Нина Александровна Волкова
Конспект занятия по лексической теме «Животные жарких стран. Саванна»
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальное путешествие «Саванна».
Задачи. Расширять представления детей о многообразии животного мира. Познакомить детей с животным и растительным миром саванны. Формировать представления детей о взаимосвязи животных со средой обитания. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать любознательность детей, динамическую координацию рук.
Материал к деятельности. Презентация «Саванна».
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Животные жарких стран, Саванна“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Путешествие.
— Дорогие друзья, в виртуальное путешествие приглашаю, удивительные места планеты Земля посетить обещаю. Над планетой пролетаем, саванну изучаем. Где много света и тепла, и где всегда жара. Саванна – равнинная земля, травой покрыта она. Саванна – жаркая сторона, там всегда зной и жара. Солнце лучами саванну ласкает, много света и тепла дарит. Но если из пустыни дуют ветра, засуха наступает тогда. Зной траву выжигает, реки выпивает. Ветер тучи с океана привёл, дождливый период пришёл. Много дождя выпадает, реки водой заполняет, всё кругом оживает.
В саванне деревья баобабы растут, в засуху не пропадут. Во время дождя в толстом стволе баобаб воду запасает, в засуху вода дерево питает, жизнь баобабу сохраняет. Саванна – просторна и широка, гуляют по ней стада. Травоядный животные по саванне бредут, траву жуют. Дети, каких травоядных животных саванны вы знаете?
Педагог указкой показывает животных, которых называют дети. Затем называет и показывает животных, незнакомых детям.
— Антилопа О рикс, зебра, буйвол, газель Гра нта, антилопа Гну – это травоядные животные саванны. Стада по саванне бредут, где трава гуще – туда они и идут. В саванне жара, от жары защита нужна. Дети, кого толстая кожа от жары защищает, в жарком климате выжить помогает?
— Слоны, носороги, бегемоты в Красную книгу мира занесены, исчезают постепенно они. Дети, как вы думаете, зачем жирафу длинная шея?
— Удивительных птиц в саванне встречаем, птиц саванны изучаем. Страус – крупная птица, в небе не летает, по земле быстро убегает. Много птиц возле озёр и рек замечаем, названия птиц запоминаем: пеликан, фламинго, журавль, марабу. Возле реки осторожность соблюдаем, жизнь свою оберегаем. Большие крокодилы опасны и страшны, быстро нападают они. Хищники саванны опасны и быстры, но в Красную книгу занесены: царственные львы, грациозные леопарды, быстроногие гепарды. Дети, какой климат в саванне?
— В саванне климат жаркий, то сухой, то дождливый. Много света и тепла, воды то мало, то много, сильные ветра. Дети, что помогает животным выжить в саванне?
— Животные саванны проходят большие расстояния в поисках еды и воды.
Пальчиковая игра «Жаркие страны».
— Дети, в пальчиковую игру играем, животных жарких стран изучаем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия животных.
Над планетой пролетаем, жаркие земли посещаем.
Где много света и тепла, и где всегда жара.
Руки в стороны – вниз (взмахи крыльями).
Вот савана – равнинная земля,
Травой покрыта она.
Руки вперёд, покажем ладони обеих рук.
Живут в саване …
Покажем ладони обеих рук
Крокодилы, страусы, слоны, жирафы, львы.
Буйволы, зебры, антилопы, носороги, бегемоты.
Загибаем по одному пальчику, начиная с мизинца на правой руке, затем на левой руке. (Дети проговаривают названия животных).
Над планетой пролетели, жаркие земли посетили.
Где много света и тепла, и где всегда жара.
Руки в стороны – вниз (взмахи крыльями).
— Дети, какие животные саванны изображены на этой картине?
Педагог указкой показывает животных, которых называют дети. Затем называет и показывает животных, незнакомых детям.
— Страус со страусятами, носорог, бегемот, слониха со слонёнком, зебра с зебрёнком, леопард, жираф с жирафёнком, лев, львица и львята, антилопы. Дети, с саванной пора нам прощаться. Глаза закрываем, домой улетаем.
Дети закрывают, а затем открывают глаза.
— Спасибо, дети! Мне было приятно с вами путешествовать.
— Дети, знания ваши проверяем, на вопросы быстро отвечаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
1. Равнинная земля, там, где жара, травой покрыта она–это … (саванна).
2. В саванне сухой период сменяется периодом … (дождливым).
3. В саванне воды то много, то … (мало).
4. Какое дерево запасает воду в стволе? … (баобаб).
5. У кого вместо носа хобот? … (у слона).
6. У кого на носу рог? – … (у носорога).
7. У кого длинная шея? … (у жирафа).
8. Какое животное полосатое? … (зебра).
9. Буйвол рогатый, а зебра – … (безрогая).
10. Что за птица быстро бегает, но не летает? … (страус).
11. Кошка – домашняя, а леопард – … (дикий).
12. Какое животное называют «царём зверей»? … (лев).
13. Какое животное самое крупное в мире? … (слон).
— Отлично! Молодцы, дети! На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли.
Чтение рассказа. Евгений Иванович Чарушин «Животные жарких стран».
Задачи. Расширять знания детей о животном мире. Продолжать знакомить детей с обитателями саванны. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе о животных. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, короткие рассказы русского писателя Евгения Ивановича Чарушина «Животные жарких стран». Слушайте и запоминайте, как автор описал животных саванны.
Лев
Берегитесь, зебры — полосатые лошади! Берегитесь, быстрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы! Лев на охоту вышел!
Будто гром прогремел и прокатился по кустам и зарослям. Это львиный рёв, львиное рыканье. И все звери притаились.
Лев всех сильней, всех страшней. Грива у него густая, когти острые, зубы крепкие. Кого он этой ночью поймает?
— Дети, как автор описал льва?
— Лев всех сильней, всех страшней. Грива у него густая, когти острые, зубы крепкие.
Слон
Ветка в лесу не хрустнула, лист не шевельнулся — из густых зарослей джунглей неслышно вышел огромный дикий слон.
Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как брёвна, уши как два паруса, длинные клыки кривые и крепкие. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.
Никого не боится такой силач, никто ему не страшен.
— Дети, как автор описал слона?
— Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как брёвна, уши как два паруса, длинные клыки кривые и крепкие.
Бегемот
Бегемот еле ходит на своих ногах-обрубках. Жир на нём так и трясётся. Притащится этот толстый обжора на поле — всё поле сожрёт, а что не сожрал — сомнёт. И уйдёт потом в реку спать; дремлет и нежится на воде, как на самой мягкой перине. Выспится, отдохнёт — и давай веселиться. Тут, в воде, он совсем не неуклюжий, а очень проворный зверь. Плавает, ныряет, водоросли со дна достаёт, а то разинет свою пасть — а она у него огромная, как раскрытый чемодан, — и заорёт, будто десять лошадей разом заржали.
— Дети, где неуклюжий бегемот проворен, на воде или на земле?
— Тут, в воде, он совсем не неуклюжий, а очень проворный зверь.
Носорог
Трещат сучья в лесу, качаются и трясутся деревья. Это напрямик сквозь тропическую чащу ломится громадным зверь — носорог. Нипочём ему колючки и шипы, твёрдые сучья и пни. У него шкура толстая и крепкая, как броня: копьё от неё отскочит, стрела сломается. Пробьёт такую шкуру только пуля из винтовки.
У носорога большой рог на носу, а глаза маленькие, слепенькие. Он плохо ими видит. Ничего толком не разберёт, а сразу бросается бодаться. Вспыльчивый зверь и подозрительный.
— Дети, какой характер у носорога?
— Вспыльчивый зверь и подозрительный.
Зебры
В африканских степях бегают табунками быстрые лошадки. Это зебры. От простой лошади они отличаются. Зебры полосатые, гривки у них короткие и нету чёлки. Они дикие. Взрослую зебру приручить не всякий сможет. А молодые доверчивы.
Нередко можно встретить в Африке почтальонов, которые развозят почту не на лошадях, а на зебрах.
— Дети, как автор описал зебру?
— Зебры полосатые, гривки у них короткие и нету чёлки.
Крокодил
Лежит крокодил в тёплой воде на самом солнцепёке, греется. Зубастую пасть закрыл, гребенчатым хвостом не шевельнёт. Будто просто гнилая коряга валяется в воде, а не живой зверь.
Лежит крокодил в воде у самого берега, ждёт добычу. Придёт зебра или антилопа к реке воды напиться — он ударит зверя своим сильным хвостом, сшибёт с ног, ухватит зубастой пастью и утащит в воду, на дно.
— Дети, о каких животных жарких стран рассказал нам Евгений Иванович Чарушин?
— Лев, слон, бегемот, носорог, зебры, крокодил – это животные саванны. Дети, каких животных саванны вы ещё знаете?