Приложение МААМ

«Музыкальное путешествие в Италию». Конспект занятия по музыке для подготовительной группы

Елена Трояновская
«Музыкальное путешествие в Италию». Конспект занятия по музыке для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ САД №322 «МОЗАИКА»

Конспект образовательного мероприятия по музыке

для детей подготовительной группы

«Музыкальное путешествие в Италию»

из цикла «Галопом по Европам»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Составитель:

Трояновская Елена Алексеевна

музыкальный руководитель высшей категории

2024

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке

для детей подготовительной группы

«Музыкальное путешествие в Италию»

из цикла «Галопом по Европам»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие.

Цель:___формирование первых детских представлений о музыкальной культуре Италии.

Задачи:

Образовательные:

Раскрытие посредством интегративного комплекса искусств национальной самобытности музыкально-художественной культуры Италии;

знакомство детей с выдающимися представителями итальянской исполнительской и композиторской школы, всемирно известными скрипичными мастерами;

закрепить знание ритмических групп;

обогатить словарный запас музыкальными терминами.

Развивающие:

Музыкальное развитие учащихся через непосредственное участие их во всех видах музыкальной деятельности;

развивать чувство ритма, слуховое внимание;

способствовать развитию памяти, речи, воображения;

совершенствовать двигательные навыки;

развивать творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать творческую личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и художественного искусств.

Воспитывать коммуникативные навыки.

Здоровьесберегающие:

Создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;

повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности;

формирование мотивации к творческому самовыражению в процессе коллективной деятельности.

Оборудование:

Музыкальные инструменты: тамбурины по количеству детей.

Стулья детские – по количеству детей.

Стол детский– 1 шт.

Фортепиано.

Проектор, экран для просмотра слайдов.

Компьютер, колонки для прослушивания музыки.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Используемые методы: беседа, объяснение, метод иллюстрации, демонстрация, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на тамбуринах).

Планируемый результат:

Установление дружеской взаимосвязи: педагог – дети;

создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;

формирование устойчивого интереса к новой стране, музыкальной культуре Италии.

Список литературы:

1. Аванесян И. Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.

2. Баренбойм Л. А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.

3. Бычков И. В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.

4. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 г.

5. Кононова Н. Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.

6. Тютюнникова Т. Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.

Предварительная работа:

Рассказать детям о стране Италия, познакомить с традициями этой страны.

Просмотр видео.

Ход занятия

Вводная часть

Дети входят в музыкальный зал под фонограмму Д. Россини «Неаполитанская тарантелла» проходят по кругу и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель обращает внимание, какие ровные спинки у детей, как красиво стоят их ноги.

Рада видеть вас, друзья,

На занятии у себя.

Добрый день,

Добрый день,

Заниматься нам не лень!

(Дети вместе с музыкальным руководителем поют приветствие).

Музыкальный руководитель:

Вот мы и дождались с вами встречи с музыкой замечательной страны – Италии!

Основная часть

Музыкальный руководитель:

Сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по Италии, вы узнаете, чем знаменита и интересна музыкальная культура этой страны. Мы побываем с вами в знаменитых итальянских городах: Риме, Неаполе, Венеции. Услышим прекрасную итальянскую музыку.

Издавна итальянский народ славился своей музыкальностью, и корни этой музыкальной культуры уходят в Древний Рим. Уже тогда создавались первые певческие школы. А позже итальянский монах Гвидо Д’Ареццо изобрёл нотную грамоту. Ребята, а какие ноты знаете вы?

(Ответы детей)

Именно в Италии родилась первая опера. Оперный театр ЛаСкала знаменит на весь мир. И это неудивительно, потому что в Италии все любят петь: и дети, и взрослые, причём люди разных профессий, начиная от булочника и заканчивая министром.

Как вы думаете, почему?

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель:

Этому способствует необычайно красивая природа, мягкий морской климат и, наверное, сам итальянский язык. Он очень певучий, мелодичный, в нём много гласных звуков, которые хорошо вокализируются. Итальянский язык признан музыкантами международным языком музыки.

Посмотрите, знакомы ли вам эти итальянские слова?

Что они означают?

Дети: «форте» и «пиано» (слова написаны на доске)

Музыкальный руководитель:

Верно. А мы с вами из Рима отправляемся в Неаполь. Голубое небо, горы, море. От такой красоты поет сердце любого итальянца. Неслучайно неаполитанские песни знамениты на весь мир.

Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские баркаролы. «Барка» в переводе с итальянского означает «лодка». Мы сейчас послушаем с вами одну из самых популярных не только в Италии, но и во всем мире, баркаролу. Это неаполитанская песня “Санта Лючия”. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия на берегу Неаполитанского залива.

Вот русский перевод этой песни:

Лунным сиянием

Море блистает,

Ветер попутный

Парус вздымает.

Лодка моя легка,

Весла большие…

Санта Лючия. (2 раза)

Неаполь чудный,

О, край прелестный,

Где улыбается

Нам свод небесный!

С моря несутся

Песни родные…

Санта Лючия. (2 раза)

Песня выдержана в традициях баркаролы размер 6/8, мягкое покачивающееся движение мелодии как бы воспроизводит плеск воды.

Послушайте знаменитую итальянскую песню «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти, итальянского мальчика, в своё время поразившего публику прекрасным голосом bellcanto. (запись на доске).

Слушание произведения “Санта Лючия”.

Пластическое интонирование.

Музыкальный руководитель:

Слушая музыку, мы перевоплощаемся в гребцов-гондольеров, берем в руки весло и управляем воображаемыми лодками. Девочки – имитируют руками плеск волн, а мальчики – движение весла (звучит песня, дети движениями передают метроритм).

Музыкальный руководитель:

А сейчас мы познакомимся с итальянским народным танцем.

Самый распространенный в Италии танец – Тарантелла. Своим названием танец, по одной версии обязан южно-итальянскому городу Таранто. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 века тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» - безумия, вызываемого укусом тарантула (паука, обитающего в Италии). В связи с этим по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Танец мог продолжаться несколько часов, исполняется в быстром темпе и сопровождается игрой на гитаре, флейте, ударами тамбурина, а иногда и пением. Позже танец полюбили все и танцевали при каждом удобном случае. Без тарантеллы в Италии не обходится ни один праздник. Сейчас мы с вами послушаем “Неаполитанскую тарантеллу” Дж. Россини. Ударами в ладоши отмечаем сильную долю, имитируя удар тамбурина.

Музыкальный руководитель:

Я приглашаю вас посетить мастерскую скрипичного мастера А. Страдивари.

Инструмент скрипка также присутствует в аккомпанементе тарантеллы. Во многих странах мира делали скрипки, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Их имена Н. Амати, А. Гварнери, А. Страдивари. Секреты мастерства они передавали только своим ученикам.

Для приготовления скрипки достаточно всего около 240 граммов дерева. Оно должно быть разных пород: еловое для верхней крышки, белоствольный клен – для нижней. Рубить дерево нужно только весной, когда оно оживает, и листья влагу из ствола вытягивают. Иначе дерево, со смолянистыми соками внутри, будет тяжелым и глухим, а звук в нем будет вязнуть. Толщина стенок скрипки тоже везде разная: в середине потолще, а к краям потоньше. И это тоже для красоты звука. В фигурные прорези корпуса звук вылетает наружу, а не гаснет внутри. Даже подставочка, на которой лежат струны, играет свою роль для качества звука: она пружинит под струнами, смягчает их нажим. Лак тоже имеет особое значение для звука скрипки. Он уберегает ее от сырости. Но может случиться, что лак сковывает своей ледяной корочкой дерево и не дает ему звучать. Значит, лак тоже не всякий годится. Скрипки, изготовленные итальянским мастером Антонио Страдивари, известны всему миру.

Сейчас мы с вами послушаем произведение, которое принадлежит перу итальянского композитора, замечательного скрипача Николо Паганини. Это первый скрипач, который стал исполнять скрипичные произведения наизусть. Имя гениального скрипача окружено легендами. При жизни его обвинили в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил, людям не верилось, что обыкновенный человек сам без помощи волшебной силы может так великолепно играть на скрипке.

(Звучит «Каприс 24» Н. Паганини)

Заключительная часть

Музыкальный руководитель:

Каждый год в феврале в самом необычном итальянском городе Венеция, который построен на воде, проводится красочный и яркий карнавал, на который собираются люди со всего мира. Заранее шьют костюмы и изготавливают красивые красочные маски. Давайте сейчас представим себя на таком веселом карнавале, возьмем в руки тамбурины и потанцуем тарантеллу.

Музыкальный руководитель:

Ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие?

А что понравилось больше всего?

Давайте вспомним, как называется танец? Какой инструмент используется в аккомпанементе?

Хотели бы вы научить играть на тамбурине своих сестер и братьев, родителей и друзей? Хотели бы вы организовать дома оркестр и руководить этим оркестром?

(Дети, отвечая на вопросы, анализируют отдельные моменты занятия, осуществляют самооценку собственной деятельности и оценку деятельности своих товарищей. В процессе обсуждения, музыкальный руководитель мотивирует детей на самостоятельную познавательную активность.)

Музыкальный руководитель:

Ребята, я желаю вам дальнейших творческих успехов и побольше таких же радостных моментов! Давайте на прощание наградим друг друга аплодисментами!

(Под музыку песни «Санта Лючия» дети покидают музыкальный зал.)

Публикации по теме:

Конспект НОД по музыке для детей подготовительной группы «Художница зима» «Художница зима» Тематическая организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Область –.

Конспект интегрированной НОД по музыке «Хлеб — всей жизни голова» для детей подготовительной группы детского садаКонспект интегрированной НОД по музыке «Хлеб — всей жизни голова» для детей подготовительной группы детского сада Разработан музыкальным руководителем МАДОУ д/с № 17 Козловой Д. Ю. Цель: Приобщение к истокам русской народной культуры посредствам художественно.

Интегрированное музыкальное занятие для детей подготовительной группы «Сказки Пушкина в музыке» Тема:Сказки Пушкина в музыке. Цель: На примере сказки Пушкина " Сказка о царе Салтане" и музыкальных фрагментов из одноименной оперы композитора.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Музыкальное путешествие в Италию». Конспект занятия по музыке для подготовительной группы
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 20:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Музыкальное путешествие в Италию». Конспект занятия по музыке для подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Трояновская (УИ 3455616) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД