Инна Ялматова
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «История самовара»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к русским традициям через изучение самовара.
Задачи: Познакомить детей с происхождением самовара, устройством самовара.
Развивать речь детей, мелкую моторику.
Воспитывать любовь к Родине, народной культуре.
Оборудование: самовар, иллюстрации старинных самоваров, блюдца, чашки, угощения.
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию „История самовара“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Ход занятия:
Воспитатель: - Давным-давно, люди, когда заканчивали работу на полях, собирались вместе, чтобы на людей посмотреть, поговорим о том, о сем. А о чем же разговор завести сегодня нам? Загадаю я вам загадку:
Стоит толстячок
Подбочинивши бочек
Шипит и кипит
Всем чай пить велит. (Самовар)
Воспитатель: Правильно, самовар. Пройдемте к столу ( воспитатель убирает простынку со стола: на столе самовар, чайный сервиз, угощения (варенье, сахар, пряники – прикрыты салфетками).
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый самовар! Что есть у самовара? (ответы детей).
Правильно, у самовара есть (показ воспитателем устройства самовара) :
-) подстава с ножками, чтобы он прочно стоял;
-) две ручки – чтобы удобно переносить;
-) крышка;
-) кран, из которого наливают чай.
Воспитатель: А кто знает, откуда появился самовар? (ответы детей).
История происхождения самовара с показом иллюстраций.
Изобрели и изготовили первый самовар в Туле более 300 лет назад.
На Руси - самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в каждом доме. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «Печка-матушка, да самовар-батюшка».
Приобретение самовара считалось большим событием в жизни семьи. Порой он был ценной единственной вещью в доме. Относились к самовару бережно, хранили как домашнюю реликвию, начищали кирпичом и уксусом, чтобы блестел.
На Руси было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.
Украшали самовары богатыми узорами, приделывали им краники, ручки, шапочки резные. На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит», «Где есть чай, там и под елью рай».
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Собери целое из части», чтобы узнать, как выглядели старинные самовары.
Для этого, разделимся на 3 команды. Подходим к столу, и собираем. (Проверяем все вместе и рассматриваем самовары).
Воспитатель: Так же люди, после работы проводили игры, танцевали и пели песни.
- Приглашаю вас поиграть:
Я иду, иду, иду - (дети шагают на месте)
Самовар в руках несу – (руки перед собой, изображаем самовар)
Прибауточку пою: «эх, чай, чай, чай (пружинка)
Ух ты, матушка, встречай! (Поклон)
С бубликами вкусными (показ бублика)
С пирогами русскими!
Воспитатель: Присаживаемся на стульчики.
- Славится наш народ гостеприимством, да угощением. Разгадайте загадки, а отгадки вы найдете на столе.
1. Испечён он в печке жаркой
Из муки. Сам вкусный, сладкий
Мягкий, ароматный, пряный-
Потому зовётся (Пряники)
2. Из растительных продуктов,
Из известных ягод, фруктов,
Из всего, что сладко, сочно,
Что съедобно и не очень,
Детям всем на объедение,
Можем мы сварить (Варенье)
4. Белый, сладкий и сыпучий
Он лежит на ложке кучей.
Ложка быстро и с размаха
В чай горячий сыпет (Сахар)
Воспитатель: Молодцы. Есть еще одна загадка.
Мы в пакете 100 нулей,
Сразу замечаем
Бабушка чаек налей
Их сгрызем за чаем. (Сушки)
Воспитатель: Ребята, а на столе нет сушек, предлагаю вам слепить сушки. Пройдемте за стол.
Воспитатель: Я для вас приготовила тесто, возьмите каждый себе по кусочку и слепите сушки. (Ребята лепят сушки и кладут на поднос). Кто слепил, вытираем ручки салфетками.
Воспитатель: Елена Викторовна, отнесите, пожалуйста, сушки на кухне и попросите наших поваров, чтобы они испекли наши сушки, а мы пока с ребятами поиграем.
Хороводная игра «Самовар» :
Как на ярмарку на праздник,
принесли мы самовар,
вот такой вышины,
вот такой низины,
вот такой узины,
вот такой ширины.
Самовар, самовар, ты пузатый самовар.
Елена Викторовна: Ребята, наши повара испекли ваши сушки (отдает воспитателю сушки).
Воспитатель: Спасибо. Ребята, предлагаю вам попить чай с сушками, а из чего будем наливать чай? (из самовара).