Елена Трояновская
«Музыкальное путешествие в Италию». Конспект занятия по музыке для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ДЕТСКИЙ САД №322 «МОЗАИКА»
Конспект образовательного мероприятия по музыке
для детей подготовительной группы
«Музыкальное путешествие в Италию»
из цикла «Галопом по Европам»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Составитель:
Трояновская Елена Алексеевна
музыкальный руководитель высшей категории
2024
Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке
для детей подготовительной группы
«Музыкальное путешествие в Италию»
из цикла «Галопом по Европам»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие.
Цель:___формирование первых детских представлений о музыкальной культуре Италии.
Задачи:
Образовательные:
Раскрытие посредством интегративного комплекса искусств национальной самобытности музыкально-художественной культуры Италии;
знакомство детей с выдающимися представителями итальянской исполнительской и композиторской школы, всемирно известными скрипичными мастерами;
закрепить знание ритмических групп;
обогатить словарный запас музыкальными терминами.
Развивающие:
Музыкальное развитие учащихся через непосредственное участие их во всех видах музыкальной деятельности;
развивать чувство ритма, слуховое внимание;
способствовать развитию памяти, речи, воображения;
совершенствовать двигательные навыки;
развивать творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать творческую личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и художественного искусств.
Воспитывать коммуникативные навыки.
Здоровьесберегающие:
Создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;
повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности;
формирование мотивации к творческому самовыражению в процессе коллективной деятельности.
Оборудование:
Музыкальные инструменты: тамбурины по количеству детей.
Стулья детские – по количеству детей.
Стол детский– 1 шт.
Фортепиано.
Проектор, экран для просмотра слайдов.
Компьютер, колонки для прослушивания музыки.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используемые методы: беседа, объяснение, метод иллюстрации, демонстрация, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на тамбуринах).
Планируемый результат:
Установление дружеской взаимосвязи: педагог – дети;
создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;
формирование устойчивого интереса к новой стране, музыкальной культуре Италии.
Список литературы:
1. Аванесян И. Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.
2. Баренбойм Л. А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
3. Бычков И. В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
4. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 г.
5. Кононова Н. Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
6. Тютюнникова Т. Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.
Предварительная работа:
Рассказать детям о стране Италия, познакомить с традициями этой страны.
Просмотр видео.
Ход занятия
Вводная часть
Дети входят в музыкальный зал под фонограмму Д. Россини «Неаполитанская тарантелла» проходят по кругу и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель обращает внимание, какие ровные спинки у детей, как красиво стоят их ноги.
Рада видеть вас, друзья,
На занятии у себя.
Добрый день,
Добрый день,
Заниматься нам не лень!
(Дети вместе с музыкальным руководителем поют приветствие).
Музыкальный руководитель:
Вот мы и дождались с вами встречи с музыкой замечательной страны – Италии!
Основная часть
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по Италии, вы узнаете, чем знаменита и интересна музыкальная культура этой страны. Мы побываем с вами в знаменитых итальянских городах: Риме, Неаполе, Венеции. Услышим прекрасную итальянскую музыку.
Издавна итальянский народ славился своей музыкальностью, и корни этой музыкальной культуры уходят в Древний Рим. Уже тогда создавались первые певческие школы. А позже итальянский монах Гвидо Д’Ареццо изобрёл нотную грамоту. Ребята, а какие ноты знаете вы?
(Ответы детей)
Именно в Италии родилась первая опера. Оперный театр ЛаСкала знаменит на весь мир. И это неудивительно, потому что в Италии все любят петь: и дети, и взрослые, причём люди разных профессий, начиная от булочника и заканчивая министром.
Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель:
Этому способствует необычайно красивая природа, мягкий морской климат и, наверное, сам итальянский язык. Он очень певучий, мелодичный, в нём много гласных звуков, которые хорошо вокализируются. Итальянский язык признан музыкантами международным языком музыки.
Посмотрите, знакомы ли вам эти итальянские слова?
Что они означают?
Дети: «форте» и «пиано» (слова написаны на доске)
Музыкальный руководитель:
Верно. А мы с вами из Рима отправляемся в Неаполь. Голубое небо, горы, море. От такой красоты поет сердце любого итальянца. Неслучайно неаполитанские песни знамениты на весь мир.
Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские баркаролы. «Барка» в переводе с итальянского означает «лодка». Мы сейчас послушаем с вами одну из самых популярных не только в Италии, но и во всем мире, баркаролу. Это неаполитанская песня “Санта Лючия”. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия на берегу Неаполитанского залива.
Вот русский перевод этой песни:
Лунным сиянием
Море блистает,
Ветер попутный
Парус вздымает.
Лодка моя легка,
Весла большие…
Санта Лючия. (2 раза)
Неаполь чудный,
О, край прелестный,
Где улыбается
Нам свод небесный!
С моря несутся
Песни родные…
Санта Лючия. (2 раза)
Песня выдержана в традициях баркаролы размер 6/8, мягкое покачивающееся движение мелодии как бы воспроизводит плеск воды.
Послушайте знаменитую итальянскую песню «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти, итальянского мальчика, в своё время поразившего публику прекрасным голосом bellcanto. (запись на доске).
Слушание произведения “Санта Лючия”.
Пластическое интонирование.
Музыкальный руководитель:
Слушая музыку, мы перевоплощаемся в гребцов-гондольеров, берем в руки весло и управляем воображаемыми лодками. Девочки – имитируют руками плеск волн, а мальчики – движение весла (звучит песня, дети движениями передают метроритм).
Музыкальный руководитель:
А сейчас мы познакомимся с итальянским народным танцем.
Самый распространенный в Италии танец – Тарантелла. Своим названием танец, по одной версии обязан южно-итальянскому городу Таранто. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 века тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» - безумия, вызываемого укусом тарантула (паука, обитающего в Италии). В связи с этим по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Танец мог продолжаться несколько часов, исполняется в быстром темпе и сопровождается игрой на гитаре, флейте, ударами тамбурина, а иногда и пением. Позже танец полюбили все и танцевали при каждом удобном случае. Без тарантеллы в Италии не обходится ни один праздник. Сейчас мы с вами послушаем “Неаполитанскую тарантеллу” Дж. Россини. Ударами в ладоши отмечаем сильную долю, имитируя удар тамбурина.
Музыкальный руководитель:
Я приглашаю вас посетить мастерскую скрипичного мастера А. Страдивари.
Инструмент скрипка также присутствует в аккомпанементе тарантеллы. Во многих странах мира делали скрипки, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Их имена Н. Амати, А. Гварнери, А. Страдивари. Секреты мастерства они передавали только своим ученикам.
Для приготовления скрипки достаточно всего около 240 граммов дерева. Оно должно быть разных пород: еловое для верхней крышки, белоствольный клен – для нижней. Рубить дерево нужно только весной, когда оно оживает, и листья влагу из ствола вытягивают. Иначе дерево, со смолянистыми соками внутри, будет тяжелым и глухим, а звук в нем будет вязнуть. Толщина стенок скрипки тоже везде разная: в середине потолще, а к краям потоньше. И это тоже для красоты звука. В фигурные прорези корпуса звук вылетает наружу, а не гаснет внутри. Даже подставочка, на которой лежат струны, играет свою роль для качества звука: она пружинит под струнами, смягчает их нажим. Лак тоже имеет особое значение для звука скрипки. Он уберегает ее от сырости. Но может случиться, что лак сковывает своей ледяной корочкой дерево и не дает ему звучать. Значит, лак тоже не всякий годится. Скрипки, изготовленные итальянским мастером Антонио Страдивари, известны всему миру.
Сейчас мы с вами послушаем произведение, которое принадлежит перу итальянского композитора, замечательного скрипача Николо Паганини. Это первый скрипач, который стал исполнять скрипичные произведения наизусть. Имя гениального скрипача окружено легендами. При жизни его обвинили в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил, людям не верилось, что обыкновенный человек сам без помощи волшебной силы может так великолепно играть на скрипке.
(Звучит «Каприс 24» Н. Паганини)
Заключительная часть
Музыкальный руководитель:
Каждый год в феврале в самом необычном итальянском городе Венеция, который построен на воде, проводится красочный и яркий карнавал, на который собираются люди со всего мира. Заранее шьют костюмы и изготавливают красивые красочные маски. Давайте сейчас представим себя на таком веселом карнавале, возьмем в руки тамбурины и потанцуем тарантеллу.
Музыкальный руководитель:
Ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие?
А что понравилось больше всего?
Давайте вспомним, как называется танец? Какой инструмент используется в аккомпанементе?
Хотели бы вы научить играть на тамбурине своих сестер и братьев, родителей и друзей? Хотели бы вы организовать дома оркестр и руководить этим оркестром?
(Дети, отвечая на вопросы, анализируют отдельные моменты занятия, осуществляют самооценку собственной деятельности и оценку деятельности своих товарищей. В процессе обсуждения, музыкальный руководитель мотивирует детей на самостоятельную познавательную активность.)
Музыкальный руководитель:
Ребята, я желаю вам дальнейших творческих успехов и побольше таких же радостных моментов! Давайте на прощание наградим друг друга аплодисментами!
(Под музыку песни «Санта Лючия» дети покидают музыкальный зал.)