Юртаева Светлана Александровна
Конспект занятия «Письма Царицы всех наук Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Письма Царицы всех наук Математики»
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Разработала:
Юртаева Светлана Александровна
Воспитатель I-й квалификационной категории
МКДОУ дс "Колосок"
2022 год
Цель: обобщение и закрепление полученных ранее знаний.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Письма Царицы всех наук Математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Образовательные : способствовать закреплению знаний о геометрических фигурах, упражнять в ориентировки на листе бумаги, закреплять пространственные представления (слева – справа, вверх – вниз, между, по центру. Закрепить знания о прямом и обратном счете.
Продолжать знакомить с целым и частями. Упражнять в решении примеров на сложение и вычитание.
Развивающие: стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко быстро отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные: воспитание интереса к занятиям математики, потребности помогать другим.
Предварительная работа: работа с мини-ларчиками, логическими блоками Дьенеша
Методы: мотивация, игровой, словесный, наглядно- практический, репродуктивный (приё м повтора: выполняют задание по образцу, эвристический (воспитанники самостоятельно разрешают проблемную ситуацию)
Приемы: объяснение, вопросы к детям, самостоятельная работа детей, сюрпризный момент.
Материал и оборудование :
Демонстрационный материал : конверты Царицы Математики (5-ти цветов, рисунки геометрических фигур, овал с изображением грустной мимики, цифры.
Раздаточный материал : простые карандаши, красные карандаши по количеству детей, счетные палочки, мини-ларчики (для ориентировки на плоскости) карточки с примерами на сложение и вычитание.
Оборудование: Коврограф Ларчик, логические блоки Дьёнеша.
Проведение ООД
1. Мотивационный этап (Вводная часть)
Организационный момент:
Воспитатель с детьми стоят в центре группы.
В:-Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья. (Дети берутся за руки, образуя круг)
Мы сейчас пойдем направо, (Дети идут направо)
А теперь пойдем налево, (Дети идут налево)
В центре круга соберемся, (Дети собираются в центре круга)
И на место все вернемся. (Дети возвращаются на свои места)
Улыбнемся, подмигнем, (Дети улыбаются, подмигивают)
И занятие начнём. (Дети проходят за столы, усаживаются на свои места)
Воспитатель стоит перед детьми с конвертами в руках.
В:-Ребята, сегодня утром я пришла в детский сад, и мне почтальон вручил вот эти письма (Воспитатель показывает детям письма обозначенные цифрами от 1 до 5).
В:-Письма адресованы ребятам старшей группы «Непоседы», а значит именно вам. Эти письма прислала вам сама Царица всех наук Математики. Она узнала, что вы через год идете в школу, и захотелось ей проверить ваши знания. Давайте сначала разомнемся, проверим, готовы ли вы к трудностям?
Разминка:
Дети встают из-за своих рабочих мест.
В:- Сколько пальцев на одной руке?
Д: - Пять.
В:- Сколько углов у треугольника?
Д: - Три.
В:- Сколько раз в году бывает день рождения?
Д: - Один раз.
В:- Верно. Сколько носов у трех котов?
Д: - Три.
В:- Сколько ушей у двух мышей?
Д: - Четыре.
В:- Сколько огоньков у светофора?
Д: - Три.
В:- Какое время года сейчас?
Д: - Зима.
В:- Перечислите все зимние месяцы
Д: - Декабрь, январь, февраль.
В:- Сейчас утро или вечер?
Д: - Утро.
В:- Молодцы, вы очень внимательны, правильно отвечали на вопросы.
2. Содержательный этап (Основная часть)
В:- А сейчас садитесь за столы, и посмотрим на письма, которые прислала Царица Математики.
Дети садятся за столы.
1. «Геометрические фигуры»
Воспитатель берет конверты, кладет перед детьми.
В:- Сколько писем прислала Царица Математики?
Д: - Пять.
В:-Правильно, пять. Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета?
Д: - Красный.
(Воспитатель открывает красный конверт)
В:- Что вы здесь видите? (Воспитатель показывает овал с изображением грустной мимики)
Д: - Овал
В:- Как вы думаете, какое у него настроение?
Д: - Грустное, невесело.
В: - Почему он загрустил?
Д: - Потому, что он один, рядом нет его друзей.
В:- Кто его друзья?
Д: - Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
В:- А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы перед собой выкладываете ту фигуру, на которую этот предмет похож: мяч, дверь, крыша дома, огурец, телевизор.
В:- Часы, телевизор, пирамидка, палас, окно. (Дети выкладывают геометрические фигуры)
В:- Какие фигуры у вас получились? Назовите их. Соня назови фигуры.
Соня: - Круг, прямоугольник, треугольник, овал, квадрат.
В:- У всех такие фигуры получились?
Д: - Да.
В:- Как их можно назвать, одним словом все эти фигуры?
Д: - Геометрические фигуры.
В:- Максим, сколько всего геометрических фигур у тебя получилось?
Максим: - Пять.
В:- Ребята, а теперь откройте логические блоки Дьенеша и постройте логическую цепочку: Первым идет не желтый и не красный не треугольник, не, прямоугольник и не квадрат. Вторым идет не синий и не желтый не круг, не квадрат и не прямоугольник. Третьим идет не синий и не красный не круг, не треугольник и не квадрат. Четвертым идет не желтый и не красный не круг, не треугольник и не прямоугольник.
(Дети выбирают нужные фигуры и выкладывают логическую цепочку)
В:- Давайте проверим, что у вас получилось.
(Дети называют цвет и геометрическую цепочку)
Д:- Синий круг, красный треугольник, желтый прямоугольник и синий квадрат. (Воспитатель показывает изображение логической цепочки)
В:- Молодцы и с этим заданием вы справились. Сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Опустите руки вниз. (Дети опускают руки вниз)
Гимнастика для глаз
В:Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.
Мы гимнастику для глаз,
Выполняем каждый раз.
Раз – налево, два – направо, (Дети поворачивают глаза налево, затем направо)
Три – наверх, четыре – вниз. (Дети поворачивают глаза вверх, вниз)
А теперь по кругу смотрим, (Дети водят глазами по кругу)
Чтобы лучше видеть мир.
Глазки – влево, глазки – вправо, (Дети поворачивают глаза влево, затем вправо)
И по кругу проведем. (Дети водят глазами по кругу)
Быстро, быстро поморгаем, (Дети быстро моргают)
И немножечко потрем. (Дети трут глаза руками)
В:- А сейчас я предлагаю поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют.
2. «Ориентация на плоскости»
В:-Ребята, положите Мини-ларчики перед собой, разместите треугольник в левом верхнем углу. (Дети размещают треугольник в левом верхнем углу мини-ларчика)
В:-Круг в левом нижнем углу (Дети размещают круг в левом нижнем углу мини-ларчика)
В:-Квадрат в правом верхнем углу (Дети размещают квадрат в правом верхнем углу мини-ларчика)
В:-В правом нижнем углу прямоугольник (Дети размещают прямоугольник в нижнем углу)
В:-Овал, в центре листа. (Дети рисуют овал в центре мини-ларчика)
В:- Выкладываю правильный вариант для проверки на доске. (Воспитатель выкладывает на коврографе геометрические фигуры)
В:-Все справились?
Д: - Да
В:- И с этим заданием вы справились. Давайте открываем желтый конверт под №2
3. «Прямой и обратный счет»
В:-А здесь карточки с цифрами. Сейчас мы с ними поиграем.
- Ребята давайте пройдем на палас и поиграем в игру «По порядку становись».
(Дети идут на палас, на столе лежат карточки с цифрами 0-9) Игра «По порядку становись».
В:- По моей команде «по порядку становись» вы должны построиться по порядку от 0 до 9.
(Под музыку дети строятся по порядку от 0 до 9)
В:- Молодцы, давайте попробуем посчитать (дети считают вместе с воспитателем от 0 до 9).
В:- Цифра 3, назови своих соседей.
Ребенок: - 2 и 4.
В:- Цифра 7 назови своих соседей.
Ребенок: - 6 и 8….
В:- Давайте еще поиграем, только теперь надо построиться наоборот, т. е от 9 до 0.(Дети строятся от 9 до 0)
В:- Молодцы, а теперь давайте попробуем посчитать наоборот (дети считают вместе с воспитателем от 9 до 0).
В:- Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Давайте встанем в круг и вспомним нашу разминку. (Дети встают в круг)
Физ-минутка «Две минутки»
Если мы чуть-чуть устанем,
Мы на две минутки встанем.
Мы потянемся сначала, (Дети подтягиваются)
Повернемся влево - вправо. (Дети поворачиваются влево, вправо)
Мы наклонимся разок (Дети наклоняются вперед)
И достанем свой носок. (Дети дотрагиваются до своего носка)
Раз, два присели вниз, (Дети приседают вниз)
три, четыре – поднялись. (Дети поднимаются)
А теперь шагаем вместе (Дети шагают)
На одном и том же месте.
Можем тихо постоять (Дети спокойно стоят)
Отдохнуть и задачки по решать.
В: - Отдохнули. Давайте посмотрим, какие конверты у нас остались (дети идут к столам, садятся на стулья).
- Сейчас откроем белый конверт под №3
4. «Целое, части»
В:- Ребята, а здесь задача. Поможете мне ее решить. Слушайте внимательно.
Если я разделю вафлю пополам, сколько детей я смогу угостить?
Д: - Если разделить вафлю пополам, то можно угостить двоих детей.
-Верно. Как называются эти части?
Д: - Половинки.
В:- А сколько детей я могу угостить, если разделю пополам 2 груши?
Д: - Четверых детей.
(Если дети затрудняются, воспитатель помогает)
В:- Как называются эти части.
Д: - Дольки
В:- Молодцы, помогли, решить задачу. Сколько конвертов еще осталось?
Д: - Два.
В:- Давайте ребята откроем синий конверт.
5. «Примеры. Работа с счетными палочками»
В:- Ой, здесь примеры. А примеры, то не просты, а примеры с картинками. После знака «равно» нужно написать цифру простым карандашом. (воспитатель раздает примеры).
В:-Работать будете самостоятельно. Берите карандаши и приступайте. Кто затрудняется, поднимите руку я подойду и помогу.
(Дети считают с помощью счетных палочек. Воспитатель помогает детям, кто затрудняется, следит за осанкой детей).
В: Закончили. Молодцы, кладите карандаши. Ну, что ребята у нас один конверт остался лежать на столе. Что про него можем сказать, какой он?
Д: - Последний или 5-й?
В: -Посмотрим, что в нем? (воспитатель достает цифру 5)
В:- Ребята, «Царица всех наук Математики», была уверенна, что вы справитесь со всеми заданиями. Посмотрите, что она для вас приготовила? (достаю с конверта цифру «5». Что это за цифра?
Д: - Цифра «5»
В: - «Царица Математики» ставит вам пятерки за ваш труд. Как вы думаете, вы заслужили 5-ки?
Д: - Да
В: Конечно вы молодцы. Ну что ж ребята, все конверты проверили, задания выполнили.
3. Рефлексивный этап (Заключительная часть).
В: -Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?
Д: - Говорили о геометрических фигурах, играли в игру «по порядку становись», решали примеры, делили целое на части, выкладывали логическую цепочку, выкладывали геометрические фигуры на плоскости.
В: - Все ли вам понравилось?
- А что больше всего понравилось?
- Что было сложнее всего?
- А с чем было легче всего справиться?
- Как вы считаете, вы справились с заданием?
Молодцы. Занятие окончено.