Надежда Ковешникова
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей с ограниченными возможностями «Красивая бабочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей с ограниченными возможностями.
(Рисование пальчиками)
Групповое занятие (разновозрастные дети).
«Красивая бабочка»
Цель:
формирование интереса к изобразительной деятельности; формирование навыков рисования пальцами и кулачком; развитие сенсорного восприятия; развитие взаимодействия с педагогом (родителем).
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей с ограниченными возможностями „Красивая бабочка“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Бабочки. ИЗО, творчество
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. ИЗО, поделки, рисование
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
обучению создания симметричного узора; обучению подбору и названию нужного цвета; выполнения словесных инструкций и инструкций по показу; развитие мелкой моторики; формирование интереса на достижение цели.
Материалы к занятию :
1) бумажные заготовки;
2) краски гуашь;
3) салфетки матерчатые и влажные;
4) вода;
5) образец бабочки;
6) вода;
7) ватман голубого цвета.
Предварительная работа: Беседа о весне; просмотр слайдов про насекомых; чтение произведения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», пальчиковая гимнастика.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми и родителями. Затем предлагает пройти к столу и рассмотреть, что приготовлено к занятию : краски, бумагу, салфетки, бумажные заготовки бабочек, а также обращает внимание детей на разных бабочек находящихся в помещении. Воспитатель:
- Посмотрите ребята, какая красивая бабочка прилетела к нам на занятие.
Педагог показывает образец разукрашенной бабочки.
Воспитатель:
- Вам нравится эта бабочка? А вы хотите, чтобы и ваши бабочки стали такими же нарядными, красивыми?
Дети:
- Да, хотим.
Воспитатель:
- Тогда посмотрите, как это можно сделать.
Педагог показывает и объясняет элементы рисования пальчиками и кулачками. Затем предлагает детям взять чистый лист бумаги и сделать пробные элементы рисования, вначале подушечками, методом примакивания, а потом мазками подушечек пальцев и примакивание кулачками. После того, как дети сделали пробные элементы, педагог предлагает вытереть руки, вначале влажной салфеткой, а затем сухой.
Воспитатель:
- А теперь назовите, краски какого цвета находятся на ваших столах.
Педагог поочерёдно опрашивает всех детей.
Воспитатель:
- Возьмите каждый свою не разукрашенную бабочку, и покажите, где находится голова, туловище (брюшко, крылышки. Педагог с каждым ребёнком уточняет строение тела бабочки, а затем определяют какими элементами и на каких участках рисуют. Воспитатель поочерёдно подходит к каждому ребёнку и подсказывает, как правильно сделать тот или иной элемент, а также напоминает, что надо пользоваться салфеткой после рисования одной из красок (будто кисть ополаскиваем). Педагог предлагает детям отложить работы в сторону, чтобы они высохли. Воспитатель:
- Пока наши бабочки сохнут, я предлагаю поиграть в игру «Весёлые бабочки». Согласны?
Дети:
- Да, согласны.
Педагог объясняет правила игры. Дети по сигналу «день» имитируют летающих бабочек, а по сигналу «ночь» должны каждый занять свой домик (нарисованный цветок). Игра проводится 3 – 4 раза.
Воспитатель:
- Понравилась ли вам игра?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- А теперь пойдём, посмотрим и проверим, высохли ли наши бабочки.
Дети с педагогом подходят к столу, где находятся детские работы. Воспитатель предлагает детям осмотреть бабочек и проверить, высохли они или нет. Педагог обращает внимание детей на заранее заготовленный и вертикально закреплённый ватман голубого цвета.
Воспитатель:
- Ребята, это у нас нарисовано небо и моя бабочка будет летать на нём, а когда устанет летать сядет на цветок. Педагог закрепляет бабочку на ватман.
Воспитатель:
- Вы хотите, чтобы и ваши бабочки полетали с моей бабочкой?
Дети:
- Да.
Воспитатель закрепляет бабочек, на ватмане, которых разрисовали дети и затем подводит итог.
Воспитатель:
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятие?
Дети:
Разукрашивали бабочек, играли.
Воспитатель:
- Чем же мы разукрашивали наших бабочек, и как мы это делали? Дети:
- Пальчиками и кулачками. (Дети показывают эти движения).
Воспитатель:
- Какого цвета краски мы использовали для рисования узора на крыльях бабочек?
Дети:
- Зелёного, жёлтого, красного.
Воспитатель:
- Давайте выберем самую красивую бабочку.
Дети выбирают наиболее понравившуюся бабочку и объясняют, почему она понравилась больше. Воспитатель предлагает детям прийти ещё один раз и сделать для бабочек цветы, а пока пусть они полетают. Педагог предлагает мамам посмотреть летающих красивых бабочек, которых разрисовали их дети, затем прощается. Воспитатель предлагает мамам встретиться ещё раз, для консультативной беседы.
Рекомендации для воспитателей (родителей) по организации процесса обучения для детей с ограниченными возможностями и проблемами с концентрацией внимания.
У детей, с ограниченными возможностями здоровья, очень часто встречаются проблемы психического развития: нарушение сенсорного восприятия, недоразвитие логического мышления, нарушение памяти, высокая утомляемость, проблемы с концентрацией внимания на выполнение задания.
В связи со спецификой данного контингента детей, следует выбрать определённый распорядок длительности занятий, так как таким детям трудно контролировать свою деятельность. Необходимо учитывать рекомендации специалистов: лечащего врача невропатолога, психолога для более продуктивной организации обучающего процесса, с учётом чередования разнообразных заданий и эмоциональной стимуляции. Особенно трудно контролировать себя детям, страдающим гиперкинетическими расстройствами. Немецкий исследователь И. Вагнер рекомендует для обучения детей, учитывать следующие правила:
1) Создание расслабленной игровой атмосферы;
2) Много упражнений, но коротких;
3) Устранение отвлекающих факторов;
4) Постепенное повышение сложности;
5) Привлекательный рабочий материал;
6) «внутренняя речь», т. е. самоинструкции, как помощь в действиях.
7) Самостоятельный поиск ошибок;
8) Похвала и подбадривание вместо порицания и нетерпения;
9) Вначале только индивидуальная терапия;
10)Генерализация на групповые ситуации.
Отдельно стоит отметить метод «самоинструктажа» для импульсивных детей. Его основа – самовербализация, которая в детском возрасте выполняет функцию руководства действиями:
* определение проблемы: вначале речь идёт о сути задачи («Стоп, сначала подумаем, о чём вообще идёт речь»).
* управление вниманием и планирование: задание обсуждается вопрос, как можно выполнить это задание («Что я могу сделать? Как я должен поступить?»).
* управление реакциями: даются самоинструкции в форме руководства своими действиями («Я сделаю сначала это, а теперь я должен сделать вот так»).
*решения, исправляющие ошибки: преодоление фрустраций и ложных шагов («Я сделал ошибку, я попробую сделать это ещё раз по-другому»).
* самооценка: в форме самоподкрепления («Это я сделал хорошо, это мне удалось»).
Связь занятий изобразительным творчеством с другими методами коррекционной работы.
Некоторые дети с ограниченными возможностями здоровья ощущают значительные затруднения в освоении мелких дифференцированных движений рук, необходимых для получения качественного рисунка (работы). Существенную помощь в решении этой проблемы могут оказать педагоги-кинезотерапевты на занятиях с детьми кондуктивной терапией. В период совместной работы стоит обсудить наличие специальной системы упражнений для кистевого и локтевого суставов рук, разработку мелких движений пальчиков (сгибание, разгибание, захват мелких предметов, разнообразные пальчиковые игры, завязывание и развязывание узлов, застёгивание и расстегивание пуговиц и. д.).
Понятия пространственной ориентации (верх – низ, право – лево, ближе – дальше, также сначала прорабатываются на уровне тела. Так, например, чтобы понять движение (верх – низ) надо не один раз повторить приседания, вытягивание рук вверх и опускание их вниз. Для прорабатывания круговых движений в рисунке рекомендуется делать вращательные движения рук в кистевых и локтевых суставах, головы, торса, всего тела.
Вопросы общего кругозора, обсуждаемые на занятиях изобразительной деятельности, следует обсудить с детьми заранее с воспитателями (родителями). Для этого нужно предупредить их о такой необходимости. Такими темами могут быть: времена года, праздники, домашние или дикие животные, птицы, рыбы, сказки и сказочные герои и так далее. Когда ребёнок приходит на занятие подготовленным к предстоящей теме, оно проходит для него легче, интереснее, а значит, с большой пользой.
Изобразительная деятельность, является мощным средством коррекционной работы с детьми, имеющими различные аномалии развития. Восприятие искусства базируется на развитии сенсорного опыта.
Темы, связанные с произрастанием растений, следует проработать на занятиях агротерапии. Дети, сами посадившие и вырастившие из семечка, гораздо лучше поймут эту биологическую закономерность. Таким образом, надо заранее продумывать и подготавливать все предстоящие занятия, чтобы получить максимально эффективный результат.