Людмила Плетюхина
Конспект занятия по ориентировке по карте «Путешествие по городам Ярославской области»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ориентировке по карте на тему «Путешествие по городам Ярославской области»
(старшая группа)
Подготовила: воспитатель Плетюхина Л. Л.
Цель: освоение навыков ориентировки на карте при ознакомлении с городами Ярославской области.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей «читать карту» : название, условные обозначения;
- упражнять в назывании и нахождении координат определенного объекта по типу игры «Морской бой»;
Публикация «Конспект занятия по ориентировке по карте „Путешествие по городам Ярославской области“» размещена в разделах
- расширять и закреплять знания детей о городах Ярославской области, их гербах, культуре.
Развивающие:
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- развивать речь детей;
- продолжать развивать интерес детей к своей Родине.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство сопричастности к ее истории, культуре;
- воспитывать культуру общения, доброжелательность.
Материалы:
Демонстрационный: карта Ярославской области, гербы городов Ярославской области.
Раздаточный: карты Ярославской области и гербы на каждого ребенка
Форма работы: подгрупповая, индивидуальная
Предварительная работа:
- ознакомление с разными видами карт;
- просмотр презентаций «Ярославль – столица «Золотого кольца», «Города Ярославской области»;
- знакомство с игрой «Морской бой»;
- беседа «Гербы городов Ярославской области»;
- дидактическая игра «Какого города герб?»;
- знакомство с культурой городов Ярославской области.
Ход НОД:
1. Организационная часть.
Педагог: Ребята, давайте представим, что сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по городам Ярославской области. Как вы думаете, что нужно взять с собой, отправляясь в далекий путь, чтобы не заблудиться? (Ответы детей)
Дети: Карту.
Педагог: Что же такое карта? Для чего она нужна? (ответы детей).
Педагог: Карта - это уменьшенное изображение какой-либо местности. Карты нужны, для того, чтобы можно было узнать, где находится тот или иной город, страна, остров или море. Карты используют путешественники, капитаны кораблей. Даже жителю города может понадобиться карта, чтобы найти незнакомую улицу. Мы с вами отправляемся в путешествие по городам Ярославской области. Какую карту нам надо взять?
Дети: Нам надо взять карту Ярославской области.
Педагог: Правильно. Давайте к ней подойдем. Посмотрите на карту.
Так что же представляет собой карта Ярославской области? Какая она, что на ней можно найти?
Дети: На карте изображены реки, озера, деревни, дороги и т. д.
Педагог: Что на ней обозначают эти точки?
Дети: Это города.
Педагог: Какие города Ярославской области, вы, знаете? (ответы детей).
Педагог: Вот в эти города Ярославской области мы сегодня и отправимся.
2. Основная часть.
Педагог: Занимайте свои места за столами с картами (дети садятся за столы, на которых лежат карты Ярославской области и гербы городов).
И первый город, в который мы отправляемся – Углич. Он находится в квадрате с координатами Д3. Найдите его и прикрепите герб.
Дети работают с картами, находят город, прикрепляют герб. Один ребенок выходит к демонстрационной карте, находит город, прикрепляет герб. Педагог предлагает ему рассказать об этом городе. Во время рассказа демонстрируются слайды с изображением города Углича и его достопримечательностями.
Углич
Углич – небольшой городок Ярославской области. Он расположен на реке Волга. Углич входит в состав «Золотого кольца», т. к. в нем много храмов, монастырей, древних построек. В Углич приезжает много туристов. В Угличе изготовляли знаменитые часы «Чайка». Сейчас в этом городе есть музей часов «Чайка». В Угличе делают самые красивые кокошники, шьют русские костюмы и плетут украшения из бисера. Есть мастерская, где делают глиняные горшки и игрушки.
Задание по графомоторике «Обведи кокошник»
Педагог: Красивые кокошники у вас получились. Мы продолжаем наше путешествие. А название города, в который мы отправляемся, вы узнаете, отгадав загадку.
По берегам большой реки
Раскинулись домишки.
Известный город здесь стоит –
А в нем музей известной мышки.
Ну, разве кто подумать мог,
Что город назовут в честь мышки.
«Мышиным царством» назовут
Красивый русский город…. (Мышкин)
Педагог: Как вы догадались, что загадка про город Мышкин?
Почему Мышкин назвали «Мышиным царством»? (ответы детей) Давайте найдем его на карте.
Он находится в квадрате с координатами Г3.
Дети работают с картами, находят город, прикрепляют герб. Один ребенок выходит к демонстрационной карте, находит город, прикрепляет герб
Педагог: А мы отправляемся в следующий город Ярославской области. И нас ждет интересное задание. В какой же город мы отправимся? Узнаем, когда соберем герб этого города.
Дети собирают разрезную картинку «Герб города Данилова», называют город.
Педагог: Давайте найдем этот город на карте. Он находится в квадрате с координатами В6.
Дети работают с картами, находят город, прикрепляют герб. Один ребенок выходит к демонстрационной карте, находит город, прикрепляет герб.
Педагог: Продолжаем наше путешествие. Отправляемся в самый древний город Ярославской области – Ростов. Он находится в квадрате с координатами Ж5.
Дети работают с картами, находят город, прикрепляют герб. Один ребенок выходит к демонстрационной карте, находит город, прикрепляет герб. Педагог предлагает ему рассказать об этом городе. Во время рассказа демонстрируются слайды с изображением города Ростова и его достопримечательностями.
Ростов
Ростов – самый древний город Ярославской области. Он стоит на берегу древнего озера Неро. Ростов входит в состав «Золотого кольца». В Ростове сохранились древние красивые храмы. Много туристов приезжает посетить Ростовский кремль и послушать звон его колоколов. В Ростове есть музеи «Лягушка – царевна», «Русские ремесла, «Музей баклуш», Самый известный музей «Золотой улей». Жители этого города разводили пчел и собирали мед.
Педагог: Ребята, жители города Ростова разводили пчел и собирали мед. А жители города Тутаева разводили овец. Из овечьей шерсти вязали рукавички, шили шапки и шубы. И даже придумали русскую народную игру «Рукавичка». Давайте в нее поиграем.
Физкультурная пауза. Подвижная игра «Рукавичка».
Дети встают в круг. Педагог показывает одну из нескольких детских рукавичек. Ребенок, чью рукавичку показал педагог, становится ведущим и говорит слова: «Рукавичка то моя, догоню ее друзья!». Дети передают рукавичку по кругу, ведущий старается ее поймать. Игра повторяется несколько раз.
Педагог: Вот такую веселую игру придумали жители города Тутаев. А теперь найдем этот город на карте. Он находится в квадрате с координатами Г5.
Педагог: А мы отправляемся в следующий древний город Ярославской области Рыбинск. Он находится в квадрате с координатами В4.
Дети работают с картами, находят город, прикрепляют герб. Один ребенок выходит к демонстрационной карте, находит город, прикрепляет герб. Педагог предлагает ему рассказать об этом городе. Во время рассказа демонстрируются слайды с изображением города Рыбинска и его достопримечательностями.
Рыбинск
Это красивый город в Ярославской области. Он расположен на реке Волга. В Рыбинске есть самое большое водохранилище в России. В Рыбинске много исторических памятников и музеев. Один из самых известных музеев «Рыбинская рыба». В нем можно увидеть разные виды рыб, которые водятся в рыбинском водохранилище. Жители Рыбинска любят искусство. В этом городе есть театры и галерея с картинами.
Педагог: Ребята, в каком городе Ярославской области есть озеро, в котором тоже водятся разные виды рыб? Правильно. В Переславле – Залесском. И мы туда отправляемся. Он находится в квадрате с координатами И4.
Дети работают с картами, находят город, прикрепляют герб. Один ребенок выходит к демонстрационной карте, находит город, прикрепляет герб.
Работа по развитию мелкой моторики «Укрась рыбу»
Дети выкладывают чешую из пайеток, на заранее подготовленные формы рыб. Форма рыб выполнена в технике «Пластилинография».
3. Сообщение новых знаний.
Педагог: Переславль – Залесский – старинный русский город (демонстрация слайдов). Он стоит на берегу Плещеева озера. Это очень старое озеро. На этом озере строились первые российские корабли. На берегу озера есть Синь-камень, который приносит счастье. Много туристов приезжает к Синь – камню, чтобы загадать желание. Давайте подойдем к камню (на слайде, возьмемся за руки, закроем глаза и загадаем желание. Оно обязательно сбудется.
Педагог: На этом мы заканчиваем наше путешествие и возвращаемся в свой любимый город Ярославль. Он находится в квадрате с координатами Д6.
Дети работают с картами, находят город, прикрепляют герб. Один ребенок выходит к демонстрационной карте, находит город, прикрепляет герб.
4. Рефлексия.
Педагог: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по древним городам Ярославской области. Давайте вспомним, в каких городах, мы сегодня побывали. А поможет нам считалочка.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Будем города считать.
Тутаев, Рыбинск и Данилов.
Старинный Углич и Ростов.
Мышкин, древний Переславль
И наш любимый Ярославль.
Какой город, вам, понравился больше? Чем понравился? (ответы детей)
Спасибо всем за интересное путешествие!