Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению элементам грамоты для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Звук [ч]. Буква Ч»

Татьяна Овчинникова
Конспект занятия по обучению элементам грамоты для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Звук [ч]. Буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по обучению элементам грамоты

для детей подготовительной к школе группы,

имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Тема: Звук «ч», буква Ч

Цель:

Обучающие: Закрепить умение детей узнавать среди других букв букву Ч. Продолжать учить характеризовать звук «ч» по акустическим и артикуляционным признакам и соотносить звук к букве; производить звуко - слоговой анализ слов;

Публикация «Конспект занятия по обучению элементам грамоты для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР „Звук [ч], Буква Ч“» размещена в разделах

Закреплять умение составлять слова из предложенных букв; предложение с опорой на картинку и схему предложения.

Продолжать знакомить детей с многозначными словами.

Коррекционно – развивающие: Развивать фонематический и речевой слух; навык чтения слогов и слов, зрительное восприятие, мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику.

Воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: подбор предметных картинок со звуком Ч, предметные картинки к каждому ребусу, ребусы, звуковые домики (демонст., звуковые человечки, проволока, листочки с буквой Ч на каждого ребенка, слоговая схема, многозначность слова «ручка» - картинки, лазерный фонарик, схемы предложений, мягкая игрушка Чебурашка, иллюстрация с изображением старушки Шапокляк, книга Азбука.

Предварительная работа: Заучивание физкультминутки «Зеркало», Д/и «Узнай букву на ощупь», разгадывании ребусов.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Логопед предлагает прослушать потешку

- Ребята, сегодняшнее занятие я бы хотела начать с потешки. Внимательно ее послушайте:

Чики, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Бабочка – красавица,

Улетай на облачко!

Твои детки на лугу

Гнут черемуху в дугу,

Тебя ожидают,

Зайчиков гоняют.

- Перечислите, на чем передвигались каждый из этих героев?

- Кто из героев был более самостоятельным?

- Ребята, а вот бабочка-красавица, пролетая над цветущим лугом, встретила Чебурашку, который ни как не мог найти дорожку к нашему детскому саду. И она ему в этом помогла.

- А вот что случилось, и с чем к нам пожаловал Чебурашка, мы сейчас узнаем (логопед предлагает детям занять свои рабочие места).

- Ребята, оказывается, у Чебурашки случилась беда. В очередной раз Старушка Шапокляк проказничает и всюду шалит (картинка с изображением Старушки). Вредная Старушка сказала Чебурашке, что его не возьмут в школу, потому что он ничего не знает о звуке «ч» и букве «Ч», которая живет в его имени. А ещё она украла у Чебурашки Азбуку и сказала, если он не выполнит все ее задания со звуком и буквой Ч, то азбуку Шапокляк не вернет. Ребята, Чебурашка просит нас о помощи. Ведь, если мы поможем ему выполнить все ее задания, она вернет азбуку, и Чебурашка осенью пойдет в школу, в первый класс.

- Ну, что, ребята, вы согласны помочь?

II. Характеристика звука «ч» и буквы «Ч»

Логопед предлагает прочитать 1-ое задание:

- Предлагаю послушать слова: Чебурашка, черепашка, чашка, чернила, часы, Чем похожи все перечисленные слова? Давайте поможем Чебурашке и расскажем ему все, что мы знаем о звуке «ч» (звук «ч» – согласный, глухой - доказать; мягкий)

- Мы выполнили 1-е задание.

- Итак, 2- ое задание:

- Сконструируйте из проволоки букву, в которой живет звук «ч» и определите, в какую сторону эта буква пишется (конструирование буквы)

- Ребята, покажите Старушке Шапокляк букву Ч. В какую сторону пишется буква Ч? (в левую сторону). Но Старушка ещё не успокаивается, она предлагает вам на листочках, что у вас лежат на столах среди всех букв найти и обвести в кружок только правильно написанную букву.

- Сколько же букв Ч вы нашли с правильным написанием?

- Мы выполнили 2 -е задание.

- Следующее задание № 3:

- Прочитайте слоги. А прочитать слоги, ребята, нужно согласно указаниям Старушки Шапокляк. Ну, а теперь смотрим на доску и слушаем: Что получится, если соединить букву Ч и гласную в квадрате; Ч и гласную, которая находится слева от буквы Ч; Ч и гласную в треугольнике; Ч и гласную, что находится под буквой Ч. Назовите все слоги, которые у нас получились.

- Молодцы! Мы выполнили 3 -е задание.

III. Физкультминутка

- Чтобы помочь Чебурашке, нужно отдохнуть и набраться сил. Предлагаю поиграть в игру «Зеркало».

Перед зеркалом стою

И себя не узнаю.

Ставлю руки на бочок:

Я отважный морячок.

Вы еще не сели

Мы теперь качели.

Ну-ка угадай-ка,

Что за птица? чайка.

Только ночка началась,

В небе звездочка зажглась.

- Какие слова со звуком «ч» вы услышали в физминутке? (бочок, морячок, качели, чайка, звездочка)

- По месту образования звука «ч», какое слово будет лишним? Объясните почему?

IV. Определение места звука «ч» в слове

- Выполняем задание № 4. Оно называется «Займи свой домик.

- У вас на столах картинки, в названии которых есть звук «ч». Ваша задача определить, где спрятался в слове звук «ч» в начале, середине или в конце слова и соответственно занять свой звуковой домик.

- Первыми выйдут ребята, у которых в названии картинки звук «ч» находится в начале слова (остальные дети проверяют).

- Вторыми – в названии картинки звук «ч» в серединке слова; (проверка)

- И третьими - в названии картинки звук «ч» в конце слова; (проверка)

- Мы выполнили 4 -е задание.

V. Работа над многозначностью слова «ручка»

Выполняем задание №5. Оно называется «Собери слово».

- Ребята, Старушка Ш. в 5-ом задании предлагает вам разгадать ребусы – в каждом ребусе из букв нужно собрать слово. Итак, 1-ое слово (рак); 2-ое – (утка); 3-е слово – (чашка); 4- е слово – (кот); 5- е слово – (арбуз).

Дети, угадывающие слова, выходят, берут картинку в руки и выстраиваются по порядку.

- Внимательно посмотрите на эти картинки и по первому звуку каждого слова составьте уже новое слово (ручка)- дети садятся на свои места.

- Что такое «ручка»? Ручка это маленькая рука. Ручка это предмет для письма. Ручка это часть двери или часть сумки.

- Ребята, ответьте на вопрос – как называются слова, которые слышатся и пишутся одинаково, но при этом имеют разные значения? (многозначные)

- Почему «ручка» - многозначное слово? (слово имеет разное значение)

- Как вы думаете, какую ручку Чебурашка возьмет с собой в школу? (Чебурашка возьмет ручку, которой пишут.)

- Мы выполнили 5 -е задание.

VI. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слов

- Следующее задание выполняем под № 6

- Приглашаю ребят выйти к доске, выбрать соответствующий звуковой символ (звуковой человечек) и составить звуковую схему слова ручка (звукослоговой анализ слова - устно)

- Который по счету звук Ч в этом слове?

- Назовите, между какими звуками он находится?

- Мы тебя слово попросим разделиться на слоги и тебе мы в этом поможем (делим слово на слоги и доказываем, почему 2 слога)

- Мы выполнили 6 -е задание.

VII. Гимнастика для глаз

- Ребята, нам осталось выполнить ещё одно задание - 7 –ое. Для этого Старушка Шап. предлагает нам взять волшебный огонек (лаз-ый фонарик) и поиграть с вашими глазками, а заодно и немного отдохнуть. Перед вами черное игровое поле (на уровне глаз детей). Смотрим на него и четко соблюдаем правило: во время упражнения головой не поворачивать, у вас работают только глазки (логопед лаз-ым фонариком проводит прямые линии в разном направлении)

- Зажмурили глазки и открыли -2 р.

- Что вырисовывали ваши глазки, когда следовали за волшебным огоньком? (прямые горизонтальные и вертикальные линии, геометрические фигуры)

- А кто из вас заметил, что находилось в правом верхнем углу? – бабочка (картинка прикреплена)

- Что было в левом нижнем углу? – цветочек (картинка прикреплена)

- А было ли что-нибудь ещё? – предлог НА. А где он находился?

- Предлагаю, используя слова: бабочка, цветочек, предлог НА, составить предложение, по предложенной схеме.

___ ___ __.

___ ___ ___ __. с усложнением

- Сколько слов в предложении?

- Назовите предлог в этом предложении? Который он по счету?

- Между какими словами находится предлог?

VIII. Итог

- Все задания, которые придумала Старушка Ш. мы помогли Чебурашке выполнить. Как бы ни хотела Старушка Шапокляк, но азбуку Чебурашке вернуть нужно. Похлопайте, ребята, вы молодцы! Вы помогли Чебурашке вернуть азбуку, а это значит, что он обязательно осенью пойдет в школу, в первый класс.

Публикации по теме:

Нетрадиционные игры и пособия в работе логопеда с детьми с ОНРНетрадиционные игры и пособия в работе логопеда с детьми с ОНР ель максимально повысить уровень овладения детьми с ОНР элементам грамоты звуковым и слоговым анализом синтезом формирование фонетической.

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению элементам грамоты для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Звук [ч]. Буква Ч»
Опубликовано: 3 июля 2014 в 15:36
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению элементам грамоты для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Звук [ч]. Буква Ч»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Овчинникова (УИ 221364) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД