Татьяна Анатольевна Ануфриева
Конспект занятия по общей физической подготовке для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Регулярные занятия ОФП препятствуют возникновению у детей многих распространенных заболеваний: сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки, искривления ног, расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхиты и т. д. Отличительной чертой ОФП для детей является большое количество игровых упражнений.
Публикация «Конспект занятия по общей физической подготовке для дошкольников» размещена в разделах
Независимо от того, на какую часть тела направлены упражнения ОФП, происходит стимуляция деятельности всего организма ребенка. Благодаря физкультуре усиливается обмен веществ, уменьшаются воспалительные процессы, ускоряется заживление ран, происходит нормализация нарушенных функций организма, увеличение его адаптационных возможностей. Кроме того, вследствие регулярных занятий ОФП у ребенка формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. ОФП положительно влияет на дыхательную, сердечно-сосудистую системы, координацию ребенка. Одной из целей является укрепление мышц, связок и суставов, что приводит к коррекции и профилактике нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Регулярные занятия физкультурой укрепляют иммунитет, что снижает риск возникновения многих заболеваний, делают ребенка более уверенным в себе, менее подверженным стрессу, развивают интеллект, предотвращают возможное появление травм. Важная задача детского сада заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил детей, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем.
Цель: привлечение к занятиям по общефизической подготовке детей. Освоение основ базовой техники и физической подготовки
Задачи:
1. Развитие уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма детей.
2. Всестороннее развитие физических (двигательных) качеств.
Этап начальной подготовки по ОФП предусматривает воспитание интереса детей к физкультуре; развитие физических качеств в общем.
Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения навыками физической культуры : силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении физических упражнений, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, ловкость и гибкость.
КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Движение бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег. Повороты в движении (налево, направо). Смена направления движения, захождением плечом.
Освоение границ площадки, углов, середины, центра. Движение в обход. Противоходом налево, направо. Движение по диагонали, змейкой.
Общеразвивающие упражнения.
Для рук: поднимание и опускание рук – вперед, вверх, назад, в стороны; движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе; круги руками; сгибание и разгибание из различных исходных положений, в разном темпе; сгибание и разгибанием рук в различных упорах.
Для шеи и туловища: повороты, наклоны, круговые движения головой и туловищем в основной стойке, стойке ноги врозь, стойке на коленях, сидя на полу с различными положениями рук и движениями руками с изменением темпа и амплитуды движений. Пружинящие движения туловищем вперед и в сторону.
Наклоны с поворотами: наклон вперед, назад, с поворотом туловища в различных стойках, в седее на полу.
Поднимание туловища из исходного положения лежа на животе (спине) без отягощения и с отягощением. Удержание туловища в наклонах, в упорах, в седах с закрепленными ногами.
Для ног: сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах; приведение, отведение и махи вперед. Назад и в сторону; круговые движения стопой. Полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе; то же на одной ноге с одновременным подниманием другой вперед или в сторону.
- Выпады вперед, назад, в сторону. Пружинящие полуприседания в выпаде в сочетании с поворотом кругом. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки из приседа, прыжки через гимнастическую скамейку.
- Махи ногами с опорой руками о гимнастическую стенку и без опоры. Движения ногой в горизонтальной плоскости в сторону-назад, в сторону-вперед.
- Поднимание ног в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа, упорах; то же с отягощением, преодолевая сопротивление амортизатора. Удержание ног в различных положениях. Встряхивание расслабленными ногами. Различные сочетания движений ногами с движениями туловищем, руками.
Упражнения в парах: из различных исходных положений – сгибание и разгибание рук, наклоны и повороты туловища, перетягивания и др.
Упражнения с предметами.
С набивными мячами (вес 1 кг) : поднимание и опускание мяча прямыми руками вперед, вверх, в стороны; то же одной рукой; броски мяча вверх обеими руками и ловля его на согнутые руки; броски мяча снизу, от груди, сбоку, из-за головы обеими руками и ловля его; то же одной рукой; приседание и вставание с мячом в руках на двух или на одной ноге; прыжки через мяч; движения руками по дуге и кругу в различных плоскостях и направлениях; наклоны, повороты и круговые движения туловищем из различных стоек, держа мяч перед собой, над головой, за головой.
С гантелями (вес 0,5 кг) : из различных исходных положений сгибание и разгибание одной руки; то же двумя руками; круговые движения руками в разных направлениях; различные движения туловищем (наклоны, повороты, приседания, подскоки и др. в сочетании с различными движениями рук (гантели в обеих руках).
Упражнения на снарядах.
Гимнастическая скамейка. В упоре на скамейке – сгибание рук с поочередным подниманием ноги; сидя на скамейке – поднимание ног и наклоны туловища. Прыжки со скамейки вправо, влево, ноги врозь-вместе; прыжки через скамейку – на двух вперед, вправо-влево; запрыгивание на скамейку – на двух вперед, правым, левым боком.
Гимнастическая стенка. Стоя лицом, боком к стенке – поочередные махи ногами; стоя боком, лицом к стенке, выпрямленная нога на 4-5-й рейке – наклоны о касания руками пола; в висе спиной к стенке на верхней рейке – поднимание согнутых и прямых ног, круговые движения ногами и др. ; стоя боком или лицом к стенке – приседания на одной или обеих ногах.
Упражнения из других видов спорта.
Легкая атлетика: ходьба с изменением темпа. Ходьба на скорость. Чередование ходьбы и бега. Семенящий бег. Прыжки в длину с места и с разбега. Прыжки в высоту с места и с разбега.
Подвижные и спортивные игры: эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий, с ведением и передачей мяча.
Упражнения для увеличения амплитуды и гибкости.
- Отведение рук и ног, наклоны, прогибы, повороты. Наклоны вперед, назад, в стороны с максимальным напряжением. Шпагат, шпагат с различными наклонами – вперед, назад, в сторону и с различными движениями руками. Махи в различных направлениях и с максимальной амплитудой; медленные движения ногами и с фиксацией положения. Поочередное поднимание ног; то же с использованием резинового амортизатора.
- Сед с глубоким наклоном вперед, голова опущена (удержание 20-40 с).
Упражнения на формирование осанки, совершенствование равновесия и ориентации в пространстве.
- Различные виды ходьбы (с носка, на носках, с поворотом кругом, высоким острым, перекатным, пружинным шагами) и бега в чередовании с остановками на носках; упражнения на сохранение статического и динамического равновесия на рейке гимнастической скамейке; выполнение упражнений с ограничением зрительного анализатора; прыжки толчком двумя с поворотом на 1800 ( сериями: 10 раз с открытыми глазами, 10 раз с закрытыми).
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств.
- Различные виды прыжков, различные эстафеты и игры с бегом и прыжками, используя другие предметы.
- Пружинный шаг (10-15сек, пружинный бег (20-45 сек). Приседания с малыми отягощениями. Прыжки на месте и с продвижением. Прыжки с предметами в руках.
- Прыжки из приседа. Прыжки в глубину с высоты 30-40 см в темпе, отскок вперед, вверх.
- Выполнение небольших комбинаций (без музыкального сопровождения и с ним, включающих базовые шаги и различные перемещения в сочетании с различными движениями руками.
- Выполнение отдельных элементов в усложненных условиях (без зрительной ориентировки, на уменьшенной площади опоры).
- Ребенок ложится на спину, держа в вытянутых руках на уровне груди гимнастическую палку. Необходимо поднять обе ноги и перебросить их через палку, после чего таким же способом принять исходное положение. Упражнение необходимо повторить не менее пятнадцати раз.
- Исходное положение – лежа на спине, сомкнутые ноги подняты вверх. Ногами нарисовать в воздухе то, что несет муравей, при этом он должен указывать, что именно несет муравей, куда он направляется, быстро ли он ползет и т. д.
- Для выполнения этого упражнения ребенку необходимо лечь на живот. Не касаясь руками пола, он должен совершать плавательные движения. Это упражнение необходимо выполнять максимально долго, пока ребенок не устанет.
- Упражнение начинается с ходьбы ребенка по кругу вначале на пяточках («Зайчик идет через лужу», после этого – на носочках («Зайчик тихо-тихо крадется, стараясь не разбудить лису»). В каждом положении необходимо пройти по одному кругу.
Все упражнения для детей должны вызывать у ребенка положительные эмоции и интерес, вот почему многие из них приведены в игровой форме. В зависимости от возрастной группы ребенка
Комплекс упражнений для профилактики сколиоза
- «Шлагбаум». Лежа на спине, ноги соединить вместе. Попеременно поднимать правую и левую ногу до прямого угла относительно пола.
- «Шлагбаум2». Лежа на спине, одновременно поднимать две прямые ноги до прямого угла по отношению к полу.
- «Велосипед». Лежа на спине, делать ногами движение, имитирующее езду на велосипеде вперед и назад.
- «Мост». Лежа на спине, ступни поставить на пол и ноги подтянуть к туловищу так, чтобы коленки «смотрели» в потолок. Таз приподнимать над землей как можно выше, прогибая спину.
- «Колобок». Сидя на полу, обхватить коленки руками и качаться, из положения сидя в положение лежа и так далее.
- «Ножницы». Лежа на спине, руки параллельно туловища. Прямые ноги поднять от пола под углом сорок пять градусов, и делать махи, при которых ноги, скрещиваясь, заходят одна за другую.
- «Пловец». Лежа на спине, прямыми ногами «плыть», не касаясь пола. Высота поднятия ног - сорок пять градусов.
- «Художник». Лежа на спине, соединить прямые ноги, приподнять их от пола и имитировать рисование ногами разных фигур, букв или любых рисунков.
- «Диагональ». Лежа на животе, одновременно отрывать от земли правую ногу и левую руку. И наоборот, – левую ногу, и правую руку.
- «Пружинка». Лежа на животе, отрывать от пола одновременно, соединенные вместе и вытянутые вперед руки, и прямые ноги.
- «Корзинка». Лежа на животе, обхватить руками лодыжки обеих ног и приподнимать ноги над полом, образуя «корзинку». Стараться подняться как можно выше и фиксировать положение.
- «Крокодил не догонит». Лежа на животе, имитировать плавание, двигая прямыми руками и ногами, стараясь не касаться ими пола.
- «Ласточка». Лежа на животе, руки вытянуты вперед. Поднять от пола прямые руки и ноги и оставаться в этом положении как можно дольше.
- «Складочка наоборот». Лежа на спине, стараться достать прямыми ногами за головой пол.
К данным упражнениям можно добавить небольшую растяжку в положении сидя с наклонами к разведенным или соединенным вместе ногам.
Упражнения на координацию.
- Закрыть глаза, покружиться вокруг себя 5-10 раз, открыть глаза и подпрыгнуть вверх.
- Наклониться вперед, покружиться вокруг себя 5-10 раз, выпрямиться, встать на одну ногу.
- Ходьба или медленный бег, по команде изменить направление на противоположное.
- Ходьба или медленный бег, по команде повернуться спиной и идти вперед, потом опять лицом.
- Ходьба или медленный бег, по команде выполнить приседание, и сразу продолжать основное упражнение.
- Ходьба или медленный бег, по команде упасть, по следующей команде продолжать основное упражнение.
- Ходьба или медленный бег, в движении выполнять круговые движения вокруг себя, продолжая движение.
- Ходьба или медленный бег, по команде остановиться, ноги вместе, выполнить прыжок с поворотом вокруг себя.
- Перекаты в группировке из различных исходных положений – влево, вправо, назад, лежа на животе, спине («лодочка», «рыбка», «корзиночка»).
- Из упора стоя на коленях – сед вправо, влево; лежа на животе или спине вращаться вперед.
- Стойка на лопатках
- Кувырок вперед
- Лежа на спине, колени прижаты к груди, перекат вправо – влево, добавлять хлопок рукой, выполнять из положения стоя.
- Перемещения приставными шагами стоя и на коленях (вперед-назад, вправо-влево)
- Висы и упоры
- Вис стоя, лежа, спиной на гимнастической стенке.
- Упор стоя на коленях.
- Упор сзади на полу.
- Упор прогнувшись вверх животом.
Подвижные игры и игровые упражнения
- С ходьбой и бегом: «Займи свое место», «Мыши в норках», «Лошадки», «Поезд», «Воробышки и кот», «Гуси», «Кто быстрее», «Слушай сигнал», «Пройди на задень», «Выполни задание», «Ловишки», «Переменный шаг»
- С прыжками: «Поймай комара», «Достань до предмета», «Веселые зайки», «Болото», «Ворона и воробьи»
- С бросанием и ловлей мяча: «Лови, бросай – упасть не давай», «По мостику», «Догони мяч», «Поймай меня».
- С ползанием: «Веселые жучки», «Переброска мячей», «Медвежата», «Крокодильчики»
- На ориентирование в пространстве: «Пройди, не упади», «Воротца», «Кто ушел?», «Великаны и гномы», «Канатоходцы», «Море - суша», «Шарик»
Заключение
Для того, чтобы физкультура привела к положительному результату, заниматься ею необходимо регулярно и, разумеется, под присмотром специалиста, постепенно физическая нагрузка должна увеличиваться. Уровень нагрузки зависит от возраста ребенка, особенностей организма, физической подготовки и самочувствия.
Упражнения должны вызывать у ребенка интерес и положительные эмоции, именно поэтому многие из них проводятся в игровой форме. Занятия необходимо проводить ежедневно или через день, при этом важную роль играет систематичность. Увеличение физических нагрузок должно происходить постепенно и индивидуально, в зависимости от физиологических особенностей и состояния ребенка. Физические нагрузки на организм ребенка во время лечебной физкультуры должны касаться всех групп мышц, позвоночника и суставов. Как правило, одно занятие состоит из десяти-двенадцати простых упражнений, темп их выполнения может быть различным – от медленного до интенсивного, в программу занятия обязательно должны входить дыхательные упражнения.
Приложение 1
«Займи свое место»
Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становиться в центр круга, его выбирает организатор игры. Водящий громко называет два каких- либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Игрок, оставшийся без места, идет водить.
«Мыши в норках»
На два стула, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, кладётся обруч. Это норка для мышки. Устраивается три-четыре такие норки. Педагог объясняет, как надо пролезть в норку: встать в упоре на ладонях и коленях, подползти к норке, нагнуть голову, подлезть, встать в середине обруча. «А теперь поиграем, - говорит педагог. – Все мышки пойдут гулять. Они бегают легко-легко, на носочках, совсем неслышно. Устали мышки, возвращаются в свои норки». Дети встают в упор на ладони и колени и медленно пролезают в норки.
«Лошадки»
Сначала дети распределяются на две равные группы: одни дети изображают лошадок, другие конюхов. У каждого конюха вожжи – скакалка. По сигналу воспитателя «конюхи» запрягают «лошадок» (надевают им вожжи-скакалки). По следующему указанию воспитателя дети передвигаются сначала шагом, поднимая высоко ноги в коленях, затем переходят на бег (в разном направлении) так, чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время «лошадки» останавливаются, их распрягают и выпускают на луг, «конюхи» также отдыхают. По сигналу воспитателя дети меняются ролями и снова выполняют упражнения в ходьбе и беге. Игра повторяется несколько раз разными игровыми сюжетами (лошадки едут за сеном, за дровами и т. д.).
«Поезд».
«Сейчас мы поиграем в игру «Поезд». Я буду паровоз, а вы – вагончики», затем воспитатель встает впереди детей. Как только паровоз дает гудок, поезд начинает двигаться вперед, сначала медленно, а потом быстрее. Воспитатель ведет колонну детей в одном направлении, затем в другом, наконец останавливается и говорит: «Остановка». Дети останавливаются и отдыхают. Через некоторое время паровоз вновь дает гудок и поезд отправляется дальше в путь. Роль паровоза вначале выполняет воспитатель. Лишь после нескольких повторений он привлекает к роли ведущего «паровоза» наиболее активного ребенка. Паровоз двигается медленно, чтобы вагончики – дети не отставали друг от друга и не падали вперед. Первое время воспитатель предлагает каждому ребенку держатся за одежду впередистоящего, а затем дети самостоятельно и свободно идут друг за другом и даже двигают руками, подражая движению колес паровоза, и в такт произносимых слов «чу-чу-чу-чу». Дети могут строиться друг за другом произвольно. При неоднократном повторении игры детям предлагают выйти на остановке: собрать ягоды, грибы, попрыгать, погулять. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за паровозом и отправится дальше в путь.
«Лягушата»
Играющие - лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в середину круга.
Взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».
«Воробышки и вороны»
Участники делятся на две команды. Одна команда будет «воробьями», другая — «воронами». Команды размещаются друг напротив друга на расстоянии 2-3 метра.
По команде водящего (взрослого) «Воробьи!» команда воробьёв должна броситься догонять команду ворон, а по команде «Вороны!» — наоборот. Игра продолжается, пока догоняющая команда не переловит всех игроков убегающей.
Хитрость заключается в том, что водящий произносит команды по слогам медленно: «Вооо — роооо —. НЫ!» или «Воооо — рооооо —. БЬИ!», поэтому до самого последнего момента игроки не знают, догонять им или убегать. Кстати, хитрый водящий может называть и совсем другие слова: «Вооо — роооо —. ТА!», «Вооо — роооо —. ЖБА!», «Вооо — роооо —. ВКА!», что добавляет игре большего веселья. А ещё, для усложнения игры можно выстроить команды спиной друг к другу. Тогда убегать будет легко, а догонять — трудно.
«Лови, бросай, упасть не давай»
Дети образуют круг, педагог в центре. Он перебрасывает детям мяч двумя руками снизу и ловит его со словами: «Лови, бросай, упасть не давай!» Текст произносит не спеша, чтобы ребёнок успел поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается с 1 до 1,5 м.
Правила игры: Ловить мяч, не прижимая его к груди. Бросать мяч точно педагогу двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
Перебрасывать мяч разными способами: от груди, сверху.
«Канатоходцы»
Ход игры: прокладываем на полу верёвку и предлагаем детям расставив руки пройти по канату, так пройти, чтобы минимально касаться пола стараясь идти лишь по верёвке. Дети по очереди проходят в одну сторону, а затем другую. Можно использовать вариант с завязанными глазами – пройти по канату с завязанными глазами. Или же детей можно попросить закрыть глаза. Так же можно усложнить задачу – когда участнику завязывают глаза и он надеется на ощупь ногами пройти по ровной верёвке – в этот момент ровную верёвку уложить змейкой. На землю кладут верёвку средней толщины 6-10 метров в длину, крепко закрепив концы тяжелыми предметами.
Детям предлагается так пройти по «канату», чтобы минимально касаться земли. Разрешается держать руки в стороны. Побеждает тот, кто дальше всех пройдет по «канату». Проигрывают те ребята, которые сойдут с каната.