елена князева
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие герои большой войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка детский сад № 13 «Теремок»
«Маленькие герои большой войны»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста
Подготовил:
старший воспитатель Князева Е. В.
Г. о. Подольск, мкр. Климовск,
2020 г.
Цель. Обобщение знаний детей о ВОВ,о юных героях войны, их подвигах.
Задачи:
Темочки:
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
1. Закрепить полученные знания детей о том, как защищали нашу Родину дети в годы Великой Отечественной войны.
2. Воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к подвигам детей, гордость за их героические поступки.
3. Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине.
4. Развивать речь, мышление и поддерживать инициативу детей
Планируемые результаты:дети знают о дате начале войны; имеет понимание кто такие «Юные –герои», какие подвиги они совершили; могут сами рассказать о том, как сражались с врагом дети-герои.
Предварительная работа: тематические занятия в «Музее Победы»; беседы о войне, о Родине, о добре и зле; разучивание стихотворений о войне; творческая работа- изготовление гвоздик из гофрированной бумаги.
Активизация словаря: героизм, патриотизм, «Юные герои»,подвиг.
Материалы и оборудование: аудиозаписи песни «С чего начинается Родина?», хронометр; книги и иллюстрации о Великой Отечественной войне; фотографии детей –героев ВОВ, фотографии памятников и обелисков; цветная бумага клей, ножницы.
Ход занятия.
(Звучит песня «С чего начинается Родина?» музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).
Воспитатель : ребята, давайте подумаем, что такое Родина? (Высказывания детей).
Мы с вами любим наш дом, свою семью: маму, папу, братьев и сестёр, бабушек и дедушек. Но наша Родина, наше Отечество- это вся Россия. Мы родились в ней, здесь говорят на нашем родном языке, и всё для нас в ней родное…Люди, жившие на Руси, любили и оберегали свою Родину.
Воспитатель : почему и от чего необходимо оберегать Родину? (От врагов).
Воспитатель :Правильно, если на нашу Родину нападут враги, начнётся война. Война. Какое страшное слово. Война - это горе и страх. Война -это разруха и смерть.
75 лет назад, 22 июня стоял летний,солнечный день. Люди отдыхали, гуляли,радовались лету, молодежь танцевала на танцплощадках. Выпускники школ строили планы на будущее. Но утром 22 июня кончилась беззаботная жизнь. Планам и мечтаниям людей не суждено было сбыться. Именно в этот день - 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
- Кто напал на нашу страну (на нашу страну напала фашистская Германия).
- Что фашисты хотели сделать с нашей страной (Фашисты хотели уничтожить нашу страну, а людей сделать рабами).
- Как враги напали на нашу страну (внезапно, стремительно, без предупреждения, вероломно).
Воспитатель : внезапно огромные силы двинулись на нашу Родину: танки, самолеты, артиллерия, пехота. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции. Бомбы летели на больницы, жилые дома, детские сады и школы.
Ребё нок:
Все на рассвете мирно спали,
Ночь темная как – будто тень
И жители земли еще не знали
Какой рождался страшный день.
Не знали, что в двадцатом веке
Он станет самым черным днем,
От крови покраснеют реки
Земля опалится огнём.
Воспитатель : как люди узнали о начале войны (По радио сообщили о начавшейся войне).
Воспитатель :все поднялись на защиту нашей Родины. Воины не жалели своей жизни, чтобы остановить врага. Они сражались на земле, в воздухе, на море.
Воспитатель :как вы думаете, чтобы победить врага, какими качествами должен обладать воин?
Дети:он должен быть мужественный, стойкий, самоотверженный, сильный, отважный, ловкий, умный, храбрый, бесстрашный и т. д.
Воспитатель : за освобождение своей Родины сражались не только взрослые, но и дети –юные герои, которые совершили много подвигов. Узнав, что началась война, многие мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Под видом беспризорников, музыкантов, они пробирались в расположение врага, добывая информацию. Немцы и предположить не могли, что оборванные, голодные дети – разведчики. Дети работали на заводах, делали оружие, патроны. Из-за маленького роста они не доставали до станка, и им подставляли под ноги скамеечки.
Есть дети- герои, о которых знают все, и память о их подвигах будет жить снами всегда.
Посмотрите на их фотографии (Приложение 1).
Воспитатель :Володя Дубинин.
Мальчику исполнилось 14 лет, когда грянула война. Володя добился, чтобы его приняли в отряд к партизанам. Со своими друзьями Толей Ковалёвым и Ваней Гриценко он ходил в разведку, доставлял ценные сведения о расположении частей врага и их численности. Благодаря данным Володи советская артиллерия остановила не одну немецкую дивизию. Юный разведчик погиб от взрыва мины. Посмертно он был награждён орденом Красного Знамени. О Володе Дубинине написана книга «Улица младшего сына», и по ней снят одноименный фильм.
Воспитатель :Надя Богданова.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовымонавывесила 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли живой.
Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Воспитатель :Лёня Голиков.
Мальчику было 15 лет, когда началась война. Фашисты появились в деревне неожиданно, Вместе со взрослыми Лёня ушёл в партизанский отряд. Диверсанты нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали склады боеприпасов, занимались разведкой. В августе 1942 Лёня подорвал гранатой немецкий автомобиль. Граната разорвалась рядом с машиной, из нее тут же выбрались два офицера и побежали к Лёне. Но юный партизан не испугался и начал расстреливать их из автомата. Один гитлеровец упал на месте, а второй попытался скрыться в лесу, но Лёнина пуля догнала его. При одном из фашистов мальчик нашёл портфель с документами, который сразу же отправили в Москву. Оказалось, убитый им враг, Рихард Витц, был генералом и перевозил ценную информацию. За этот подвиг Лёня был представлен к высшей награде- медали «Золотая Звезда» и званию Героя Советского Союза, но получить юный герой ее не успел. В январе 1943 он погиб. Именем Лёни Голикова названы улицы и переулки в Санкт-Петербурге, Пскове, Калининграде.
Воспитатель : ребята тоже подготовили рассказ о юных героях.
Ребё нок:Валя Котик.
Когда в село, где жил Валя Котик ворвались фашисты, он вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боев оружие, которое потом партизанам на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Мальчик, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу с взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный мальчик, поставлен ему памятник.
Ребё нок: Марат Казей.
На деревню, в которой жил мальчик, напали фашисты. Когда Марат узнал, что маму убили фашисты, гневом и ненавистью к врагу наполнилось его сердце. Вместе с сестрой Адой, он ушел к партизанам в Станьковский лес. Марат стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя.
За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Воспитатель : маленькие герои большой войны. Вот такие подвиги люди помнят, не забывают имена героев. В память о страшных днях, скульпторы воздвигают памятники, поэты пишут стихи, поэмы, рассказы, композиторы сочиняют песни. Посмотрите, какие памятники в память о детях- героях и всех детях, погибших на войне, воздвигнуты в разных городах нашей Родины. (Рассматривают плакаты. Приложение 2.)
Воспитател :почти 4 года гремела грозная война. Наши воины сражались смело, решительно, не жалея своей жизни. 9мая 1945 года день нашей Победы над фашисткой Германией.
(Звучит запись объявления Ю. Б. Левитана об окончании войны)
Ребёнок.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьей быть должны!
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете
На земле, где нет войны,
Спят спокойно дети.
Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилегают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Воспитатель :на следующем занятии мы продолжим разговор о юных героях, их бесстрашных подвигах и посмотрим с вами презентацию «Дети-герои».
А сейчас в память о детях-героях и всех тех, кто отдал жизнь за, то, чтобы мы сейчас с вами жили под мирным небом, я предлагаю вам возложить цветы, которые мы с вами сделали,и почтить память минутой молчания. (Дети возлагают цветы. Минута молчания).