Евгения Крохоняткина
Конспект занятия по финансовой грамотности «Поход в музей финансов»
Конспект занятия по Финансовой грамотности
«Поход в «Музей финансов»
в подготовительной к школе группе.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет.
Задачи. Образовательные задачи.
1. Обогащать представления детей об истории денег, углублять представления детей о прошлом и настоящем; закрепить представления о видах денег (наличные и безналичные, монеты и купюры, пластиковые карты.)
2. Закреплять представления детей о трудовых действиях людей разных профессий;
3. Уточнять знания детей о том, что можно и что нельзя купить за деньги;
Развивающие задачи.
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Поход в музей финансов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Развивать внимание, логическое мышление
2. Развивать связную речь: формировать умение делать простейшие выводы.
3. Развивать познавательный интерес.
4. Познакомить детей с историей понятия - рубль.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать ценностное отношение к труду людей и его результатам.
2. Учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей.
Словарная работа.
Обогащение словаря: наличные и безналичные деньги
Активизация словаря: монета, купюра, заработная плата, пластиковые карты, бесценность.
Оборудование: большой конверт с пригласительным билетом в «Музей финансов», дидактическая игра «Что можно купить за деньги», макет «Музей финансов», сундучок с ракушками, монеты, купюры, пластиковые карты, мяч, сумочка с кошельком.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель привлекает внимание детей
Воспитатель. Ребята!
Сегодня я обнаружила конверт, а что в конверте, хотите узнать?
Дети. Да!
Воспитатель (открывает конверт). Пригласительный билет в «Музей финансов». Нас, ребята, приглашают в «Музей финансов».
Воспитатель. Ребята, а что такое финансы?
Дети. Финансы – это все деньги, которые принадлежат государству, бизнесу или людям, находятся в постоянном движении и увеличиваются.
Воспитатель. А что такое деньги?
Дети Деньги – это универсальное средство обмена различных товаров и услуг между собой, мера стоимости товаров и услуг.
Игра с мячом «Для чего нам нужны деньги?». Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Деньги нам нужны:
Дети: - для покупки продуктов питания,
- для оплаты коммунальных (бытовых) услуг, (воспитатель уточняет: каких именно)
- для оплаты развлечений (воспитатель уточняет: для каких развлечений)
- для оплаты проезда на транспорте,
- для покупки подарков,
- для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Ну, что, отправляемся на экскурсию в «Музей финансов»! Сегодня я буду вашим экскурсоводом! Напоминаю вам правила поведения в музее:
-Не кричать, не шуметь, не ссориться, не трогать экспонаты руками (можно трогать только с моего разрешения, когда будем выполнять задания, не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой.
Основная часть
(Идем к музею)
Вот собрали мы друзей
И отправимся в музей.
Нам в музее интересно,
Что увидим неизвестно
Станем всё мы изучать
Будем всё запоминать
Воспитатель. Стоп! (Дети останавливаются у входа в музей).
- Почему мы остановились? (Макет музея с надписью и денежными символами).
Дети. Мы пришли в музей.
Воспитатель. Как вы догадались, что это музей финансов, если бы не могли читать?
Дети. На входе в Музей изображены деньги, монеты и купюры, сразу видно, что это музей финансов.
Воспитатель. Верно. Добро пожаловать в музей! (Дети заходят, встают полукругом напротив первой выставки экспонатов).
Первая экспозиция нашего музея называется «Деньги». (монеты и купюры РФ разного достоинства, иностранная валюта, старинные деньги, сувенирные монеты, камни и ракушки в сундучке, пластиковые карты в сундучке).
Воспитатель Берет в руки старинный сундучок. Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу сундучок, даю двум-трём детям потрясти). Следуют предположения детей, воспитатель предлагает открыть сундучок, дети видят там ракушки и камни.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, вы можете объяснить, почему в музее финансов, оказались ракушки и камни?
Дети. Предлагают варианты ответов
Воспитатель. Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду. Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи лепили глиняные горшки, четвертые работали на земле.
Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на ракушки, глиняные горшки меняли на красивые камни. В старину ракушки и камни использовали как средство обмена.
Дети. У древних людей вместо денег были ракушки, косточки, перышки, камушки и многое другое. Потом появились железные монеты, а потом деньги: монеты, купюры и банковские карты. Ими и сейчас пользуются люди.
Воспитатель. - Посмотрим, что в другом сундучке (воспитатель достает пластиковые карты). Что это?
Дети. Это пластиковые карты, которые служат вместо денег, ими можно расплатиться в любом магазине, даже в интернет магазине.
Воспитатель. Если деньги лежат в кошельке они у нас в наличии и называются они «наличные деньги».
- Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показываю пластиковые карты).
Воспитатель: Показывает на монеты. Ребята, а это что?
Дети: Монеты
Воспитатель: Правильно, монеты. Какая монета?
Дети: Круглая, металлическая, звенит.
Воспитатель: Какие монеты вы знаете? Какого достоинства?
Дети: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей. Рассматриваем монеты.
Воспитатель: Показывает на купюры. Ребята, а это что?
Дети: Купюры
Воспитатель: Правильно, купюры. Какая купюра?
Дети: Прямоугольная, бумажная, шуршит.
Воспитатель: Какие купюры вы знаете? Какого достоинства?
Дети: 50 рублей, 100 рублей, 500 рублей, 1000 рублей. Рассматриваем купюры.
Воспитатель. Ребята я предлагаю вам подойти к следующей экспозиции «Товары». (Кукла, книга, настольная игра, шапка, чашка, тетрадь с ценниками, кошелек с монетами, картинки с изображением солнца, радуги, планеты, семьи, дождя, зеленые сигнальные карточки)
Воспитатель: Что такое товар?
Дети: Товар – это продукт труда для обмена или продажи.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сигнальщики». Присаживайтесь на стульчики.
Я буду приводить примеры того, что делает человек, а вы, если речь пойдет о товаре, поднимете зеленую карточку.
- Фермер привез на рынок молоко (товар)
- Мама испекла пирог к празднику
- Плотник сделал шкаф и продал его (товар)
- папа починил детям игрушку
- бабушка сварила варенье для внуков
- на фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин для продажи (товар)
- девочка подарила подружке куклу
- садовод вырастил груши и продал их на рынке (товар).
Воспитатель. А сейчас подойдите к экспозиции и рассмотрите предметы и картинки и назовите то, что можно купить за деньги.
Дидактическая игра «Что можно купить за деньги?»
(дети по очереди называют предмет, который можно купить за деньги)
Ребенок. За деньги можно купить тетрадь…
Воспитатель. А почему остались картинки?
Дети. За деньги это нельзя купить (солнце, семью).
Воспитатель. Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба, любовь мамы?
Дети. Нисколько.
Воспитатель. Совершенно верно, они бесценны.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю немного отвлечься и сделать физкультминутку.
Физминутка
Дети становятся в круг, произносят слова и выполняют движения:
Мы бежали по дорожке. (бегут по кругу)
Вдруг, порвались босоножки! (хлопают в ладоши в ритм словам)
Что же делать? Как нам быть? (разводят поочередно правую и левую руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнимаю щеки ладонями и покачают головой)
Будем туфли покупать! (топают ногами в ритм словам)
Станем денежки считать! (трут большим пальцем другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один рубль, два, три, четыре (выполняют скользящие хлопки правой ладонью о левую и наоборот в ритм словам)
Вот мы туфельки купили! (выставляют на пятку то правую, то левую ногу, руки на поясе).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь есть кошелек с монетами, а на каждом товаре есть ценник, обозначающий стоимость товара. Давайте посчитаем монеты и узнаем, какие из представленных товаров мы смогли бы купить. Игра «Считаем денежки»
Воспитатель. Ребята я предлагаю вам подойти к следующей экспозиции «Доходы и расходы». (Кошелек, копилка, доска, разделенная пополам полосой, мел, указка, круглые магниты (6 зеленых, 4 красных и 1 желтый, картинки с изображением расходов, иллюстрации «Правила экономии».)
Воспитатель: Что такое доходы?
Дети: Доходы – это деньги или материальные ценности, полученные за работу.
Воспитатель: Что такое расходы?
Дети: Расходы – это деньги или материальные ценности, потраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: Давайте мы присядем на стульчики и поиграем в игру «Доходы и расходы». Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете говорить «Ура!», если расход – «Ух».
- Папа получил зарплату – доход
- Заболела бабушка и нужно купить лекарства – расход
- Мама выиграла приз – доход
- Сестра потеряла кошелек – расход
- Заплатили за квартиру – расход
- Сын получил стипендию – доход
- Купили телевизор – расход
- Бабушка продала пирожки – доход
- Брат порвал куртку – расход
- Купили путевку на море – расход
Воспитатель. Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему? Ответы детей.
- Внимание на доску! Попробуем составить схему семейного бюджета.
Что такое семейный бюджет?
Дети: Семейный бюджет - это подсчет доходов и расходов в семье.
Воспитатель: В первой семье папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. (выкладывает магниты на доску). Каков бюджет семьи? (дети отвечают, а воспитатель пишет соответствующую цифру в квадрате).
Теперь поработаем со вторым рядом. Во второй семье папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля. (выкладывает магниты на доску). Каков семейный бюджет? (дети отвечают, а воспитатель пишет соответствующую цифру в квадрате).
В какой семье семейный бюджет больше? Почему?
Дети: Потому что первый бюджет состоит из зарплаты мамы, папы и пенсии бабушки (3 дохода, а второй – из зарплаты папы и мамы (имеет только два дохода).
Воспитатель: Ребята, представьте себе такую ситуацию: В семье мама и папа получили зарплату и пошли кататься с ребенком на аттракционы и потратили все свои деньги. Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен. А по почте прислали квитанции об оплате за квартиру.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: За что они должны были заплатить в первую очередь?
Дети: В первую очередь - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру, оставить деньги на питание и проезд.
Воспитатель:- Давайте посмотрим и подумаем о самых важных и необходимых тратах, а что можно оставить и на вторую очередь или вообще обойтись без этого.
(На столе лежат карточки, в которых обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства).Дети выбирают.
Воспитатель: Как нужно относиться к деньгам? (бережно, нужно экономить).
Детям предлагаются иллюстрации «Правила экономии». Задача– назвать правило экономии.
Посмотрите, что изображено на картинках?
Дети: - нужно не лить зря воду,
- нужно, уходя, выключать свет,
- нужно беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства,
- нужно бережно относиться к своим вещам,
- нужно не покупать лишние и бесполезные вещи и игрушки.
Воспитатель: Все верно.
Воспитатель. Ребята я предлагаю вам подойти к следующей экспозиции «Банк». (макет банкомата, пластиковые карточки, сберегательная книжка, разрезные картинки «Эмблемы банков», квитанции на оплату с чеками)
Воспитатель: «Что такое банк и для чего он нужен?»
Дети: «Банк – это финансовая организация, где хранятся деньги. В банке можно хранить деньги, можно брать деньги в долг, если тебе нужно что-нибудь купить, можно оплатить квитанции».
Воспитатель: Ребята, а какие банки вы знаете?
Дети: Сбербанк, Россельхозбанк, Возрождение, Финсервис, ВТБ, ПочтаБанк.
Воспитатель: Давайте поиграем и соберем эмблемы банков?
Дети собирают эмблемы банков.
Подходим к столу, где стоит банкомат. Обратить внимание на банкомат.
Воспитатель: «Как вы думаете, что это такое и для чего он здесь стоит?»
Воспитатель: «Да правильно, это называется банкомат. С помощью вот такой банковской карточки в банкомате можно взять свои деньги. На каждой карточке есть свой пароль и свой код. И другой человек уже не сможет снять с твоего счета деньги. Посмотрите, как с помощью банковской карточки можно снять деньги со своего счета. (Показать детям, как снимаются с карточки деньги). Я подхожу к банкомату, вставляю карточку в специальное отверстие, набираю пароль карты, набираю сумму и получаю деньги. А еще можно через банкомат оплачивать покупки в магазине, оплачивать телефон и многое другое. Теперь давайте посмотрим на сберегательную книжку. Сберегательная книжка похожа на маленькую книжечку, эту книжку нельзя вставить в банкомат, её принимают операторы банка. С неё тоже можно снимать деньги или оплачивать что-нибудь.
Дети экспериментируют с пластиковой картой и банкоматом.
Заключительная часть
Воспитатель. Ребята, мы посмотрели с вами все экспозиции музея. Вам понравилось? Что больше всего? Что нового вы узнали? Ребята посмотрите, здесь есть стол с сувенирами, а у меня с собой есть кошелек с деньгами. Давайте купим нам на память что-нибудь! (предметы (набор шоколадных монеток или слитков, настольная игра для всех, блокнотики для записей доходов и расходов и т. п.) с ценниками).
Воспитатель. Нам пора возвращаться в группу (встают в круг, идут по кругу)
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!