Ильмира Бакирова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР).
Тема: Домашние животные.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Коррекционно-образовательные: Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные» Формирование обобщающего понятия домашние животные. Совершенствование грамматического строя речи
Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания, творческого воображения, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитывающие: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности. Воспитание заботливого отношения к домашним животным.
Оборудование: картинки с изображениями домашних животных, конюшни, коровника, свинарника, хлева, будки, дома. Лист на котором изображены домашние животные и их детеныши, презентация к игре «Назови семью», конверты с изображениями домашних животных, предметные картинки: кость и мясо, молоко и рыба, овес и трава, сено и клевер, сено и клевер, сено и клевер. Мультимедийное оборудование.
Предварительная работа: Чтение стихотворений В. Стоянова «Кошка», А. Прокофьева «Тузик», М. Стремнина «Подарок», К. Чуковского «Путаница», чтение рассказов К. Д. Ушинского «Коровка» и «Конь», разучивание подвижной игры «Кошка».
Ход занятия.
1. Сюрпризный момент. (Создание игровой мотивации. Приход сказочного героя). Заходит грустный Незнайка, в руках-портфель. Фото1.
Незнайка (грустно). Здравствуйте, ребята.
Дети. Здравствуйте!
Дефектолог: Незнайка, ты почему такой грустный?
Незнайка. Мальвина мне задала домашнее задание про домашних животных, я его выполнил. Но Мальвина сказала, что неправильно и поставила двойку. Вот я пришел к вам, чтобы вы мне помогли разобраться.
Дефектолог: Ребята, поможем незнайке?
Дети. Да!
Дефектолог. Доставай свое домашнее задание. Читай первое задание.
2. Д\И. «Назови домашних животных». (Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Формирование обобщающего понятия домашние животные. Уточнение и расширение словаря по теме).
Незнайка достает из портфеля листок с заданиями и читает:
Незнайка. Задание первое: Назови домашних животных. Я написал: курица, утка, заяц, волк, кошка.
Дефектолог: Ребята, правильно назвал Незнайка домашних животных?
Дети. Нет!
Дефектолог: Ребята, назовите и покажите Незнайке домашних животных.
Дети выставляют на наборное полотно животных и называют их.
ото 2.
1-й ребенок: Корова.
2-й ребенок: Лошадь.
3-й ребенок: Коза.
4-й ребенок: Овца.
5-й ребенок: Свинья.
6-й ребенок: Кошка.
1-й ребенок: Собака.
Дефектолог: Как их всех можно назвать одним словом?
Дети. Животные.
Дефектолог: Почему?
Дети. Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливают детенышей молоком.
Дефектолог: Дети. Где живут эти животные?
Рядом с человеком.
Дефектолог: Как называются?
Дети. Домашние животные.
Дефектолог: Почему?
Дети. Человек ухаживает за ними, они приносят человеку пользу.
Дефектолог. Незнайка, ты все запомнил?
Незнайка. Да, я все записал! Какие вы все умные! Но вот следующее задание, называется:Кто как голос подает. Я написал: кошка лает, собака ржет, свинья мяукает, лошадь блеет.
Дефектолог: Ребята, правильно ответил Незнайка?
Дети. Нет!
3. Д\И «Кто как голос подает» (с мячом). (Расширение пассивного глагольного словаря) Дефектолог просит детей встать в круг. Фото3
Дефектолог: Я буду каждому из вас кидать мяч, называть животное. Вы отвечаете, как это животное подает голос и возвращаете мне мяч. Корова.
1-й ребенок: Мычит.
Дефектолог: Лошадь.
2-й ребенок: Ржет.
Дефектолог: Собака.
3-й ребенок: Лает.
Дефектолог: Кошка.
4-й ребенок: Мяукает.
Дефектолог: Свинья.
5-й ребенок: Хрюкает.
Дефектолог: Овца.
6-й ребенок: Блеет.
Дефектолог: Молодцы! Незнайка, ты все записал?
Незнайка. Да! Но вот следующее задание, которое называется «Кто где живет». Я написал: корова живет в конюшне, собака-в свинарнике, кошка- в будке, коза и овца – в коровнике, свинья- в доме.
Дефектолог: Ребята, Незнайка правильно расселил животных?
Дети. Нет!
Дефектолог: Ребята, давайте мы расскажем и покажем кто где живет.
4. Д\И «Кто где живет». (Совершенствование грамматического строя речи)
На наборном полотне выставлены жилища животных: овчарня, конюшня, свинарник, коровник, будка, дом. Дети прикрепляют каждое животное к своему жилищу.
1-й ребенок: Корова живет в коровнике.
2-й ребенок: Лошадь живет в конюшне.
3-й ребенок: Свинья живет в свинарнике.
4-й ребенок: Собака живет в будке.
5-й ребенок: Коза и овца живут в овчарне.
6-й ребенок: Кошка живет в доме.
Незнайка. Как вы быстро справились с заданием, молодцы! (Устало)-Я тоже у себя все исправил!
Дефектолог: Незнайка, я вижу, ты немножко устал. Хочешь с нами поиграть?
Незнайка. Да!
5. Логоритмическое упражнение «Кошка». [Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движением].
Дефектолог приглашает детей на ковер и организует подвижную игру.
Вы со мной знакомы близко.
Я приветливая киска. Идут по кругу на носочках крадучись, держа согнутые руки перед грудью.
Кверху — кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках. Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, а «когти» из пальчиков.
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу. Вновь идут по кругу крадучись.
Но дразнить меня опасно —
Я царапаюсь ужасно. Опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти».
В. Стоянов
6. Д\И «У кого кто». (Совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с суффиксами –онок, -ок).
Незнайка. Какая интересная игра! Я обязательно научу играть в нее Артемона и Пьеро.
Но вот следующее задание, которое мне задала Мальвина. Задание называется «У кого кто». Надо соединить детенышей животных с их мамами. Ну я и соединил: кошку- с щенком, корову- с жеребенком, лошадь–с теленком, козу- с ягненком, овцу- с козленком!
Дефектолог: Незнайка! Ты опять все напутал! Ребята, давайте поможем Незнайке все исправить!
Дефектолог приглашает детей сесть на стульчики, прикрепляет на мольберт листок бумаги, где в левом столбике нарисованы животные, а справа, в разброс, их детеныши. Дети называют маму и ее детеныша. Соединяют карандашом соответствующие картинки. Фото 4.
1-й ребенок:У кошки – котенок.
2-й ребенок: У собаки - щенок.
3-й ребенок: У свиньи –поросенок.
4-й ребенок: У коровы – теленок.
5-й ребенок: У лошади –жеребенок.
6-й ребенок: У козы –козленок.
1-й ребенок: У овцы –ягненок.
Дефектолог: Молодцы! Вы все сделали правильно! Незнайка, ты все запомнил!
Незнайка. Да, я все у себя исправил! Но вот следующее задание, которое называется «Назови семью». Я написал так: мама-кошка, папа-коза, детеныш-щенок… Незнайка вопросительно смотрит на детей и педагога. Дефектолог и дети удивленно смотрят на Незнайку.
Дефектолог: Незнайка. Лучше не продолжай, а послушай детей.
7. Д\И «Назови семью». (Активизация словаря по теме). Дефектолог приглашает детей к мультимедийному оборудованию. На мультимедийном оборудовании появляются 1-й слайд: отдельные картинки с изображениями животных.
Ребята, назовите Незнайке семью каждого животного. Сначала назовите папу, потом-маму, и, наконец, детеныша.
1-й ребенок: Бык, корова, теленок.
Появляется 2-й слайд: бык, корова и теленок стоят вместе, а остальные животные-отдельно.
2-й ребенок: Кот, кошка, котенок.
Появляется 3-й слайд: Кот, кошка, котенок стоят вместе. Остальные животные-отдельно.
3-й ребенок: Конь, лошадь, жеребенок.
Появляется 4-й слайд: конь, лошадь. Жеребенок стоят вместе. Остальные животные-отдельно.
4-й ребенок: Баран, овца, ягненок.
Появляется 5-й слайд: баран, овца, ягненок стоят вместе. Остальные животные-отдельно.
5-й ребенок: Хряк, свинья, поросенок.
Появляется 6-й слайд: хряк, свинья, поросенок стоят вместе. Остальные животные-отдельно.
6-й ребенок: Козел, коза, козленок.
Появляется последний слайд, где животные собраны в семьи.
Незнайка. Какие вы молодцы! А я так все напутал…Ребята. Последнее задание. Надо угостить животных. Я угостил кошку овсом, собаку- травой, корову-рыбой, лошадь-косточкой!
Дефектолог. Ребята, правильно Незнайка угостил животных?
Дети. Нет!
Дефектолог. Если ты- Незнайка, угостишь так животных, то у них заболят животики и они заболеют! Надо будет вызывать доктора Айболита!
8. Д\И «Угости животных». (Расширение словарного запаса по теме. Совершенствование грамматического строя речи).
Дефектолог предлагает детям сесть на стульчики. Раздает каждому ребенку конверт с изображением домашнего животного. На столе у педагога картинки с изображением овса, рыбы, молока, косточки, сена и травы.
Дефектолог. Ребята, я предлагаю нашим животным отправить угощение по почте. Каждый из вас называет животное, изображенное на конверте, подходите к столу, выбираете его любимое угощение, кладете в конверт и опускаете в почтовый ящик.
1-й ребенок: У меня на конверте изображена кошка. Она любит молоко и рыбу. Фото 5.
2-й ребенок:У меня на конверте изображена лошадь. Она любит овес
3-й ребенок:У меня на конверте изображена собака. Она любит косточку
4-й ребенок:У меня на конверте изображена корова. Она любит сено.
5-й ребенок:У меня на конверте изображена коза. Она любит траву.
6-й ребенок:У меня на конверте изображена овца. Она тоже любит траву.
Дефектолог. Ты все запомнил, Незнайка?
Незнайка. Да, ребята, вы мне очень помогли! Спасибо вам огромное! Я все запомнил! Пойду и перепишу домашнее задание на чистовик, Мальвина не любит клякс и исправлений в тетради. До свидания, ребята!
Дети. До свидания!
Незнайка уходит.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Дефектолог предлагает им рассказать, чем они занимались, что им понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.
Список используемой литературы:
1. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. КРО. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет.
2. Н. В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.