Александра Молоткова
Конспект занятия по рисованию в детском саду в старшей группе «По мотивам хохломской росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по изобразительной деятельности в детском саду старшая группа.
Рисование на тему «По мотивам хохломской росписи».
ТЕМА: Золотая хохлома.
Публикация «Конспект занятия по рисованию в детском саду в старшей группе „По мотивам хохломской росписи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
ЦЕЛЬ: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.
ЗАДАЧИ:
- учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением,
- упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти,
- закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе,
- развивать чувство цвета, ритма, композиции, умение передавать колорит хохломской росписи.
Демонстрационный материал: изделия с хохломскими узорами, лист бумаги для показа способа рисования "завитка" с нарисованной основной веткой.
Раздаточный материал: полоски желтой бумаги, листы белой бумаги для упражнений, гуашь (зеленая, желтая, красная и черная, баночка с водой, салфетки на каждого ребенка, кисточка на каждого ребенка.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Вмести с детьми подходит к доске, на которой изделия и изображения с хохломской росписью.
Воспитатель: Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими?
- Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках продавцы кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?» Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?» А они отвечали: «К нам приехала сама Золотая Хохлома!» Так и повелось Хохлома, да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.
Воспитатель: Давайте еще раз рассмотрим хохломские изделия. Можно выделить крупные элементы узора? Ягоды, листья, цветы.
-Мелкие элементы росписи? Ведущая линия, травка, тычки.
Воспитатель: Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с годами, листьями и цветами. Травка занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожая на завитки с острыми кончиками. («Как осока под ветром»). В узорах встречаются изображения птиц, рыб. Край, украшенный прямой красной каймой.
Обратите внимание, в хохломской росписи четыре главных цвета: красный, Черный желтый и зеленый, а золотой – это фон который получается при обжиге посуды, наш серебристый порошок превращается в золотой.
Сегодня мы будем учиться украшать хохломским узором желтую полоску
Физкультминутка
На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе).
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево).
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой).
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой).
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой).
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево).
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Воспитатель: Мы познакомимся с одним из элементов – «завиток».
Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.
Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы - "завиток".
Воспитатель: Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать "завиток" на своих белых листочках (дети упражняются) .
Воспитатель: Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат желтые листочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью.
Воспитатель: Почему? Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы.
Воспитатель: Что будите изображать на завитке сначала, что потом?
Дети: Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т. д.).
Воспитатель: Какие цвета будите использовать?
Дети: Красный, чёрный, зелёный, желтый).
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё запомнили!
Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и распишите желтые листочки узорами
Дети расписывают желтые листочки по мотивам хохломской росписи.
Воспитатель в ходе работы помогает детям, испытывающим затруднения.
В конце занятия дети раскладывают свои работы на стол. Любуются готовым результатом.
Воспитатель: Вот какие у нас получились замечательные узоры, как у настоящих мастеров.
Воспитатель: Какой росписью мы расписывали с вами?
Дети: Хохлома
Воспитатель: Какие элементы росписи мы использовали в своей работе?
Дети: Завиток, кудри, травка.
Воспитатель: Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки. Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!