Амина Гараева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Россия — Родина моя».
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- закрепить у детей знания о российском государстве;
-познакомить детей с государственной символикой: флагом, гербом, гимном;
- формировать у детей уважительное отношение к символам страны;
-воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.
Предварительная работа: рассматривание географической карты России, альбомов о природе России; беседа на тему: «Где я провел лето»; коллекционирование открыток «Города России».
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Россия — Родина моя“,» размещена в разделах
Словарная работа: Родина, Отчизна, россияне, герб, гимн, государство.
Оборудование: карта России, иллюстрации с изображением герба и флага России, аудиозапись с гимном России, полоски бумаги белого, синего, красного цветов.
Литература: Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, Виноградова Н. Ф. Наша Родина, Жуковская Р. И. Родной край.
Ход занятия :
На доске висит географическая карта России. Воспитатель выставляет на стенд иллюстрации с изображением природы России.
Воспитатель: Ребята, занятие сегодня я хочу начать со стихотворения М. Исаковского:
«Поезжай за моря – океаны,
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля.
Каждый день – как подарок нежданный,
Каждый день – и хорош, и пригож…
Поезжай за моря – океаны,
Но богаче страны не найдешь…»
Воспитатель: Ребята, о чем написал поэт в своем стихотворении? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, о нашей стране. А как называется страна, в которой мы живем? Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:
- В какую группу вы ходите?
- Как называется ваш детский сад?
- В каком городе находится наш детский сад «Теремок»?
- А город Муравленко где находится?
- А где находится Ямал?
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно, значит, мы живем в стране, которая называется Россия! Как называют людей, живущих в России? Ответы детей.
Воспитатель: А вы себя кем считаете? Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, ребята! Россия – наша Родина, отчизна! А мы все – россияне. А Муравленко – ваш родной город, здесь вы родились. Муравленко – ваша малая Родина.
Воспитатель предлагает детям круги Эйлера.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним народные пословицы и поговорки о Родине :
- Родина любимая, что мать родимая.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- На чужой сторонушке и весна не красна.
- Жить – Родине служить.
Дети повторяют пословицы и с помощью воспитателя стараются раскрыть их смысл.
Воспитатель: Россия – страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растет много ягод и грибов.
Воспитатель демонстрирует картину с изображением леса.
Воспитатель: А теперь послушайте рассказ Н. Сладкова «Зеленая тайга».
«Тайга – самый огромный лес на земле. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни – выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суховатые валежницы цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И черные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи - то глаза.
Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся.
Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы.
Там светлые боры – сосняки. Тут темные пятна ельника. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Желтые зыбуны – болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга».
Вопросы по содержанию:
- Что такое тайга? Какая она?
- Какие деревья растут в тайге?
- Почему человеку трудно здесь ходить?
- Как автор описал тайгу? В ходе беседы воспитатель объясняет незнакомые слова: валежник, чаща, выворотни, ельник, сосняк, зыбуны-болота.
Воспитатель: Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек – Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России высоких и красивых гор! В горах добывают разные полезные ископаемые – уголь, алмазы, железную руду. А у нас на Севере добывают нефть и газ.
У каждой страны есть свои отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб, гимн. Они есть и у России. Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением Российского флага.
Воспитатель: Из каких частей состоит флаг? Дети показывают и называют древко и полотнище.
Воспитатель: Какие цвета мы видим на полотнище российского флага? Ответы детей.
Воспитатель: Что вам напоминает белая полоса? Ответы детей.
Синяя полоса? А красная полоса? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята! Белая полоса-это белоствольные березы, снег, облака, белые ромашки на лугу. Синяя полоса – это небо, реки, озера, моря. А красный цвет-цвет солнца, огня, тепла.
Физминутка
Воспитатель показывает белую полоску бумаги – дети изображают березку, синюю полоску – «реки», бегут друг за другом змейкой, красную полоску – собираются в круг – «солнце».
Воспитатель показывает изображение герба России.
Воспитатель: На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орел. Это символ государства. Посмотрите внимательно на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона, означает победу добра над злом.
В правой лапе у орла – скипетр, в левой – держава. Показывает крупно нарисованные на альбомных листах державу и скипетр.
Воспитатель: это символы власти, управления государством. Скипетр, жезл – короткая палка, украшенная резьбой, золотом, драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.
Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его. Как вы думаете, где можно увидеть Государственный герб? Предположения детей.
Воспитатель: На пограничных столбах, на важных документах, на деньгах. Дети рассматривают различные документы с гербовой печатью, монеты, денежные купюры.
Воспитатель: Третий отличительный символ – гимн – это торжественная песня страны. Её граждане встают, когда звучит гимн, и слушают его стоя, сняв головные уборы. Включает аудиозапись гимна, все встают.
Воспитатель: Что мы сейчас слушали? Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас послушаем стихи о нашей Родине.
Заранее подготовленные дети читают наизусть стихи.
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг,
Сады цветут на юге,
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги…
Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной. Н. Забила.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца?
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли?
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес?. М. Матусовский.
НАША РОДИНА
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга. Н. Забила.
РОДИНА
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! З. Александрова