Самедова Виталия
Конспект занятия педагога-психолога «Окружающий мир» для детей с ОВ 7–11 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание благоприятной атмосферы для самораскрытия участников, развитие вербально-понятийного мышления, повышение общего уровня представлений об окружающем мире, развитие словарного запаса, развитие способности к установлению смысловых логических связей, развитие письменной речи, доставление радости себе и другому.
1. Беседа
Ребята сегодня на занятии, выполнив ряд упражнений, вы повысите свой словарный запас, уровень представлений об окружающем мире, научитесь устанавливать смысловые логические связи, а так же грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.
2. Вводная часть.
Публикация «Конспект занятия педагога-психолога „Окружающий мир“ для детей с ОВ 7–11 лет» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Упражнение - разминка «Земля».
Цель: создание благоприятной атмосферы для саморазвития.
Ход проведения.
Упражнение проводится в круге. Из «волшебной» коробки психолог достает шар в виде планеты "Земля", затем просит детей, передавая шар по кругу, рассказать интересные факты о Земле, о животных и природе, о том что их радует и они любят из окружающего их мира.
Основная часть.
1. Упражнение «Порядок»
(от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»
Цель: развитие вербально-понятийного мышления, повышение общего уровня представлений об окружающем мире.
Ход проведения.
Психолог объясняет, что, кроме частных и общих понятий, существуют слова, обозначающие промежуточную степень общности, т. е. если их сравнить с частными понятиям, то они будут по отношению к ним более общими, а при сравнении с общими понятиями будут являться более частными. Например, понятие «собака» является более общим по отношению к частному понятию «пудель» и частным по отношению к более общему понятию «животное».
Затем показывает три карточки со словами. Ребята должны расположить их слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было частным, крайнее справа - самым общим, а посередине - промежуточным по общности, т. е. частным по отношению к правому понятию и общим по отношению к левому понятию. Слова для предъявления:
Полезное ископаемое - топливо - нефть.
Ливень - осадки - дождь.
Лесное растение - дерево - дуб.
Водоем - озеро - Байкал.
Съедобный гриб - гриб - масленок.
Корова - животное - домашнее животное.
Водоем - река - Волга.
Дятел - лесная птица - птица.
Луговая трава - трава - клевер.
Водное пространство - Атлантический океан - океан.
(Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)
2. Упражнение «Где ошибка?».
Цель: развитие способности к установлению смысловых логических связей, развитие письменной речи.
Ход проведения
Детям предлагаются предложения, в которых надо исправить ошибки:
- Зимой в саду расцветают яблони.
- Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
- Мальчик стеклом разбил мяч.
- После грибов будут дожди.
- Весной луга затопили реку.
- Снег засыпало пышным лесом.
3. Упражнение "Сочиняем сказку"
Цель: Развитие связной речи, расширение кругозора детей; развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление; умение работать коллективно.
Материалы: Картинки- подсказки.
Ход проведения
Ребятам предлагаются картинки (они могут лежать картинкой вниз, которые они будут тянуть по очереди и с их помощью сочинять сказку.
Пример сказки, которая получилась у нас:
Волчонок.
Жила была девочка Маша. Очень она любила природу и животных. Была она внучкой местного лесничего. Дом их находился возле леса. Выйдут они, бывало, с дедом в обход по лесу, то капканы найдут браконьерские, то ловушки разные. И хорошо, чтоб пустые были!
Вот как-то раз идут по лесу и слышат, жалобно скулит кто-то. Чем ближе подходят, тем больше на плач детский похоже. Глядь, по деревом волчонок маленький, в капкан попался. Лежит без сил…Машеньке так волчонка стало жалко, расплакалась и говорит:
«- Дедушка, мы же не бросим его?»
А старик отвечает:
«- Как бросать, внученька…Вылечим мы его, а потом обратно в лес отпустим.»
Так они и сделали. Освободили малыша, и домой отнесли, выхаживать.
Туго пришлось, уже и не надеялись на чудо. Еле выходили волчонка, с каждым днем все крепче становился. Все больше привязывались к нему Маша с дедушкой и он к ним тоже. Решили они оставить его на зиму.
- Вот зима пройдет, волчонок сил наберется, подрастёт, и выпустим его обратно в лес. Он свободных кровей, ему воля нужна – говорил старик.
Как бы Машенька не хотела оставить волчонка, а дедушке перечить не стала.
Наступила весна. Природа ожила, и жизнь в лесу пробудилась. Как бы грустно не было, пришлось прощаться с полюбившимся малышом. Привели Машенька с дедом его в лес, слезы по щекам текут у обоих. … И волчонок так жалобно смотрит, будто все понимает.
- Все иди! Пора прощаться!- сказал дедушка.
А волчонок с места не трогается.
- Иди, кому сказал!- грозно произнес старик. Волчонок подскочил и побежал. Оглянулся и хотел было вернуться, но дедушка рявкнул:
«Пошел, пошел вон!» И след волчонка затерялся в лесной чаще.
Прошло немало времени с тех пор. Сколько ходили Маша с дедушкой в лес, не встречали своего волчонка. Да, теперь уже это и не волчонок вовсе.
В этом году зима лютая выдалась. Слух прошел, что медведь-шатун в этих краях объявился. Дедушка не хотел Машу с собой брать, ну разве от нее отвертишься. Вот пошли в лес хворост собирать, да заодно проверить все ли в лесу в порядке. Идут, под ногами снег хрустит, мороз пробирает. И тишина кругом, точно уши снегом залепило. Вдруг откуда не возьмись, выскочил медведь и прямо на них мчится. Маша с испугу закричала на весь лес: «-Помогите!» Ну кто же на помощь придёт! Дедушка будто оцепенел. Медведь быстро приближался… Как вдруг из-за елей выскочил молодой, огромный волк и вцепился в медведя. Мишка отшвырнул обидчика в сторону. Но волк не сдавался, подскочил и вновь вцепился в разъярённого зверя. На этот раз медведь сдался и скрылся за деревьями. Победитель гордо лаял ему в след. Потом посмотрел тоскливо на Машу, на дедушку и скрылся прочь.
- Дедушка это же наш волчонок был!» - сказала девочка.
- Похоже, Машенька, действительно он. Помог нам, как мы когда-то помогли ему- ответил старик.
Было это на самом деле или нет, кто ж упомнит. Важно одно: если любишь и бережешь природу, она тебе отплатит тем же.
3. Заключительная часть.
Упражнение «Улыбка для друга».
Цель: доставление радости себе и другому.
Дети становятся в круг. Нежно берутся за руки и улыбаются друг другу, тем самым дарят хорошее настроение товарищам.
4. Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности.
- Вопросы психолога:
- Чем занимались на занятии?
- Чему научились на занятии?
- Что было легко и что вызвало трудности?