татаро-монголы, поляки, французы, фашисты.
Иностранка: - Ребята, а я много слышала о какой-то деревянной крепости, но я ее не видела.
Ведущий: - Ребята, давайте расскажем, что произошло с деревянной крепостью.
Дети: - Деревянную крепость разобрали, и построили более мощную -кирпичную, и в те времена когда ее строили, действовал царский указ, который запрещал любое другое каменное строительство по всей стране. Иностранка: - А я еще слышала про какое-то каменное ожерелье. Что это? И кто его создал?
Ведущий: - Ребята, расскажем нашей гостье и об этом? Что же люди называют каменным ожерельем?
Дети: - А каменным ожерельем как раз и называют нашу крепостную стену.
Рассказ 1-го ребенка: - Смоленская крепость была построена очень давно для защиты города от врагов. Руководил строительством Федор Конь. Стена построена из красного кирпича, сверху украшена зубчиками. Крепостная стена очень высокая, длинная и широкая. Сверху по этой стене может проехать даже легковой автомобиль.
Ведущий: - Кто продолжит рассказ о крепостной стене?
Рассказ 2-го ребенка: - В стене много бойниц, из которых воины вели огонь по неприятелю. Внизу глубокие ниши, где устанавливали пушки и стреляли. Много красивых башен украшает крепостную стену, но когда-то эти башни были не только украшением, но и грозным стражем города.
Рассказ 3-его ребенка: - Вокруг крепостной стены был сооружен ров, заполненный водой, и врагам было трудно перебраться через него. Через ров были построены мосты, но по ночам и в опасное время эти мосты поднимались.
Ведущий: - Каждая башня была украшена по-своему, и имела свое название. Ребята, сколько всего башен было раньше? А сколько сохранилось? А какие башни вы знаете?
Дети: - Громовая, Веселуха, Городецкая, Пятницкая, Белуха, Позднякова, Никольская, Бублейка, Копытенская, Воронина, Зимбулка, Доней, Красная, Авраамиевская, Долгачевская.
Иностранка: - Какие интересные названия. Мне очень понравилось название «Веселуха». А вы знаете почему она так называется?
Дети: - Такое название она получила потому, что сюда сбегались парни и девушки на веселые гулянья, а также провожали своих любимых на войну.
Ведущий: - А давайте и мы немного отдохнем.
Ребенок: - Что с ногами не пойму: Вправо, влево носятся. Не стоят они на месте И на танец просятся.
Танец: «Аты-баты, шли солдаты»
Ведущий: - Вот, уважаемая., какой у нас замечательный город. Всегда стойко защищавшийся от нападок врагов в каждую войну, а благодарные жители установили много памятников, бюстов отважных героев. Послушайте, о чем еще вам расскажут дети.
1-й ребенок: - Я хочу рассказать о памятнике с орлами, расположенном в сквере Памяти героев. Это один из самых красивых памятников Смоленска. Сооружен он в честь защитников Смоленска от французской армии Наполеона. Памятник - это высокая каменная скала - как бы Россия, сверху два огромных орла защищают свое гнездо (Смоленск) от врага, который подбирается по скале к гнезду. Орлы - это как бы русские воины»
2-й ребенок: - А я расскажу о памятнике «Скорбящая мать». Этот памятник сделан из камня. Женщина стоит, опустив голову, плечи; лицо у нее печальное. Она скорбит по детям, которых расстреляли фашисты. У нее огромные руки, потому что женщинам приходилось очень много трудиться во время войны.
3-й ребенок: - На экскурсии мы были в сквере Памяти героев. Этот сквер расположен у смоленской крепостной стены. В сквере захоронены герои нашей страны, погибшие в боях за Смоленск. Я хочу рассказать о Марии Октябрьской. Это была женщина - танкист, жена офицера Красной Армии. Узнав о смерти мужа, на собственные деньги построила танк «Боевая подруга» и сама воевала на нем.
Иностранка: - О, как интересно. Наверно, в вашем городе и люди замечательные жили и живут?
Ведущий: - Да, много замечательных людей жили и живут в нашем городе и ребята сейчас о них расскажут.
1-й ребенок: - Славен город земляками, Знаменитыми людьми, И прекрасными домами,
Памятниками, парками.
Ведущий: - Многие имена наших земляков известны всей стране. Каких знаменитых людей Смоленщины вы знаете?
Дети: - Путешественник Н. М. Пржевальский, скульптор СТ. Коненков, поэты - М. В. Исаковский, А. Т. Твардовский, Н. И. Рыленков, первый космонавт - Ю. А. Гагарин, великий композитор - М. И. Глинка.
Ведущий: - Уважаемая наши дети очень любят слушать музыку нашего земляка М. Глинки и что-то представлять себе под нее. Хотите вместе с нами послушать «Вальс-фантазию» М. Глинки?
Иностранка: - Конечно, очень хочу! Я люблю музыку.
Физкультминутка. Дети танцуют под Вальс.
Иностранка: - Спасибо, дорогие дети. Как интересно, как много нового я узнала.
Ведущий: - Да, наши дети много знают о Смоленске, потому что они очень любят свой город и сейчас об этом расскажут.
1-й ребенок: - Много сказочных мест у России, Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь.
2-й ребенок: Люблю я тихие рассветы, Смоленских улиц и дворов. Люблю широкие проспекты И перезвон колоколов.
3-й ребенок Люблю смоленские фонтаны
И башни древнего Кремля
И Днепр широкий и просторы Все вместе: - Смоленск, я так люблю тебя!
Иностранка: - Мне очень понравился ваш рассказ о вашем замечательном городе с богатой историей, прекрасной архитектурой. Я обязательно еще не раз вернусь сюда и загляну к вам в гости. Спасибо! Но мне пора с вами прощаться и догонять свой автобус. До свидания!
Ведущий и дети: - До свидания!
3) Итог занятия :
Ведущий: - Итак, кто сегодня побывала у нас в гостях? Как вы думаете, смогли мы помочь ей? О чем мы ей рассказали? (Ответы детей). А я думаю, что каждый из вас будет беречь наш город и стараться сделать его еще краше. И сегодня на занятии рисования каждый из вас нарисует город своей мечты.