Вера Мальцева
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях для детей с ФФНР
Тема. Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях.
Цели.
Коррекционно-образовательные:
• закрепление правильного произношения звука Ш в слогах, словах и предложениях;
Коррекционно-развивающие:
• развивать подвижность речевого аппарата
• развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;
• развитие мелкой моторики рук, дикции.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать положительное отношение к занятию.
Публикация «Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях для детей с ФФНР» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Оборудование: предметные, сюжетные картинки по программе И. В. Скворцовой; индивидуальные зеркала; тетради, карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Раз, два, раз, два – на занятие пора,
Раз, два, три, раз, два, три – слушай, думай и смотри,
На вопросы отвечай, хорошо запоминай.
2. Основная часть.
А. Работа у доски.
1) Вспомним буквы. (а, у, о, ы) Мы увидели буквы, а произнесли звуки. Отгадайте по губам какие звуки я хочу произнести. (беззвучная артикуляция гласных звуков). Это звуки гласные. Они тянутся, поются.
2) Ребята, вас приветствует веселая змейка: ш-ш-ш-ш. Поздоровайтесь и вы: ш-ш-ш-ш. Что делают губы и язычок, когда мы правильно произносим «шипелочку»?
3) Веселая змейка приготовила для нас новые картинки
Назовите их. (мешок, мишка, шишка, лес)
Поиграем в игру «Топни – хлопни» Хлопните в ладоши, если услышите звук Ш в слове, топните, если звука Ш в слове нет.
Какая картинка лишняя? Почему?
(Картинка «лес» лишняя, потому что в слове «лес» нет звука Ш.)
Какой звук есть во всех названиях картинок?
4) Послушайте правильно ли я произношу звук Ш в слове. (Игра «Строгий учитель»).
Если правильно улыбнитесь и дружно скажите «да», если неправильно – нахмурьтесь и строго произнесите «нет».
Это фыфка, сыска, хыхка, шишка.
5) Молодцы! Мы сегодня на занятии будем стараться правильно произносить звук Ш в словах и предложениях.
Б. Работа за столами.
Раз, два, три, четыре, пять – а теперь тихонько сядь.
Чтобы правильно произносить «шипелочку» надо тренировать язычок.
Чок, чок, чок – тренируйся язычок!
6) Сопряженная гимнастика языка и пальчиков, самомассаж лица, кинезиологические упражнения
Мальчик с пальчик рано проснулся – потянулся, умылся, причесался.
(имитация движений)
№
п\п Текст Движение губ, языка Движения пальчиков.
1 Приготовил завтрак «Блинчики» Хлопки руками.
2 Выпил горячего чая «Чашечка» пальцы рук переплетены "корзинкой".
3 Отправился на прогулку язык движется вверх-вниз, вверх-вниз. имитация ходьбы пальчиков в заданном темпе.
4 Подошел к опушке ровной-ровной, гладкой-гладкой. ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе.
5 На опушке - большое дерево. язык высовывается и напряженно тянется к носу. локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх.
6 На дереве дятел. Произнесение звука Д при приоткрытом рте. Пальцами правой руки стучать по ладони левой и наоборот.
7 А по деревом грибы. Упр. «Грибок» Правая рука «шляпка», указательный пальчик левой руки «ножка»
8 Собрал полную корзинку грибов Упр. «Чашечка» пальцы рук переплетены "корзинкой".
9 Тяжело нести. Позвал лошадку. Упр. «Лошадка» Имитация движений езды на лошади
10 Приехал к домику
Широкий язычок лежит на верхней губе. Пальчики «домиком»
11 Зашел по ступенькам. Постучал в двери.
Нажал на звонок Упр. «Ступеньки» Движения ладошкой «ступеньки», «Постучать» указательным пальчиком
12 Дверь открыл дедушка.
Вот с такими вот усами, вот с такою бородой, вот с такими вот бровями, вот в таких больших очках Самомассаж лица. Самомассаж лица.
13 Дедушка строго спросил: «Где ты был?» Повторение всех движений Повторение всех движений
7) Веселой змейке очень понравился наш мальчик с пальчик.
Она запела свои песенки.
Произнесем правильно песенки веселой змейки: ша-шо-ши-шу.
Пальчики соедините – песенки произнесите. (Упр. «Пальчики здороваются» с проговариванием слогов)
8) А теперь игра «Веселый поезд»
Называние картинок на карточке. Смена карточек.
Уточнение значения названий картинок.
9) Раз, два, три, четыре, пять – мы с мячом идем играть.
Игры с разными мячами.
Грамматические упражнения с названиями «вагончиков»
• «Назови ласково»
• «Один - много»
• «Посчитай до 5»
Физкультминутка.
10) Раз, два, три, четыре, пять – за стол садимся мы опять.
Работа со скороговоркой.
• Послушайте скороговорку.
• Подумайте какую картинку можно нарисовать в тетради к этой скороговорке.