Новикова Ольга
Конспект занятия «Память» для детей 8–10 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Схема конспекта занятия
I. Пояснительная записка к занятию.
• Тема занятия.
«Память»
• Возрастная группа.
Дети 8-10 лет
• Цель занятия.
Расширить кругозор в области познавательных процессов, определить место и значение памяти.
Познакомить с понятиями «память», «мнемотехника», видами памяти.
Объяснить разницу между механическим и осмысленным запоминанием.
Публикация «Конспект занятия „Память“ для детей 8–10 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Показать разные способы запоминания.
• Задачи урока / занятия.
Показать связь памяти со структурами мозга.
Дать представления о понятии и видах памяти.
Показать связь различных видов память с органами чувств.
Научить различным способам запоминания.
• Обоснование применения дополнительных материалов, в том числе
IТ-инструментов, на уроке/занятии.
• Используемое оборудование.
Интерактивная доска, компьютер.
Задачи:
Предметные
• Познакомить с понятием «память» и расширить знания по данной теме;
• Познакомить с механизмом работы памяти;
• Познакомить с техниками и приемами эффективного запоминания;
• Способствовать развитию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);
• развивать умение по получению и воспроизведению информации;
• развивать умение давать обратную связь (рефлексия);
Личностные:
• развивать интерес ребенка к самому себе, познанию психики человека;
• вырабатывать адекватное отношение к ошибкам и неудачам;
• развивать уверенность в себе;
• повышать уровень самоконтроля;
• воспитывать доброжелательность к окружающим, чувство эмпатии;
• развивать навыки взаимопомощи;
• формировать мотивацию к достижению.
Метапредметные:
• формировать стремление к реализации своих способностей;
• развивать интерес к обучению, к познавательной деятельности;
• развивать умение действовать по плану, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.
Планируемые результаты
Предметные:
- приобретение знаний о познавательных процессах и «памяти», как одном из них;
- овладение техниками и приемами эффективного запоминания;
- получение опыта эффективного воспроизведения полученной информации;
- развитие навыков рефлексии.
Личностные:
- проявление устойчивого интереса к занятиям по психологии;
- проявление творческой активности;
- проявление доброжелательности;
- повышение уверенности в своих силах и возможностях.
Метапредметные:
- формирование стремления к приобретению знаний;
- развитие нравственных особенностей личности (доброты, эмпатии, взаимовыручки);
- расширение сферы потребностей личности учащихся;
- повышение творческой активности, инициативы и любознательности, стремления к достижениям;
- повышение самооценки.
Содержательная часть:
2.1. Конспект урока / занятия (в таблице).
Деятельность педагога с указанием номера слайда
(при наличии презентации) Деятельность обучающегося
Этап 1 урока/занятия (название этапа, его продолжительность)
Организационный этап. 3 минут
Приветствие, мотивация, постановка цели и задач.
Цель этапа (педагога) :
Установление эмоциональной связи с детьми, создание доброжелательной атмосферы на занятии, включение всех детей в работу, ориентируя на успех и получение результатов. Цель этапа (обучающегося) :
Настроиться на занятие, осознать тему, с интересом включиться в процесс познания, проникнуться желанием овладеть практическими навыками.
Деятельность 1 (Слайд 1)
Сообщение темы занятия «Память»
Обращение к слайду с изображением человека и большого количества информации, которой человек овладевает в процессе своего обучения и развития.
Педагог сообщает, что всех присутствующих на данном занятии ждет увлекательное путешествие и постижение секретов успешного сохранения и воспроизведения информации.
Педагог интересуется ожиданиями детей от занятия на данную тему. Деятельность 1
Все дети вместе с педагогом, опираясь на слайд, перечисляют различные предметы (науки, которыми предстоит овладеть во время учебы в школе и в дальнейшем обучении. Задумываются о том, где и как может храниться такое количество знаний (информации). Некоторые из ребят отвечают на вопрос о своих ожиданиях от занятия на эту тему.
Этап 2 урока/занятия (название этапа, его продолжительность)
Актуализация знаний. 5 минут
Цель этапа (педагога) :
Выявление знаний по данной теме. Размышление над понятиями «память» и виды памяти (подготовка «почвы» для дальнейшего углубления в тему). Выявление затруднений в понимании данных вопросов.
Формирование мотивации: «Именно эти знания помогут нам в путешествии прийти к цели и найти сокровища». Цель этапа (обучающегося) :
Включиться в процесс размышления. Появление желания достичь цели.
Деятельность 2
Слайд 2:
Педагог спрашивает детей, что же такое память, для чего она нужна и важна ли она для человека. Моделирует ситуацию отсутствия памяти у человека.
Слайд 3:
Педагог спрашивает детей, как человек получает информацию из внешнего мира (с помощью каких органов чувств? (для того, чтобы заполнить «хранилища памяти», нужно эту информацию получить). Деятельность 2
Ответы детей с помощью наводящих вопросов педагога.
Этап 3 урока/занятия (название этапа, его продолжительность)
Объяснение нового материала и практическое освоение навыков. 30 минут.
Цель этапа (педагога) :
Сообщение новой информации по теме. Расширение кругозора. Введение героев для активного и увлеченного процесса познания. Обращение детей к их мыслям и чувствам. Объяснение механизмов работы памяти и практическое освоение навыков по запоминанию информации. Цель этапа (обучающегося) :
Активно включиться в познавательную деятельность, понимание заданий педагога, активное участие в диалоге и групповой деятельности. Усвоение материала в игровой форме (занятие-путешествие). Овладение практическими навыками.
Деятельность 3
(Слайд 4) Введение героя – Мнемозина (древнегреческая богиня памяти).
Введение понятий: «мнемо» - память, «амнезия» - потеря памяти, «мнемотехники» - приемы запоминания.
(Слайд 5) Секрет Мнемозины – где хранится память? Объяснение, что память связана с мозгом и его нервными клетками. Деятельность 3
Погружение в процесс познания, развитие заинтересованности. Сравнение полярных понятий: «память» - «отсутствие памяти», понимание большой значимости памяти и желание овладеть приемами запоминания.
Деятельность 4
(Слайд 6)
Промежуточное подведение итога: теперь Мнемозина уверена, что вы имеете хорошую предварительную подготовку и вас можно отправлять в путешествие на поиски сокровищ и постижение тайн Мнемозины.
Введение героя, сопровождающего детей в путешествии (бабочка Мнемозина).
(Слайд 7)
Изучение маршрута (карты) путешествия. Нам предстоит отправиться в путь с острова «Амнезия», жители которого потеряли память и погибают, мы поможем им выбраться с острова, пройти через путь познания (испытания) и доплыть до острова, где есть клад, возможно, мы их спасем. Нам предстоит успешно пройти испытания на четырех станциях, только так мы достигнем цели. Деятельность 4
Дети озвучивают (и осознают) то, что им стало известно по теме «память» (понятие, виды памяти, о связи памяти с мозгом, о богине Мнемозине).
Определение стратегии достижения цели. Проявление сопереживания к жителям острова, потерявшим память.
Настроиться на совместную работу и взаимовыручку.
Деятельность 5
(Слайд 8-9) Станция «Логическая память»
Педагог объясняет, что такое логика и логическое запоминание на примере «Круговорота воды в природе» (каждое последующее событие вытекает из предыдущего). Деятельность 5
Усвоение понятий, приемов, осмысление данных процессов.
Кто-нибудь из детей пробует объяснить круговорот воды в природе до объяснения материала и после. Сравнение результатов.
Деятельность 6
(Слайд 10-11)
Станция «Зрительная память»
Педагог предлагает запомнить 9 картинок через зрительный анализатор и воспроизвести их по памяти.
Педагог объясняет, что память это сложный процесс и запоминание является более эффективным при сочетании разных возможностей памяти. Подключаем логику и творческие способности, связываем эти картинки в какую-нибудь историю (фантазируем). Перечисляем картинки, опираясь на историю.
Педагог дает понятие «механическое запоминание» и «осмысленное запоминание». Деятельность 6
Усвоение понятий, приемов, осмысление данных процессов.
Работа детей по воспроизведению образов посредством механического и затем осмысленного запоминания. Сравнение результатов.
Деятельность 7
(Слайд 12-13)
Станция «Слуховая память»
Педагог зачитывает текст о неизвестном для детей животном (окапи) и предлагает воспроизвести прослушанный материал.
Затем педагог показывает изображение этого животного. Интересуется у детей насколько совпал образ животного, воспринятого на слух и посредством зрения. Подводим итоги, делаем вывод о сложности восприятия информации только на слух и важности всех анализаторов восприятия и разных видов памяти. Деятельность 7
Усвоение понятий, приемов, осмысление данных процессов.
Работа детей по воспроизведению информации, воспринятой на слух. Сравнение результатов после зрительного восприятия. Осмысление важности разных видов памяти и сочетания их друг с другом.
Деятельность 8
(Слайд 14-15)
Станция «Двигательная память»
Детям предлагается пальчиковая игра.
Сначала текст игры озвучивается без участия рук, а затем текст сопровождаем соответствующим движением рук и мимикой. Сравниваем результаты по запоминанию текста.
Раскрываются понятия двигательная (моторная, «память тела», память жесты, крупная и мелкая моторика. Приводятся примеры (танец, ходьба, письмо). Деятельность 8
Усвоение понятий, приемов, осмысление данных процессов.
Работа детей по воспроизведению информации, посредством движения тела. Участие в формулировании понятий и приведении примеров двигательной памяти.
Этап 4 урока/занятия (название этапа, его продолжительность)
Рефлексия. 7 минут.
Цель этапа (педагога) :
Эмоциональная и познавательная рефлексия под музыку Моцарта, способствующей развитию и улучшению памяти). Допустим письменный вариант. Дать справку о пользе классической музыки некоторых композиторов для развития памяти (подтверждено научными исследованиями). Цель этапа (обучающегося)
Определить уровень достижений, затруднений, совпадение/несовпадение результата с ожиданиями. Определить полезность приобретенных знаний для жизни. Определить ценность памяти.
Деятельность 9
(Слайд 16-17)
Прибытие на остров памяти (он же остров сокровищ) после успешного прохождения испытаний и обретения знаний. Подведение детей к мысли о том, что память и есть главное сокровище, а знания о памяти - главное приобретение нашего путешествия. Благодаря стараниям и своим знаниям мы помогли жителям острова «Амнезия» вновь обрести память (развитие эмпатии и взаимовыручки). Деятельность 9
Распознать сокровище, обнаруженное после длительного путешествия с разнообразными испытаниями. Высказаться устно и письменно о своих впечатлениях и приобретенных ценностях.
Концентрация внимания
Данные неврологических исследований доказывают, что музыка Моцарта способна повышать IQ. Музыка настраивает на концентрацию внимания, снижает рассеянность, откладывает спад внимания, заставляет выуживать информацию со дна памяти и ускоряет ее последующее вспоминание. Когда вам необходим мозговой штурм, музыка помогает воспользоваться возможностями мозга более полно.
Композиции:
Wolfgang Amadeus Mozart : Piano Concerto No. 17, finale
Johann Sebastian Bach : Prelude & Fugue No. 1 (from the Well-Tempered Clavier)
Рефлексия
(письменный вариант)
1. Было ли занятие для меня интересным?
Что было самым интересным?
2. Было ли занятие для меня полезным?
3. Пригодятся ли мне эти знания в жизни?
Список литературы:
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
2. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М. : ЧеРо, 1998.
3. Нуркова В. В. Память. Общая психология. В 7т. т. Под ред. Братуся Б. С. Т. 3. М. : Академия, 2006