Зульфия Арипова
Конспект занятия по окружающему миру. «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи;
- побуждать называть имена, отчества членов семьи;
- развивать познавательные интересы детей;
- воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Материал:
семейные альбомы детей, иллюстрации на тему «Семья», рисунки детей о семье, «волшебная» коробочка, изображения мальчика и девочки для дидактической игры, стол.
Предшествующая работа:
разучивание потешек, стихотворений о семье; рассматривание иллюстраций, семейных альбомов на данную тему; дидактические игры «Назови отчество» и др.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру, „Моя семья“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Ход:
Воспитатель: «Ребята! Посмотрите, кто это к нам принес такую интересную коробочку. Она такая необычная! Наверное, волшебная.».
Разворачивает коробочку, внутри которой загадка:
Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка моя –
Это все моя.
(семья)
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье».
Акцентирую внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит «семья»? Давайте проверим».
Ребенок:
«Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Предлагаю детям определить характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи.
Ребенок: (читает стихотворение В. Берестова)
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь, до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Под конец стихотворения показываю ребятам изображение генеалогического дерева, на котором расположены семейные фотографии одной из воспитанниц.
Вопрос к детям: «Ребята, как вы думаете, что это?»
Ответы детей.
Ребенок:
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
Воспитатель: «Расскажи нам, пожалуйста, об этом чудесном дереве!»
Ответ ребенка с использованием иллюстрации генеалогического дерева и фотографий членов семьи.
Физкультминутка:
У меня есть семья –
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (имитация движений)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (имитация движений)
С бабушкой цветы сажаем. (имитация движений)
С папой мы в футбол играем – (имитация движений)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (обхватить себя руками)
Свою милую семью.
Обращаю внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.
Проводится игра «Назови отчество».
Использование рисунков мальчика и девочки. Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получиться отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:
Александр – Александровна – Александрович;
Олег – Олеговна – Олегович;
Иван – Ивановна – Иванович;
Василий – Васильевна – Васильевич.
После завершения игры 2-3 детям предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию (можно использовать игру в мячик)
Далее предлагаю детям рассмотреть рисунки на темы: «Дружная семья», «Заботливая семья», «Любящая семья». Предлагаю детям выбрать те картинки, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают. Дети их выбирают, сопровождая свой выбор стихотворениями:
Хорошо, чтоб дома ждали, (любящая)
На звонок спешили к двери,
Открывали, целовали,
Согревали руки, верно?
Хорошо, чтобы за чаем (заботливая)
С пирогами и вареньем
Отодвинулись печали
Разговором добрым, верно?
Хорошо, чтоб нас любили, (любящая)
Как подснежник любят первый,
И тогда, тогда любые
Не страшны нам беды, верно!
Где-то на белом свете наша семья живет, (дружная)
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем!
Мама белье стирает, сын подметает пол, (дружная)
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!
Подводя итог, спрашиваю у детей, что они узнали нового, чему научились, что их заинтересовало больше всего.
Ребенок:
Мне очень важно,
Мне очень нужно,
Чтоб вся семья
Собиралась за ужином!
Выложит дед,
Что узнал из газет,
Бабушка же,
Поправляя очки,
Что засушила
Шалфея пучки.
Папа и мама –
О важной работе,
Брат – о рыбалке,
Футболе, походе.
И о веселье
Сегодняшнем я.
За окнами вечер,
А в доме – СЕМЬЯ!
Поблагодарив воспитанника, говорю детям, что они вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга, и относиться друг к другу с уважением (предлагаю детям рассмотреть семейные альбомы своих друзей и рассказать интересные события об изображенных людях на фотографиях).