Наталья Аникина
Конспект занятия по ФЭМП «Пространственные отношения: между, посередине» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по ФЭМП «Пространственные отношения: между, посередине» в подготовительной группе
Цель: формировать понятие о пространственных отношениях: между, посередине.
Задачи.
Обучающие:
- создать условия для освоения детьми понятий между, посередине. ; - определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: между, посередине.
- формировать умение ориентироваться на листе бумаги;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Пространственные отношения: между, посередине“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- способствовать закреплению семи основных цветов спектра;
Развивающие:
- развивать память, внимание, усидчивость;
- развивать умение проверять и критично оценивать свою работу; - обозначить в речи взаимное расположение предметов: между, посередине, слева, справа.
Воспитывающие:
- формировать умение работать в команде и индивидуально;
- формировать умение слушать, не перебивать товарищей во время ответа;
- прививать бережное отношение к раздаточному материалу.
Предварительная работа: прямой, обратный, порядковый счет до 10; закрепление цветов радуги, дидактические игры «Где фигура»», «Чей сосед»; игра на закрепление правой, левой руки д/и «Назови, кто сидит слева, справа от тебя».
Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, наглядный метод, проблемные вопросы, дидактические игры, словесная инструкция, практическая деятельность, самопроверка, проверка с доской, педагогическая оценка.
Материалы и оборудование: магнитная доска, магниты, монитор, ноутбук, коврограф «Ларчик» В. Воскобовича.
Демонстрационный материал – деревья из цветного картона: дуб, берёза, ель, рябина высотой 20 см, картинки: колобок, заяц, красный цветок 1 шт., голубой цветок 1 шт., лента коричневая – ширина 2см, длина 1,5 м., геометрические фигуры из фетра (фиолетовый шестигранник, зелёный треугольник, красный круг, голубой квадрат, синий прямоугольник); круг, разделённый на 7 секторов по цветам радуги.
Раздаточный материал:
- лоточки с геометрическими фигурами (фиолетовый шестигранник, зелёный треугольник, красный круг, голубой квадрат, синий прямоугольник);
- пеналы с цветными карандашами (красного и голубого цвета) и простым карандашом;
- смайлики (желтого цвета весёлый, красного цвета грустный);
- поле (из картона белого цвета 20 см х 20см, поделенное на 9 ячеек);
- прописи Л. Г. Петерсон «Раз ступенька, два ступенька».
«Раз - ступенька, два - ступенька…: практический курс математики для дошкольников/ методические рекомендации» Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина.
Структура занятия.
1. Вводная часть – 3 минуты. Организационный момент.
Загадка. Мотивация.
2. Основная часть – 25 минут.
Объяснение нового материала.
Практическая часть – выполнение заданий в РТ с. 24 задание №2, №1.
Самопроверка с доской (образец выполняет ребёнок).
Физминутка.
Графический диктант.
Решение логической задачи «Яблоки».
Д/и «Живая неделя».
Физминутка.
3. Заключительная часть – 2 минуты.
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ход НОД:
1. Организационный момент. Мотивация.
- Ребята, а помните сказку, в которой шарообразный герой нарушал правила безопасности, без спроса ушёл от бабушки и дедушки и был в итоге съеден лесной хищницей. Кто этот герой? (Колобок)
- А мы сегодня с помощью машины времени отправимся в начало этой сказки и попробуем предотвратить трагедию. Пусть наш герой встретится с одним персонажем, менее опасным и не попадёт в беду, так как будет прислушиваться к советам и соблюдать правила. Кто из героев сказки мог бы стать другом для Колобка? (Заяц)
- Занимайте места в машине времени, ребята! Произнесём волшебные слова “1, 2, 3, обернись, в сказке окажись” (сели за столы).
2. Основная часть. Объяснение нового материала.
- Дедушка сказал Колобку, что Заяц будет ждать его на середине тропинки, чтобы вместе поиграть.
А где искать эту середину и как её искать Колобок не знает.
Поможем, ребята? (Да).
- Мы оказались с вами в лесу. Какие деревья здесь растут, назовите! (дуб, берёза, ель, рябина)
- Как вы думаете, между какими деревьями Заяц будет ждать Колобка?
- Между дубом и берёзой? (Нет, слева одно дерево, а справа три) - Между елью и рябиной? (Нет, слева три дерева, а справа одно)
- Между берёзой и елью? (Да, слева два дерева и справа два)
- Представим, что лента – это тропинка. Как определить середину ленты? (Сложить пополам, разрезать).
- А чем? (Ножницами).
- А я знаю загадку про ножницы «Два кольца, два конца, а…дальше забыла. (Посередине гвоздик).
- Точно, гвоздик. (показать на ножницах, прикрепить части ленты на доске, и Зайца между елью и рябиной.
Работа в тетрадях.
- Откройте тетради на с. 24, задание №2.
Где вы должны нарисовать Зайчика? (Посередине)
- А как ещё можно сказать? (Между берёзой и елью)
- Нарисуйте красный цветок слева от берёзы, голубой цветок справа от ёлочки.
Проверка с доской. Вызвать одного ребёнка.
- Ребята, кто сделал правильно, поднимите смайлик жёлтого цвета - весёлый, кто допустил ошибку – красный - грустный.
- Выполним задание №1. Кто нарисован? (Заяц, Дедушка, Колобок, Бабушка, Волк)
- Обведите красным карандашом того, кто стоит посередине. (Колобок)
- Почему? (слева от Колобка два героя и справа два)
Дайте цветок (нарисуйте) тому, кто стоит между Зайцем и Колобком. (Дедушке)
- В какой руке цветок? (Цветок у Дедушки в левой руке)
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Влево, вправо наклонилось,
В середине надломилось.
Деревце поднимем,
Веточки обнимем.
Графический диктант.
- Ребята, Колобок предлагает и нам поиграть на полянке. Возьмите поле и геометрические фигуры. Назовите их.
- Зелёный треугольник в верхнем правом углу, красный круг в центре, голубой квадрат в нижнем левом углу, фиолетовый шестигранник в нижнем правом углу, синий прямоугольник в верхнем левом углу.
Самопроверка с образцом на доске.
- А теперь я предлагаю оценить свою работу. Поднимите смайлики: жёлтые – нет ошибок, красный – есть.
- У Колобка для вас есть загадка про яблоки.
Логическая задача «Яблоки».
Слайд 1. На мониторе три яблока - белой стороной к детям.
- Ребята, послушайте мою загадку: «Красное яблоко больше желтого. Желтое яблоко больше зеленого. Какое яблоко меньше всех?» (Зеленое.)
Слайд 2. Дети убеждаются, правильно они ответили или нет.
- Какое яблоко посередине? (Желтое.)
- Какое яблоко слева от желтого?
- Справа от красного?
- Справа от жёлтого?
- Молодцы!
- Заяц хочет угостить Колобка яблоками. Говорит ему: «Приходи в гости посередине недели, но запомни, что в среду и пятницу по тропинке гуляет
Лиса». А Колобок не знает дней недели. Давайте ему поможем изучить дни недели.
Д/и «Живая неделя».
На столе семь частей круга с цветами спектра. На каждой части изображены соответствующие цифры точками (либо цифры). Семь цветных карточек перевёрнуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответсвует одному дню недели.
понедельник – красный 1точка,
вторник – оранжевый 2 точки,
среда – желтый 3 точки,
четверг – зеленый 4 точки,
пятница – голубой 5 точек,
суббота – синий 6 точек,
воскресенье – фиолетовый 7 точек.
Названные дети берут по одной карточке, определяют, что за день недели у них.
- Ребята, по одному назовите свой день недели.
- А теперь «Неделя, стройся!» (дети строятся, начиная с понедельника)
- Сколько в радуге полос.
По порядку ты готов
Перечислить семь цветов?
(Все остальные дети: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).
- Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);
- Пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);
- Воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);
- Суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье).
- Среда и пятница, сделайте шаг вперёд.
- Ребята, какой день недели между ними? (Четверг)
- Можно сказать, что это середина недели? Как проверить? (Слева три дня, справа три дня).
- Значит, в какой день Колобок пойдёт в гости к Зайцу? (В четверг)
Физкультминутка «Весёлая зарядка»
- Я знаю зарядку, где есть число 7. Давайте мы ее сделаем.
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Долго, долго отдыхал (выполняются движения в соответствии со словами текста).
3. Итог занятия. Рефлексия.
- Ребята, помогли мы Зайчику и Колобку встретиться? (Да)
- С какими математическими понятиями мы сегодня познакомились? (Между, посередине; повторили понятия справа, слева, дни недели, цвета радуги)
- Что показалось трудным?
- Что понравилось?