Татьяна Овчинникова
Конспект занятия по обучению элементам грамоты для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Звук [ч]. Буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению элементам грамоты
для детей подготовительной к школе группы,
имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Тема: Звук «ч», буква Ч
Цель:
Обучающие: Закрепить умение детей узнавать среди других букв букву Ч. Продолжать учить характеризовать звук «ч» по акустическим и артикуляционным признакам и соотносить звук к букве; производить звуко - слоговой анализ слов;
Публикация «Конспект занятия по обучению элементам грамоты для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР „Звук [ч], Буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Закреплять умение составлять слова из предложенных букв; предложение с опорой на картинку и схему предложения.
Продолжать знакомить детей с многозначными словами.
Коррекционно – развивающие: Развивать фонематический и речевой слух; навык чтения слогов и слов, зрительное восприятие, мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику.
Воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: подбор предметных картинок со звуком Ч, предметные картинки к каждому ребусу, ребусы, звуковые домики (демонст., звуковые человечки, проволока, листочки с буквой Ч на каждого ребенка, слоговая схема, многозначность слова «ручка» - картинки, лазерный фонарик, схемы предложений, мягкая игрушка Чебурашка, иллюстрация с изображением старушки Шапокляк, книга Азбука.
Предварительная работа: Заучивание физкультминутки «Зеркало», Д/и «Узнай букву на ощупь», разгадывании ребусов.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед предлагает прослушать потешку
- Ребята, сегодняшнее занятие я бы хотела начать с потешки. Внимательно ее послушайте:
Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Бабочка – красавица,
Улетай на облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют.
- Перечислите, на чем передвигались каждый из этих героев?
- Кто из героев был более самостоятельным?
- Ребята, а вот бабочка-красавица, пролетая над цветущим лугом, встретила Чебурашку, который ни как не мог найти дорожку к нашему детскому саду. И она ему в этом помогла.
- А вот что случилось, и с чем к нам пожаловал Чебурашка, мы сейчас узнаем (логопед предлагает детям занять свои рабочие места).
- Ребята, оказывается, у Чебурашки случилась беда. В очередной раз Старушка Шапокляк проказничает и всюду шалит (картинка с изображением Старушки). Вредная Старушка сказала Чебурашке, что его не возьмут в школу, потому что он ничего не знает о звуке «ч» и букве «Ч», которая живет в его имени. А ещё она украла у Чебурашки Азбуку и сказала, если он не выполнит все ее задания со звуком и буквой Ч, то азбуку Шапокляк не вернет. Ребята, Чебурашка просит нас о помощи. Ведь, если мы поможем ему выполнить все ее задания, она вернет азбуку, и Чебурашка осенью пойдет в школу, в первый класс.
- Ну, что, ребята, вы согласны помочь?
II. Характеристика звука «ч» и буквы «Ч»
Логопед предлагает прочитать 1-ое задание:
- Предлагаю послушать слова: Чебурашка, черепашка, чашка, чернила, часы, Чем похожи все перечисленные слова? Давайте поможем Чебурашке и расскажем ему все, что мы знаем о звуке «ч» (звук «ч» – согласный, глухой - доказать; мягкий)
- Мы выполнили 1-е задание.
- Итак, 2- ое задание:
- Сконструируйте из проволоки букву, в которой живет звук «ч» и определите, в какую сторону эта буква пишется (конструирование буквы)
- Ребята, покажите Старушке Шапокляк букву Ч. В какую сторону пишется буква Ч? (в левую сторону). Но Старушка ещё не успокаивается, она предлагает вам на листочках, что у вас лежат на столах среди всех букв найти и обвести в кружок только правильно написанную букву.
- Сколько же букв Ч вы нашли с правильным написанием?
- Мы выполнили 2 -е задание.
- Следующее задание № 3:
- Прочитайте слоги. А прочитать слоги, ребята, нужно согласно указаниям Старушки Шапокляк. Ну, а теперь смотрим на доску и слушаем: Что получится, если соединить букву Ч и гласную в квадрате; Ч и гласную, которая находится слева от буквы Ч; Ч и гласную в треугольнике; Ч и гласную, что находится под буквой Ч. Назовите все слоги, которые у нас получились.
- Молодцы! Мы выполнили 3 -е задание.
III. Физкультминутка
- Чтобы помочь Чебурашке, нужно отдохнуть и набраться сил. Предлагаю поиграть в игру «Зеркало».
Перед зеркалом стою
И себя не узнаю.
Ставлю руки на бочок:
Я отважный морячок.
Вы еще не сели
Мы теперь качели.
Ну-ка угадай-ка,
Что за птица? чайка.
Только ночка началась,
В небе звездочка зажглась.
- Какие слова со звуком «ч» вы услышали в физминутке? (бочок, морячок, качели, чайка, звездочка)
- По месту образования звука «ч», какое слово будет лишним? Объясните почему?
IV. Определение места звука «ч» в слове
- Выполняем задание № 4. Оно называется «Займи свой домик.
- У вас на столах картинки, в названии которых есть звук «ч». Ваша задача определить, где спрятался в слове звук «ч» в начале, середине или в конце слова и соответственно занять свой звуковой домик.
- Первыми выйдут ребята, у которых в названии картинки звук «ч» находится в начале слова (остальные дети проверяют).
- Вторыми – в названии картинки звук «ч» в серединке слова; (проверка)
- И третьими - в названии картинки звук «ч» в конце слова; (проверка)
- Мы выполнили 4 -е задание.
V. Работа над многозначностью слова «ручка»
Выполняем задание №5. Оно называется «Собери слово».
- Ребята, Старушка Ш. в 5-ом задании предлагает вам разгадать ребусы – в каждом ребусе из букв нужно собрать слово. Итак, 1-ое слово (рак); 2-ое – (утка); 3-е слово – (чашка); 4- е слово – (кот); 5- е слово – (арбуз).
Дети, угадывающие слова, выходят, берут картинку в руки и выстраиваются по порядку.
- Внимательно посмотрите на эти картинки и по первому звуку каждого слова составьте уже новое слово (ручка)- дети садятся на свои места.
- Что такое «ручка»? Ручка это маленькая рука. Ручка это предмет для письма. Ручка это часть двери или часть сумки.
- Ребята, ответьте на вопрос – как называются слова, которые слышатся и пишутся одинаково, но при этом имеют разные значения? (многозначные)
- Почему «ручка» - многозначное слово? (слово имеет разное значение)
- Как вы думаете, какую ручку Чебурашка возьмет с собой в школу? (Чебурашка возьмет ручку, которой пишут.)
- Мы выполнили 5 -е задание.
VI. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слов
- Следующее задание выполняем под № 6
- Приглашаю ребят выйти к доске, выбрать соответствующий звуковой символ (звуковой человечек) и составить звуковую схему слова ручка (звукослоговой анализ слова - устно)
- Который по счету звук Ч в этом слове?
- Назовите, между какими звуками он находится?
- Мы тебя слово попросим разделиться на слоги и тебе мы в этом поможем (делим слово на слоги и доказываем, почему 2 слога)
- Мы выполнили 6 -е задание.
VII. Гимнастика для глаз
- Ребята, нам осталось выполнить ещё одно задание - 7 –ое. Для этого Старушка Шап. предлагает нам взять волшебный огонек (лаз-ый фонарик) и поиграть с вашими глазками, а заодно и немного отдохнуть. Перед вами черное игровое поле (на уровне глаз детей). Смотрим на него и четко соблюдаем правило: во время упражнения головой не поворачивать, у вас работают только глазки (логопед лаз-ым фонариком проводит прямые линии в разном направлении)
- Зажмурили глазки и открыли -2 р.
- Что вырисовывали ваши глазки, когда следовали за волшебным огоньком? (прямые горизонтальные и вертикальные линии, геометрические фигуры)
- А кто из вас заметил, что находилось в правом верхнем углу? – бабочка (картинка прикреплена)
- Что было в левом нижнем углу? – цветочек (картинка прикреплена)
- А было ли что-нибудь ещё? – предлог НА. А где он находился?
- Предлагаю, используя слова: бабочка, цветочек, предлог НА, составить предложение, по предложенной схеме.
___ ___ __.
___ ___ ___ __. с усложнением
- Сколько слов в предложении?
- Назовите предлог в этом предложении? Который он по счету?
- Между какими словами находится предлог?
VIII. Итог
- Все задания, которые придумала Старушка Ш. мы помогли Чебурашке выполнить. Как бы ни хотела Старушка Шапокляк, но азбуку Чебурашке вернуть нужно. Похлопайте, ребята, вы молодцы! Вы помогли Чебурашке вернуть азбуку, а это значит, что он обязательно осенью пойдет в школу, в первый класс.