Динара Хайбуллина
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с региональным компонентом «Платочек для куклы Айгуль»
МАДОУ д/с № 5 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Рисование».
Тема: «Платочек для куклы Айгуль».
(с использованием регионального компонента)
в младшей группе «Красная Шапочка»
подготовила: Хайбуллина Д. И
Цель: продолжать знакомить детей с элементами башкирского орнамента.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с региональным компонентом „Платочек для куклы Айгуль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- продолжать формировать у детей умение изображать элементы башкирского орнамента при помощи нетрадиционной техники рисования, используя ранее полученные навыки в рисовании коротких наклонных перекрещенных линий и геометрических фигур;
- закреплять умение красиво располагать элементы башкирского орнамента в центре листа и по углам листа квадратной формы; правильно называть основные цвета (красный, зеленый).
Развивающие :
- продолжать развивать эстетический вкус, общую и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать интерес к творчеству башкирского народа, к своему родному краю, а также самостоятельность в выполнении задания.
Раздаточный материал: клеёнки, гуашь (зелёная, красная, ватные палочки, бумажные салфетки, листы альбомной бумаги 14см.
Демонстрационный материал: готовый образец.
Оборудование: кукла в башкирском национальном костюме, запись с башкирской музыкой, разноцветные платочки.
Предварительная работа:
Рассматривание башкирских орнаментов, рассказ воспитателем башкирских сказок, рассматривание иллюстраций «национальная одежда»
Ход ООД:
Организационный момент:
Становитесь дети в круг,
Ножками потопали: топ, топ, топ
Ручками похлопали: хлоп, хлоп, хлоп
А теперь мы повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
Сюрпризный момент. (Под народную башкирскую мелодию вносится кукла в башкирском костюме).
Воспитатель: Ребята, послушайте, какая красивая музыка звучит, посмотрите, кто к нам пришел. Как тебя зовут?
Айгуль : Меня зовут Айгуль. Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Здравствуй, Айгуль. Ребята, давайте поздороваемся с Айгуль.
Дети: Здравствуй, Айгуль.
Воспитатель: Посмотрите, какое красивое платье у нашей гостьи. (Дети рассматривают его).
Воспитатель: На башкирском языке платье называется – кульмяк. Давайте все вместе скажем кульмяк.
Дети:Кульмяк, правильно, а ты повтори.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Поверх платья надет длинный жилет, на башкирском языке он называется - камзул, давайте скажем вместе – камзул.
Дети:Камзул. (несколько детей воспитатель просит повторить)
Воспитатель: Молодцы, правильно, а украшают одежду серебряные монетки. На голове платок – яулык, вместе со мной повторите, как называется платок на башкирском языке
Дети: – яулык
Воспитатель: Молодцы. Айгуль к нам пришла в башкирском женском национальном костюме.
Айгуль : Вам понравился мой костюм?
Дети: Да, нам очень понравился твой башкирский костюм.
Воспитатель:Айгуль, мы с ребятами приглашаем тебя вместе с нами поиграть. Ребята, посмотрите, какие красивые разноцветные платочки лежат на столе. На спинках стульев тоже висят платочки разного цвета : красный, синий, жёлтый, зелёный. Девочки, пожалуйста, подойдите к столу и возьмите себе один платочек. Теперь мальчики возьмут себе по одному платочку. Покажите мне свои красивые платочки. Молодцы, все взяли платочки, а теперь послушайте правила игры. Когда зазвучит музыка, мы с вами, подняв платочек над головой, пойдём гулять. А когда музыка остановится, нужно подбежать к стульчику, где висит платочек такого же цвета, как и у вас в руках. Будьте внимательными.
(Дети играют в игру 2 раза. По ходу игры можно поменять платочки местами на стульчиках. Молодцы ребята, вы очень дружно и весело играли и были внимательными).
Воспитатель: Молодцы ребята. Айгуль, тебе понравилось играть с нами?
Айгуль : да, ребята, очень понравилось играть с вами.
Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем подарок для нашей гостьи Айгуль? Украсим платочки башкирским узором, орнаментом. Присаживайтесь на свои места.
Дети садятся за столы, на которых лежат квадратные листы белой бумаги, краска – гуашь, ватные палочки, салфетки.
Воспитатель: Посмотрите на мольберт. Я приготовила вот такой платочек. Давайте мы его рассмотрим. Какие элементы нарисованы на платочке?
Дети: крестик и треугольники
Воспитатель: Правильно. Давайте все вместе скажем: На платочке нарисованы крестик и треугольники.
Дети повторяют вместе с воспитателем
Воспитатель: А какими цветами украшен платочек?
Дети: Красным и зелёным.
Воспитатель: Правильно. Ребята в башкирском орнаменте красный цвет – это цвет огня и тепла, а зелёный цвет – это цвет вечной зелени.
- Ребята, давайте начнём украшать платочки башкирским узором. С чего начнём работу, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: сначала нужно украсить центр – середину. А что нарисовано в середине – центре?
Дети: Крестик.
(Прошу повторить несколько детей индивидуально, хвалю детей.)
Воспитатель: Какого цвета?
Дети: Красного
Воспитатель: Как ты как думаешь?
Воспитатель: крестик можно нарисовать с помощью «волшебной ватной палочки». Вот так (рисую крестик на образце). Крестик должен быть точно в центре платочка.
Воспитатель: Какие ещё элементы вы видите?
Дети: треугольники.
Воспитатель: А где они расположены на платочке?
Дети: они находятся по углам платочка.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а треугольники мы будем рисовать вот так: сверху вниз рисую наклонную линию, сверху от нарисованной линии в другую сторону рисую еще одну наклонную линию, затем соединяю эти линии и аккуратно закрашиваю треугольник.
Воспитатель: Назовите мне элементы башкирского узора, орнамента, которыми вы будете украшать платочек?
Дети: крестик, треугольники.
Воспитатель: А как ты думаешь?
Ответы детей
Воспитатель: правильно, ребята, начинайте самостоятельно украшать платочки для нашей гостьи Айгуль.
(Напоминаю детям о технике безопасности при работе с гуашью. Задание выполняется под лёгкую башкирскую музыку. В – ль помогает затрудняющимся детям.)
Воспитатель: Все молодцы. Какие красивые платочки у вас получились. Ребята, а давайте выберем, платочки похожие с образцом, и которые выполнены аккуратно. Когда они подсохнут, мы выставим их на выставку.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Чем мы сегодня занимались?
Дети: мы украшали платочки для куклы Айгуль.
Воспитатель: Каким узором украшали платочек? Какие элементы вы рисовали?
Дети: башкирским узором. Мы рисовали треугольники и крестик.