Дыдыкина Римма
Конспект занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для средней группы «В гостях у трех медведей»
▼ Скачать + Заказать документы
"В гостях у трех медведей".
Образовательные области по ФГОС:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель:
Способствовать развитию математического мышления, обучать приемам моделирования.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представления о геометрических фигурах, умение различать и называть их;
Закреплять умение понимать и использовать условные обозначения.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для средней группы „В гостях у трех медведей“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- «Три медведя», сказка
- Темочки
Развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать;
Развивать умение обобщать объекты по трем признакам (форма, цвет, величина) с учётом наличия или отсутствия каждого, применяя блоки Дьенеша;
Создавать условия для развития логического мышления, памяти, сообразительности, внимания;
Развивать фразовую речь в ответах на вопросы;
Закреплять навыки доказательной речи;
Развивать мелкую моторику пальцев рук
Воспитательные:
Воспитывать желание помогать игровым персонажам, друг другу, работать совместно, воспитывать интерес к математическим играм.
Предварительная работа:
Занятия по ФЭМП, игры и конструирование с использованием блоков Дьенеша, разучивание физминутки.
Оборудование:
письмо, картинка-схема "Паровоз", большие мягкие модули,
игрушечная "касса", стульчики с прикрепленными к спинкам обозначениям "вагонов", детали набора "Блоки Дьенеша", деревья для изображения "леса", карточки со схематичными изображениями двух медведей разных по размеру и фигуры для них, наборы фигур "третий лишний", три тазика со схемами и набор фигур к ним, игрушка "Настасья Петровна", большая карточка с изображениями геометрических фигур разного цвета и формы.
Адиозаписи: мелодия для входа детей в зал, гудок паровоза, песенка "Паровоз "Букашка".
Методические приемы:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: сюрпризный момент - письмо;
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ООД: проблемные ситуации, вопросы.
3. Приемы организации практической деятельности: дидактические игры с логическими блоками Дьенеша: "Построй по образцу", «Наведи порядок в доме», "Найди недостающую фигуру".
4. Приемы поддерживающие интерес детей: физминутка, игровые ситуации.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрения.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в группу и становятся в круг.
Воспитатель: Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Добрый день!»
Всем говорим.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте мы тоже с ними поздороваемся. Какое сейчас время суток?
Воспитатель: Сейчас утро.
Воспитатель: Поэтому мы скажем гостям: "С добрым утром!" А сейчас все внимание на меня.
Ребята, сегодня я нашла в почтовом ящике письмо. Адрес: Детский сад "Дельфиненок", средняя группа. Я думаю, что это письмо нам! Откроем?
Читает письмо: Ребята, здравствуйте! Приглашаем вас к себе в гости. Мы живем в лесу. Странно. подписи нет. Только картинка (достает картинку, на ней изображен схематически паровоз с колесами квадратной и треугольной формы).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, зачем лесные обитатели прислали нам эту картинку? (выслушивает предположения детей)
Да, наверное, мы должны построить паровоз и отправиться на нем в гости. Посмотрите вокруг - из чего мы сможем построить паровоз?
Дети: Можно построить из этих больших деталей. (в группе разложены большие мягкие модули).
Воспитатель: А лесные жители ничего не напутали, как вы думаете? Если мы построим паровоз по рисунку, сможет ли он поехать? Почему?
Дети: Колеса должны быть круглыми. Квадрат и треугольник не могут катиться и паровоз не поедет!
Дети совместно с воспитателем строят паровоз с опорой на схему.
Воспитатель: Молодцы! Мы дружно работали, были внимательными и наш паровоз готов. Стульчики будут вагонами. Чтобы занять свое место в вагоне, нужно купить билет. Берите в кассе билеты и ищите свои места в вагонах.
Дети берут по одной фигуре из набора "Блоки Дьенеша" и ищут "вагон" на спинке которого такое же изображение, например, синий треугольник, желтый круг и т. д.
Воспитатель уточняет у детей, почему они заняли именно этот вагон: у меня на билете большой желтый круг и здесь нарисован большой желтый круг.
Звучит в записи гудок паровоза, под музыку "Паровоз Букашка" дети едут в лес.
Воспитатель: Вот мы и приехали. Выходите из вагонов, посмотрите вокруг. Где мы оказались?
Дети: Мы приехали в лес.
Воспитатель: Но почему нас никто не встречает? Лесные обитатели спрятались. Чтобы их найти, нужно составить изображения из цветных фигур по картинке. Подойдите к столам, смотрите внимательно - фигуры должны совпадать с изображением по форме, цвету и размеру.
Дети выкладывают на листе изображения медведей из блоков Дьенеша большого и маленького размеров. Получаются изображение Михаила Потаповича и Мишутки.
Воспитатель: Кто же у нас получился?
Дети: Медведи.
Воспитатель: Чем отличаются фигуры медведей?
Дети: Одна большая, другая маленькая.
Воспитатель: А чем они похожи?
Дети: Фигуры построены из одинаковых деталей.
Воспитатель: Так почему же они получились разными по размеру?
Дети: Фигуры разные по размеру потому что большой медведь построен из больших деталей, а маленький - из маленьких.
Воспитатель: Вот оказывается, кто пригласил нас в лес! Это же герои сказки "Три медведя! - Михайло Потапович и Мишутка.
А мама Мишутки - Настасья Петровна ушла в магазин. Но попросила Мишутку и Михаила Ивановича навести в доме порядок. Давайте поможем им.
Воспитатель: Сначала мы наведем порядок в комнате Мишутки. Посмотрите, на полке стоят игрушки. Одна из них здесь лишняя. Как вы думаете, какая? Почему?
Воспитатель выставляет блоки Дьенеша группами по принципу "третий лишний" (две синих, одна желтая; две больших, одна маленькая; две круглых, одна квадратная).
Воспитатель: Молодцы! Мишутка говорит вам "Спасибо" за то, что помогли навести порядок у него в комнате. Мишутка рад, что вы помогли ему с домашними делами. Он приглашает вас поиграть.
Физминутка "Медвежата в чаще жили".
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так –
Головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали (наклоны туловища вправо и влево)
И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так
И из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так
Кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно руки)
Воспитатель: Но нужно помочь и Михайле Потаповичу! Ему досталась трудная задача: помыть посуду. Сначала все круглые маленькие тарелки. Затем все желтые. А потом все треугольные. Посмотрите - у нас три тазика. На стенке тазика карточка - какие "тарелки" будем в нем мыть. Будьте внимательны!
После выполнения здания могут остаться лишние тарелки. воспитатель уточняет, почему они остались? Можно также поинтересоваться, нет ли таких тарелок, которые будут помыты дважды. Почему?
Воспитатель: Михайло Потапыч, наши ребята справились с заданием! Они хорошо знают геометрические фигуры.
А вот и Настасья Петровна вернулась. Она купила в магазине печенье. Посмотрите, какое яркое разноцветное печенье лежит на подносе.
Какое лежит в верхнем ряду?
В среднем ряду?
В нижнем ряду?
А какое должно быть здесь?
На листе квадрат из 9 клеток. Одна из них пустая. Дети по логике находят недостающую фигуру и выкладывают ее на лист.
Воспитатель: Ребята, герои сказки "Три медведя" благодарят нас за помощь. Но нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с медведями.
Дети: До свидания!
Воспитатель: А теперь занимайте места в своих вагонах, поезд отправляется!
Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу. Давайте вспомним, где мы побывали?
Что делали? Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Да, мы справились со всеми заданиями трех медведей. А помогли нам в этом наши знания, дружба и смекалка!
Воспитатель:
А теперь детвора
Отдыхать и нам пора!
Дружно на прощанье
Скажем «До свидания!».
До свидания, уважаемые гости! Спасибо за внимание!