Людмила Ищук
Конспект исследовательской непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Юные экологи»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №10 «Дружные ребята»
Конспект занятия по исследовательской непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Капельки» на тему: «Юные экологи».
Воспитатель: Ищук Л. Н.
Г. Симферополь
Тема: «Юные экологи».
Публикация «Конспект исследовательской непосредственно образовательной деятельности в средней группе „Юные экологи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цели: обобщить знания детей о живой и неживой природе, расширить знания детей о комнатных растениях, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
1) Развивающие
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
- приобщать к действенному отношению к природе.
2) Образовательные
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- учить решать проблемные задачи;
- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
- закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;
- рассказать о условиях для роста растений.
3) Воспитательные
- учить способам самостоятельного познания;
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.
Методы и материалы: игровые, практические, словесные.
Образовательные области :
1. познавательное развитие;
2. социально-коммуникативное развитие;
3. речевое развитие;
4. физическое развитие.
Материалы и оборудование:
для детей: 2 горшка с мокрой и сухой землёй, влажные салфетки.
для воспитателя: слайды, спокойная музыка; схемы - модели: стебель, корень, лист, цветок; карточки с изображением глаза и руки; лейка с водой.
Ход занятия:
Дети (стоят полукругом).
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
А вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?
(ответы детей - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).
А как вы думаете - как можно стать юным экологом?
(ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)
Воспитатель: Юные экологи много знают о природе.
Поиграем игру «Три слова»
(воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие).
Овощи. (картошка, огурец, помидор)
Фрукты. (груша, апельсин, яблоко)
Зимующие птицы. (воробей, ворона, голубь)
Перелетные птицы. (журавли, ласточка, скворцы)
Домашние животные. .(корова, лошадь, собака)
Дикие животные. (медведь, лиса, заяц).
Стук в дверь. Передают посылку.
-Ребята, нам прислали посылку, посмотрим, что же в ней лежит.
Сначала достаю записку и читаю её :
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Зима! Мне срочно нужна ваша помощь! Я нашла этот горшок с растением на улице, и он может погубить, но я узнала, что в вашей группе «Капельки» сегодня заседание юных экологов и вы можете помочь мне. Я отдаю этот прекрасный цветок вам. Помогите ему, берегите его и ухаживаете за ним, и он вам принесёт много радости».
Достаю герань из коробки.
-Посмотрите, какой прекрасный цветок нам прислала Зима. Как называется это комнатное растение?
-Почему Зима не сможет за ним ухаживать?
Ответы детей.
-Что относиться к живой природе?
-Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания.
Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается.
Воспитатель: Кто расскажет нам о неживой природе.
Ребё нок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается.
Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки).
И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: - Я вижу, что подаренный цветок стоит печальный. Что же могло случиться с этим цветком? (предположения детей).
-Цветок просит нас о помощи. Но как узнать, нужно ли растение поливать? (нужно потрогать землю).
Дети приглашаются к столам, где стоят тазики с сухой и мокрой землёй.
- Как можно узнать, где в тазике сухая, а где мокрая земля?
Показать карточки - модели с изображением глаза (посмотреть) и с изображением руки (потрогать).
-Давайте сначала посмотрим (показываю изображение глаза) и подумаем, в каком тазике земля сухая. (Дети высказываются).
-Скажите, какая земля сухая? (комками, серая).
-А какая мокрая земля? (чёрная).
-Ребята, а теперь проверим на ощупь (показываю изображение руки, какая земля в каждом тазике.
Вызываю 2-3 детей определить какая земля: сухая (жесткая, а какая мокрая (мягкая).
-Теперь посмотрим, какая земля в горшке? (сухая).
-Как помочь этому цветку? (нужно его полить).
Поливаю растение и выставляю карточку с изображением кувшина с водой. (Звучит мелодия).
-Посмотрите, наш цветок ожил.
-Давайте познакомим бегонию с нашими комнатными растениями.
-Дети называют названия растений и уход за ними.
Воспитатель: Растения - это живые существа. Для их роста и развития нужны условия.
Посмотрите, мы выбрали с вами карточку с изображением лейки. А давайте посмотрим и выберем карточки, которые показывают, в чём нуждаются комнатные растения).
Дети называют карточки с изображением : солнца (свет, тепло); горшка с землёй (хорошая земля); комната (тепло, окна (воздух, сердца (любовь, забота).
-Правильно, солнце, тепло, хорошая земля, воздух, полив и наша с ваши забота необходимы для роста комнатных растений.
-А у нашего цветка земля была совсем сухая, мы срочно полили его и он ожил.
Звучит аудиозапись «Волшебство природы»
Физминутка «Капельки»
Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой, бегите, полейте, цветы.
(дети бегают, «опрыскивают» цветы.
- Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.
Опыт «Посадим цветы»
(в горшок с влажной землей).
- Давайте, в этот горшок посадим люковицы тюльпанов. Сначала возьмем. (луковицу) и посадим ее в. (землю).
- Чтобы луковица проросла, надо ее. (полить).
- Еще растению нужно. (солнце).
- Пройдет время и появится. (росток).
Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого цветка будет крепнуть и станет более сильным, появятся листья и бутон, и расцветет цветок. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.
- Посмотрите на схему, как цветок растет:
(луковица - росток – стебель с листьями и бутоном – прекрасный цветок)
Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).
Да, деревья называют легкими нашей планеты.
Психогимнастика «луковица».
(звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленькой луковицей. Закройте глаза. Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно. Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка. И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть цветами?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов.
- Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты – Венера, Юпитер, Марс и т. д., но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды.
Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых и растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.
(дети читают стихи о планете Земля)
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)
Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Я говорю вам - молодцы, спасибо.