Вихарева Валентина
«Нарядные лошадки». Конспект занятия по рисованию по мотивам дымковской игрушки в старшей группе
Конспект занятия по художественно эстетическому развитию (рисование)
в старшей
группе на тему : «Нарядные лошадки»
Цель: создание условий для декоративного рисования по мотивам дымковской игрушки.
Задачи:
Публикация «„Нарядные лошадки“, Конспект занятия по рисованию по мотивам дымковской игрушки в старшей группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошадка. Дымковская игрушка
- Лошадь, жеребенок, конь
- Народные промыслы. Рисование
- Рисование по лексическим темам. Конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить детей с одним из видов народно - прикладного искусства - дымковской глиняной игрушкой.
Формировать умение выделять элементы росписи (круги, пятна, точка, прямые линии и штрихи).
Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
Материалы и оборудование: силуэты лошадок белого цвета, гуашевые краски, кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, клеенки. Таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями. Рисунки – варианты узоров на лошадках.
Ход занятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты - мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?
Дети: В России.
Воспитатель: Россия – наша Родина. Она огромна и разнообразна, полна городов и сёл, где живут замечательные люди. В одном из таких сёл работают мастера, превращающие простые некрашеные глиняные игрушки в настоящие произведения искусства.
Воспитатель: дети, мастера прислали нам посылку, как вы думаете, что в ней? (ответы детей)
Хотите узнать? Тогда послушайте загадку: Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Воспитатель: Подумайте внимательна и скажите, о каких игрушках я загадала вам загадку? (дымковские)
Воспитатель открывает коробочку, а в ней игрушки.
Воспитатель: Посмотрите какие здесь красивые игрушки! Давайте их рассмотрим. (Дети рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки).
Какие они все яркие, красивые и очень разные.
Воспитатель: Почему их так называют? (ответы детей)
Воспитатель Далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро люди поднимались, затапливали печи, и из труб домов вился голубой дымок. В селе было много домов, и прозвали то село Дымково. Здесь жили весёлые и озорные люди, которые любили о лепить, яркие, красочные игрушки и свистульки. За долгую зиму они наделали много игрушек. Мастерицы расписывали свои игрушки кругами, точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями. Когда поднималось в небе золотое весеннее солнышко, снег с полей убегал, и весёлые люди выносили свои игрушки, чтобы свистеть, прогоняя зиму и восхваляя весну. Дымковские игрушки продавали в разных городах и деревнях, и именно по имени села их так стали называть.
Воспитатель: Посмотрите на игрушки и скажите, какого цвета бывают дымковские игрушки?
Дети: Всегда белые.
Воспитатель: Какими цветами расписаны дымковские игрушки?
Дети: Жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный, есть немного чёрного, но он используется для оформления таких деталей, как носик, глазки, копыта, хвостик, грива.
Воспитатель: Какого цвета узоры на дымковских игрушках?
Дети: Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам сегодня побыть в роли дымковских мастеров. Согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель: Прежде чем перейти в нашу мастерскую давайте немного разомнёмся.
Физкультминутка
Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками — то одной, то другой
Я лошадка — серый бок! (Повороты, ручки на талии)
Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)
Если хочешь — прокачу! (Легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону — показывают какая красивая лошадка)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка — серый бок! (Детки кружатся на месте)
Воспитатель: Перед тем как мы начнём рисовать давайте подготовим наши пальчики (проводится пальчиковая гимнастика) :
«Скачут лошадки»
Вот помощники мои, (Показать ладони, повертеть ими)
Их, как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой (Продвижение рук вперед, передвигая пальцами скачут пальцами, как лошадки.)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок. (Звукоподражание)
Скачет резвый табунок.
Громко кричат лошадки : «И-го-го!» (Звукоподражание)
Поскакали далеко.
Воспитатель: Сейчас предлагаю вам расписать лошадок так, как это делают мастера дымковской игрушки. Сначала нужно взять тонкую кисточку и чёрной краской очень аккуратно закрасить нос, хвост, гриву и очень аккуратно – кончиком кисточки – нарисовать глаза. Затем нужно очень хорошо промыть кисточку и придумать узор из кругов и точек. Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании (воспитатель предлагает рассмотреть рисунки). Узор на лошадке идёт рядами сверху вниз – по ногам и туловищу. Сначала нужно нарисовать все круги – это лучше сделать ватной палочкой. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов.
Воспитатель выставляет схему, показывающую последовательность работы.
Воспитатель: Теперь приступаем к работе, будьте аккуратными, не забывайте поворачивать игрушку и рисовать со всех сторон.
Дети под тихую русскую народную мелодию выполняют работу, воспитатель контролирует ход работы, при необходимости помогает, кто затрудняется в выполнении работы, следит за техникой выполнения работ.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были большие молодцы! Как вы думаете, ваши расписные лошадки очень похожи на дымковских? Думаю, мастерам они очень понравятся. Какими получились лошадки?
Дети: Яркими, красочными, нарядными.
Воспитатель: - Ребята, что вы сегодня делали?
-Что понравилось вам больше всего?
-Что вам было сделать труднее всего?
- Что для вас было легче всего?