Смирнова Александра Андреевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Комнатное растение зефирантес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Закрепление представлений о комнатном растение «Зефирантес», ухода за ним.
Задачи занятия :
Образовательные:
• обобщить знания о способах ухода за растением (полив, мытье, рыхление);
• познакомить с комнатным растением зефирантес.
Развивающие:
•развивать речь;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы „Комнатное растение зефирантес“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• развивать психические процессы: память, мышление;
• развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;
Воспитывающие:
• воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом.
Оборудование: лейка с водой, кисточка, влажная тряпочка, интерактивная доска, горшок, лопатка, земля, дренаж, перчатки, картинки с растением.
Подготовительная работа: работа дежурных в уголке природы, беседы, рассматривание альбома «Комнатные растения». Совместная работа по уходу за комнатными растениями, полив и рыхление земли (почвы). Работа по схемам «Что нужно для роста и развития?», «Правила полива комнатного растения», «Строение цветка».
Ход занятия:
Мотивационно-ориентировочный этап
Игровая ситуация «Тайна Выскочки»
Воспитатель: Ребята, вы любите тайны? Сегодня мы с вами раскроем тайну «Выскочки». Вы знаете, что такое выскочка? Это и многое другое мы с вами как раз и узнаем.
Проблемная ситуация.
Копатыч: Ребята, ко мне приехала из кругосветного путешествия прилетела моя племянница – Степанида и привезла в подарок диковинное растение. Помогите разгадать тайну и узнать, что это за растение, и как за ним ухаживать.
Поисковый этап
Организуется обсуждение:
* Как и чем помочь Копатычу?
* Что нужно знать, чтобы научиться ухаживать за растениями? (мы можем познакомить Копатыча с названиями растений; можем научить выбирать способы очистки листьев, рыхлить почву).
Практический этап
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу о растении «Зефирантес».
Выскочка. Так в народе именуют Зефирантес. Он выбрасывает цветоносы еще до появления листвы. Два дня, и распускаются бутоны. Такое движение «впереди паровоза» и стало причиной второго имени растения.
Зефирантес отличается 6-лепестковыми цветами в форме звезд. Иногда, бутоны напоминают воронки. Таковы цветы Габрантуса. К роду героя статьи его относят условно, поскольку на цветоносе бывает по 4 бутона.
Увядает цветок Зефирантес столь же быстро, как и появляется. От распускания до гибели бутона проходят всего 3-5 дней. Спасает цветение беспрерывный выброс цветоносов. Они возвышаются, в среднем, на 30 сантиметров. У каждого куста побегов с бутонами несколько. Они исходят из одной луковицы диаметром около 3-ех сантиметров. Это единственное, что остается от растения в засуху.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Копатычем вспомним, где растут цветы и в зависимости от этого назовем одним словом, какие это цветы (в саду растут садовые, в лесу – лесные, в поле – полевые, на лугу – луговые, а в комнате – комнатные).
Воспитатель: А теперь посмотрите на растение, которое привезла Степанида. Как оно называется?
Копатыч: Я вижу, как вы хорошо запомнили это растение, а вот у меня никак это не получается.
Воспитатель. Не расстраивайся, дети сейчас тебе подробно расскажут о растении и ты его запомнишь
• Ребята, какие части растения вы запомнили? (есть стебель, корень, листья).
• Как называют это растение в народе? (выскочка).
• А где же корни у этого растения? (в почве, земле).
Копатыч: Спасибо, ребята. Теперь я не забуду это растение.
Воспитатель: - А что необходимо для того, что бы растение хорошо росло? (поливать, рыхлить землю, нужен свет)
- А сейчас покажите, как вы дышите. Вдыхаем носом, а выдыхаем ртом.
Дыхательная гимнастика «Цветы».
Дети стоят по кругу.
Педагог читает им стихи:
Каждый бутончик склониться бы рад
Направо, налево, вперёд и назад.
От ветра и зноя бутончики эти
Спрятались живо в цветочном букете.
По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.
Упражнение повторить 6-8 раз.
Воспитатель: - Как вы думаете, дышат ли растения? Живые они или нет?
- носик и ротик у растений – это листочки, ими они дышат, на каждой нижней стороне листика есть маленькие отверстия, их можно увидеть только в микроскоп. Если листья грязные, то растениям очень плохо дышать. Мы с вами чистим носики? Нужно ухаживать и за листочками комнатных растений : удалять пыль путем опрыскивания, мыть мокрой тряпочкой или сухой.
Дети выполняют трудовое поручение «Очистка листьев растений». (Делятся на группы, обсуждают и выбирают инструменты для очистки листьев в соответствии со строением. Крупные листья протирают тряпочками, с мелкими листьями ставят в таз, закрывают почву клеенкой и поливают из лейки или опрыскивают из пульверизатора. С листочков с шероховатой поверхностью пыль смахивают кисточкой.) Дети выполняют работу, Копатыч наблюдает, задает вопросы, помогает.
Копатыч: Спасибо за помощь. Вы очень дружно трудились. Я запомнил и понял, зачем и как нужно мыть растения.
Копатыч спрашивает:
- А чем вы рыхлите почву? (палочками-рыхлилками)
- Для чего нужно рыхлить почву? (чтобы обеспечить корни воздухом)
- Что произойдет, если этого не делать? (корни не смогут дышать воздухом)
Воспитатель: Правильно, дети. Но главное назначение рыхления – задержание воды в почве. Чтобы проверить это, подойдите к столам со стаканами с почвой. Проверьте, сухая или влажная почва в стаканах. (Сухая).
Что нужно сделать, чтобы проверить, где вода быстрее поступит к корням растения и дольше задержится в почве? (прорыхлить один образец) Дети выполняют.
Копатыч выражает интерес к результатам эксперимента, предлагает детям высказать предположение, что произойдет в дальнейшем с каждым из образцов.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Итак, дети, удалось ли нам решить поставленную задачу?
Дети: да, мы помогли Копатычу, разобраться с «Выскочкой» и научили его ухаживать за растением.
Копатыч: Благодарю вас за помощь, но у меня осталось еще много вопросов: Как узнать, что растение нужно поливать? Какую воду нужно использовать для полива? Что еще нужно делать, чтобы растения чувствовали себя хорошо, красиво выглядели, росли и развивались?
Воспитатель: Давайте подарим нашему другу энциклопедию «Комнатные растения», где она найдет ответы на все свои вопросы.