МААМ-картинки

«Необычный день рождения». Конспект занятия в подготовительной группе по формированию фонетической стороны речи

Елена Матвеева
«Необычный день рождения». Конспект занятия в подготовительной группе по формированию фонетической стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 92»

муниципального образования города Братска

Конспект занятия

по формированию фонетической стороны речи

с использованием социоигровых приемов

Тема: «Необычный день рождения»

(дифференциация звуков [С],[Ш])

Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Публикация «„Необычный день рождения“, Конспект занятия в подготовительной группе по формированию фонетической стороны речи» размещена в разделах

Подготовила : Матвеева Е. Н.,

учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ № 92»,

2 квалификационная категория

г. Братск 2013г.

Задачи:

учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;

закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];

упражнять в определении первого и последнего звука в слове; в звукослоговом анализе и синтезе; в подборе слов к схемам;

упражнять в составлении логических рассказов по 2предметным картинкам;

упражнять в составлении слов из букв, чтении слов;

развивать фонематический слух и восприятие; четкую дикцию;

активизировать речь детей;

развивать внимание, мышление, память, тактильное восприятие;

учить работать в компаниях, договариваться между собой, сотрудничать;

проявлять сочувствие попавшему в беду, помогать;

воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».

Оборудование: игрушка-кошечка, предметные картинки на ленточках двух цветов (сом, миска, ананас, шахматы, пушка, душ, схемы слов и к ним игрушки (мышка, сок, шарф, шарик, весы, бусы); на трех столах схемы места звука в слове; на других трех столах карточки с предметными картинами со звуками [С],[Ш] для игры «Цепочка»; стульчики по количеству детей, доска, конверт с касетой с записью, магнитофон, три воздушных шара с заданиями в конвертах на ленточках, карточки с буквами (К, А, У, Ш, М, С, карточки с буквами С, Ш, карточки со словами (Молоко кАша мыШка бАнт, карточки с предметными картинками – прочитать по первым звукам, по последним, волшебный мешочек с пластмассовыми буквами (К, А, У, Ш, М, С)

Педагогическая ситуация: (переход из самостоятельной деятельности детей к непосредственно образовательной деятельности)

Логопед говорит: «Раз, два, три, четыре, пять – предлагаю поиграть!».

Методы и приемы:

Динамическое упражнение «Приветствие»

Сюрпризный момент конверт с касетой

Речевые игры и упражнения:

- повтори без ошибок слоги;

- скажи наоборот;

- назови слово гласными звуками

Социоигровые приемы:

- деление по количеству слогов в словах на оберегах на 3 компании;

- деление по месту звука в слове на обереге на 3 компании;

- деление по звуку в слове на оберегах на 2 компании

Работа в 3 компаниях:

1. Игра «Цепочка» - развитие логики, мышления, фонематического слуха;

2. «Составь историю» - развитие связной речи;

3. Игра «Волшебный мешочек» - развитие мышления, памяти, тактильного восприятия;

4. Игра «Живые буквы» - упражнение в составлении слов из букв, чтении слов;

5. «Прочитай слова по первым звукам, по последним» - упражнение в звукослоговом анализе и синтезе

Загадка

«Покупки в магазине» – упражнение в подборе слов к звукослоговым схемам

«Поздравления» – развитие связной речи

Ход занятия

1. Организационный момент.

12345-предлагаю поиграть.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг!

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг!

- Ребята, я хочу с вами необычно поздороваться, а вы попробуйте ответить так же ( с хлопками: «Здравствуйте ребята!»)

- Ребята, совсем забыла, я сегодня получила письмо. Очень интересно от кого? (открывает). Касета какая-то… Давайте послушаем: «Ребята, помогите! Меня заколдовал злой волшебник! А у меня сегодня день рождения (плачт)

- Как вы думаете от кого сообщение?

- Что будем делать?

- А злого волшебника не боитесь?

- Ребята, чтобы с нами ничего не случилось, нужно быть какими? (дружными, внимательными, смелыми, хитрыми)

2. Введение в тему, закрепление пройденного.

- Чтобы проверить все ли внимательные, двайте повторим без ошибок слоги:

ША-СА-ША ШО-ШО-СО СУ-ШУ-СУ

СА-СА-ША СО-ШО-ШО СЫ-ШИ-СЫ

- Ребята, какие звуки повторялись в слогах? ([С],[Ш])

- Дайте характеристику звукам [С],[Ш]. Что общего? Чем отличаются?

- Ребята, нам звуки [С],[Ш] пригодятся в борьбе с колдовством. А чтобы злой волшебник нас не заколдовал, нужно произнести слово наоборот, т. е. заменить звук [С] на [Ш] или [Ш] на [С].

СА-ША УШИ-УСЫ КАША-КАССА

АС-АШ МЫШ-МЫС ВАШ-ВАС

СО-ШО БАШНЯ-БАСНЯ МИШКА-МИСКА

СУ-ШУ КРЫША-КРЫСА

СЫ-ШИ ШИНЫ-СЫНЫ

ОС-ОШ ШУТКИ-СУТКИ

УС-УШ КАШКА-КАСКА

ЫС-ЫШ МАШКА-МАСКА

Помогут нам обреги, но чтобы они защищали – нужно их назвать только гласными звуками.

Обереги с картинками: сом, шахматы, миска, пушка, ананас, душ. Дети называют картинку на обреге только гласными звуками, если верно-берет оберег себе.

В группу влетает воздушный шарик с заданием на ленточке.

- Вот и первое испытание. Будьте внимательны!

( : по количеству слогов в словах на оберегах на 3 команды)

- Ребята, подойдите ко мне, у кого слово звучит так: 1хлопок, 2 хлопка, 3 хлопка.

Нужно компанией собрать слова в цепочки.

Игра «Цепочка» Перед детьми на столе лежат 9 предметных картинок со звуками [С], [Ш]. Надо их выложить по-порядку так, чтобы каждая следующая картинка начиналась с последнего звука предыдущей.

В группу залетает воздушный шарик с заданием на ленточке.

( : по месту звука в словах на оберегах на 3 компании)

Второе испытание. Найдите на столе схему места звука в слове, займите свои места. Нужно составить историю или рассказ про свои картинки на оберегах, так, чтобы все слова в рассказе прозвучали.

- Молодцы ребята, интересные рассказы у вас получились. Скажите:

• Из чего строятся рассказы? (из предложений)

• А из чего состоят предложения? (из слов)

• А слова? (из слогов)

• А слоги? (из звуков)

• Что вы можете сказать про звуки? (звуки мы произносим и слышим)

• А с помощью чего мы можем записать слова, предложения, рассказы? (с помощью букв)

• Что вы можете сказать про буквы? (буквы мы видим, пишем и читаем)

- 12345 начинаем мы играть!

Ты к мешочку подойди, букву лишь одну возьми – отгадай и назови.

Игра «Чудесный мешочек» - дети по-очереди берут букву, угадывают на ощупь, называют и показывают.

Много с буквами хлопот, уж такой они народ,

Пока музыка играет наши буквы – погуляют.

МАК, СУМКА, УМ, МУШКА, СУК, КУМА, СУША, ШУМ.

Игра «Живые буквы» - дети берут большие буквы на альбомных листах, держат их перед собой, чтобы всем было видно. Пока играет музыка- двигаются по группе, музыка закончилась – слушают слово, которое говорит логопед и встают напротив логопеда в это слово, так, чтобы другие дети смогли прочитать.

В группу влетает воздушный шарик с заданием на ленточке.

( : по звуку в словах на оберегах на 2 компании)

- Третье испытание. Подойдите ко мне у кого в названии картинки на обереге есть звук С, Ш.

(На столах лежат буквы С,Ш и задания прочитать слова по первым звукам, по последним карточки с предметными картинками, найти свой ответ и прочитать его)

На доске ответы детей:

Молоко кАша мыШка бАнт

- Ребята, прочитайте слово из больших букв.

- Как вы думаете, что обозначает это слово?

Загадка: Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается! (кошка)

Логопед достает кошку-игрушку и садит на сундук.

- Вот и справились мы с колдовством, расколдовали кошку – Машу.

Ждет гостей сегодня кошка и волнуется немножко.

Почему гостей все нет?

- Как вы думаете, почему гости могут опаздывать?

- Деньги у меня есть, а вот подарки нужно купить. Ребята, найдите свой подарок в нашем магазине.

Дети берут карточки-звуковые схемы и просят воспитателя-продавца продать нужный товар. В магазине МЫШКА, СОК, ШАРФ, ШАРИК,ВЕСЫ, БУСЫ.

- Давайте поздравим нашу Машу и подарим ей подарки.

3. Итог.

Кошка: Ой, спасибо вам, ребята, спасли вы меня, подарки подарили, слова приятные сказали. А доброе слово и кошке приятно. А какие испытания вам запомнились? Примите от меня угощения. Спасибо вам.

Литература

1. Кудинова М. А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников стр. 25 – 29, «Логопед» № 2/2010г

2. Мухаметянова А. Р., Дворецкая Г. Л. Приемы работы по формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, стр. 87 – 94, «Логопед» № 1/2009г Смирнова Л. Н.

3. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 -7 лет с общим недоразвитием речи : Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозайка-Синтез, 2003г.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс- без дефектов речи : Методическое пособие. – СПб. : Детство – пресс,1999г.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Необычный день рождения». Конспект занятия в подготовительной группе по формированию фонетической стороны речи
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 17:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Необычный день рождения». Конспект занятия в подготовительной группе по формированию фонетической стороны речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Матвеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД