Сусанна Халилова
Конспект занятия по физике в средней группе «Что услышал Тигруля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Познакомить детей с понятием "Звук",дать элементарные представления о строении человеческого уха и животных. Сформировать представление о характеристике звука-громкости,тембре,длительности. Совершенствовать умение самостоятельно обосновывать выводы экспериментальной деятельности. Развивать логическое мышление,умение внимательно и последовательно выполнять этапы экспериментирования,делать не сложные умозаключения. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и науке физики.
Оборудование:игрушка Сова и Тигруля,линейка 20 см и 40 см,спичечные телефоны,рупоры,проигрыватель с пластинками.
Публикация «Конспект занятия по физике в средней группе „Что услышал Тигруля“» размещена в разделах
Предварительная работа:ознакомление со струнными музыкальными инструментами,принцип издавания звука с помощью прибора"натянутая струна";рассматривание строения органа слуха человека;знакомство со звуковоспроизводящими приборами-проигрыватель,грампластинка;экскурсия и наблюдение в природе-развлечение звуков в природе.
Ход занятие.
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
-Сегодня мы с вами снова пришли в лабораторию тётушки Совы. Давайте с вами вспомним,какой наукой занимается тётушка Сова?
-Что изучает изучает наука физика?
-Для чего нужна физика человеку?
В группе появляется Тигруля с линейкой и размахивает нею вовсе стороны.
-Ну,вот и наш Тигруля!Что в этот раз случилось с тобой?
-У меня странная линейка жужалка,смотрите,что она умеет делать (размахивает,слышим свист рассекающего воздуха).Где же у неё кнопочка!
-Какую кнопку ты Тигруля ищешь?
-Ну видите,она жужжит,а где включается жужалка я не нашёл?
-Ну ты Тигруля смешной,нет никакой кнопки. Мы с детьми тебе сейчас всё объясним.
-Ребята рассаживайтесь по своим местам,попробуем объяснить нашему Тигрули,что происходит с линейкой.
-Давайте сначала определим,каким из разделов в физики мы сейчас будем заниматься.
-Что делал Тигруля?
-Что мы услышали?
Как называется,то что мы с вами слышим?Значить тема сегодняшнего исследования называется "Звук".Давайте тоже попробуем извлечь звуки из наших линеек. Для начало посмотрите,сколько их у нас (Две).
-Если у нас две линейки,то значить можно предположить,что звука тоже будет два. Возьмите короткую линейку. В группе для исследования необходимо создать полную тишину и прислушаться. Один край линейки зажмите крепко рукой. Другой свисающий край отогните и отпустите.
-Что произошло?
-Какой был звук?
-Как он получился?
-Теперь возьмём линейку подлиннее и сделаем тоже самое?
-Что произошло?
-Какой был звук?
-Чем отличались звуки?
-Как вы думаете почему?
-Какой вывод мы можем сделать?
-Скажите,где наш эксперимент мы можем увидеть в природных явлениях (гром,свист проводов,речь человека,телефон)
-Теперь ты понял Тигруля,это у твоей линейке нет кнопки. Это дрожание предмета в воздухе с той чистотой колебаний,которые может уловить наше ухо. И чем короче кончик линейки,тем тоньше звук,а чем длиннее кончик,тем звук сердитее.
-Какие мы с вами молодцы и заслужили отдых.
Гимнастика по музыку про зверят.
-И где наш Тигруля (Раздаются звуки из спальни).Мы ничего не понимаем,что ты там говоришь?Как же нам быть?Тигруля не хочет выходить из спальни,а нам нужно передать ему информацию (Варианты ответов детей).
-(Тётушка сова подходит к детям).Я могу решить вашу проблему. Вам нужен телефон.
-Но у нас нет телефона и у Тигрули его нет.
-Я сейчас вам подарю необычные телефоны (Открывается коробка,дети достают спичечные телефоны).
-Мы совсем про них забыли. Садитесь на места и каждой паре раздам телефон. (дети берут телефоны и начинают передавать друг другу информацию).
(Выходит Тигруля).
-А где же мой телефон?
-Вот,мы с тобой поговорим по этому телефону. Приставь к уху,но не держись за ниточку. (воспитатель произносит фразу"Тигруля мы тебя заждались")
-Ой,что же щекочет моё ухо!
-Дети,что же щекочет ухо Тигрули?
-Как звук попа к нему?
-Какие выводы мы можем сделать?
-Как это используют в природе животные и люди?
-Замечательный телефон.
-И ты Тигруля молодец,помог нам провести ещё один эксперимент со звуком.
-Я хочу проверить как вы умеете хорошо слушать.
(Пальчиковая гимнастика на ковре).
-А у меня для вас есть сюрприз. У меня есть громкоговоритель (показывает детям.
-Дети,правильно ли Тегруля его назвал?
-Как называется предмет,который усиливает звук (РУПОР).
-А каким образом усиливается звук (рупор большой и воздуха забирает много,таким образом звук становится громче).
-Давайте попробуем рассказать с помощью рупора чистоговорку.
-Молодцы!Садитесь на свои места. Назовите приборы с помощью которых извлекается звук.
-У меня для вас сюрприз. Я вам покажу один прибор,которым люди практически не пользуются!
-Раньше музыку слушали на проигрывателях. У него есть вращающейся диск на которой кладут пластинку. На пластинке сделаны специальные дорожки. Поклали пластинку,повернули рычаг и пластинка начала вращаться. Рядом с вращающимся диском находится иголка. Иголку опускают на пластинку и она начинает двигаться по дорожке издавая вибрацию-звук. Звук по проводам бежит к динамикам. Они тоже начинают дрожать,и мы слышим музыку.
-Закройте глаза и послушайте,как звук придёт к вашим ушам.
-А теперь музыка поменяется. Я приглашаю вас на ковёр и каждый из вас передаст в движениях,что он услышал.
-(Тигруля)Какая у вас замечательная лаборатория физики. Можно я к вам приду ещё.
-А вам гости понравилось в нашей лаборатории!Для вас у нас есть сюрприз. Дети поднимают вверх ветерки и они издают звон. Пусть этот звук приносит вам радость и спокойствие ваши дома.